Инновационная политика в развитии регионов
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Быкова И.Л. Инновационная политика в развитии регионов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 33-37.
Аннотация:
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед Россией, является переход от нынешней «сырьевой экономики» к «экономике знаний». Без ее реализации нельзя решить многочисленные социальные проблемы общества, и, прежде всего, – роста благосостояния населения и снижения уровня бедности в стране.
Ключевые слова: инновационная политика, экономика региона, развитие региона
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед Россией, является переход от нынешней «сырьевой экономики» к «экономике знаний». Без ее реализации нельзя решить многочисленные социальные проблемы общества, и, прежде всего, – роста благосостояния населения и снижения уровня бедности в стране. В развитых странах мира 3/4 прироста ВВП обеспечивается благодаря инновациям. Именно поэтому научная общественность США самым выдающимся событием XX века, оказавшим наибольшее влияние на жизнь общества, назвала создание национальной инновационной системы, хотя, казалось бы, к таким событиям следует отнести полеты в космос, освоение ядерной энергетики, Интернет. Почему? Ответ здесь ясен создание национальной инновационной системы позволило сформировать механизм взаимодействия науки и бизнеса, увязать в единое целое интересы разработчиков идей, производителей и потребителей. Это способствовало значительному ускорению социально-экономического развития страны. В России пока не сформирована целостная система воспроизводства инноваций, хотя созданы отдельные ее элементы: технопарки, фонды поддержки инноваций, центры передачи технологий. Как известно, мало иметь идею, надо иметь еще и финансовые ресурсы на ее разработку. Инновационная система — это механизм, делающий научные открытия доступными всему обществу. Это напрямую связано с наличием соответствующей ресурсной базы. Так, доля бюджетных расходов на науку в 1999-2004 гг. неуклонно снижалась. Лишь в 2005 г. появилась тенденция роста (2005 г. 1,71%, 2006 г 1,74%). Это позволяет надеяться, что к 2010 г. доля расходов на науку будет доведена до 4%, как это и было предусмотрено «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». К сожалению, в России сегодня не более 10% промышленных бизнес-структур занято инновационными проектами. Лидируют здесь отрасли транспорта и связи, где около 20% компаний заняты научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). В ТЭКе же, переполненном финансовыми ресурсами, напротив, только 3% предприятий осуществляют инновации. В целом доля России в мировом товарообороте научно-технической продукции не превышает 0,3% (у Китая – 6%). Следует отметить также структуру затрат на инновационную деятельность в российском строительном комплексе, которая выглядит следующим образом: прикладные научно-исследовательские работы – 31,9%; проектно-конструкторские и технологические работы – 48,6%; изготовление и испытание опытного образца новой техники – 16,1%; проектные работы для строительства – 4,4%. Основными требованиями, предъявляемыми к инновациям в процессе строительной деятельности, являются учет затрат на возведение зданий и сооружений и поддержание всего их жизненного цикла, обеспечение комфортности обитания и, следовательно, улучшение здоровья людей, экологическую безопасность, сохранение благоприятной окружающей и среды культурного наследия. Такой учет побуждает большее внимание сосредоточить не на капитальных вложениях, а на суммирующих показателях, элементы которых, например, расход энергических, водных и других природных ресурсов, приобретают решающее значение. Реализация данного подхода сталкивалась до недавних пор с определенными трудностями, так как затраты прошлых лет представлялись менее существенными. В настоящее время выдвигаемые мировым сообществом требования устойчивого развития приводят к принятию понятия пределов роста, при котором значение отдаленных социальных и экономических последствий значительно повышается. Еще в 70-е годы в связи с первым нефтяным кризисом многие западные страны предприняли радикальные меры по экономии энергоресурсов за счет снижения потерь тепла и вовлечения его в оборот в процессе эксплуатации зданий. Уже сегодня положительный эффект этого не вызывает сомнений. Для мощного рывка в инновационной сфере в России, на основании опыта развитых стран, необходимо разработать специальный пакет экономических мер по стимулированию научно-технологической деятельности предприятий. В условиях ограниченных оборотных средств предприятий и кабальных условий получения банковских кредитов надеяться на обновление производственного аппарата промышленности на инновационной основе весьма проблематично. В развитых странах значительно больше эффективных льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Так, налоговая скидка с расходов компаний (предприятий) на НИОКР в сфере высоких технологий может составлять от 100% (США, Великобритания, Канада, Бельгия, Швеция, Италия) до 150% (Австралия) суммы расходов на НИОКР, вычитаемых из налогооблагаемых доходов компаний. Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или его снижение на 50% в первые 5 лет функционирования действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы, в том числе научно-исследовательские. В ряде стран (США, Япония, Канада и др.) существует налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий в сфере НИОКР. Имеются налоговые льготы на кооперацию в сфере НИОКР и в целом на инновационную деятельность (так называемые партнерские объединения). По имеющимся оценкам, индивидуальные затраты каждой компании на проведение НИОКР в рамках такого объединения на порядок меньше по сравнению с затратами на проведение аналогичных исследований на самостоятельной основе. В Японии, Корее, Германии, Италии и Канаде широко развито прямое стимулирование НИОКР государством: льготные условия субсидий, кредитов, заключение контрактов на выполнение определенных НИОКР и др. Учитывая международный опыт, в российском законодательстве необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности: временно освободить от уплаты налога на прибыль и НДС (или существенно их сократить) организации и предприятия, изготовляющие головные образцы новой техники и организующие их серийное производство и продажу; установить налоговые льготы (скидки, вычеты), стимулирующие наращивание инициативы и усилий отечественных организаций и предприятий в сфере НИОКР и инновационной деятельности в целом; ввести налоговые льготы на кооперацию на стадиях НИОКР и изготовления головного образца, т.е. взносы участников финансово-промышленных групп (ФПГ) и консорциумов на проведение НИОКР, разработку головных образцов новой техники и организацию их серийного производства полностью должны вычитаться из налогооблагаемой базы; внедрить в практику покрытие убытков от инновационной деятельности головным предприятием промышленной группы (на основе консолидированного баланса), что позволит создать условия для развития рисковых фирм в приоритетных сферах научно-технической деятельности; усилить прямое стимулирование государством инновационной деятельности за счет предоставления правительством РФ гарантий по долгосрочным банковским кредитам на развитие венчурных исследований в приоритетных отраслях научно-исследовательской и производственной деятельности; законодательно оформить положение о страховании инновационных рисков, расходы на которые вычитаются из доходов налогоплательщика. Таким образом, повышению инвестиционной и деловой активности, конкурентоспособности и стабилизации хозяйственных связей организаций, снижению влияния хронических неплатежей заказчиков за выполненные работы и развитию рынка способствуют развивающиеся в настоящее время в отраслях процессы интеграции, создания финансово-промышленных групп, акционерных объединений и ассоциаций.
Источники:
2. Яковлева Е. Инновационное развитие Республики Коми // Регион. – 2005. №12.
3. Экономика и жизн. – 2000. - № 46.
4. Система моделей механизмов и схем управления инвестициями в инновации, М.: «Славянская школа , 2002.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:28