Предпринимательство как парадигма управления университетом

Лапыгин Ю.Н., Захаров П.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лапыгин Ю.Н., Захаров П.Н. Предпринимательство как парадигма управления университетом // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 137-141.

Аннотация:
На смену преподавателю-ученому приходит новая модель университетского сотрудника, в которой проявляются… черты предпринимателя. Вузы все больше напоминают индивидуализированную организацию, основанную на принципах внутреннего предпринимательства. Однако при этом следует отметить, что переход к данным принципам возможен лишь в том случае, если изменится сам университетский сотрудник.

Ключевые слова: предпринимательство, университет, внутреннее предпринимательство, управление университетом



На смену преподавателю-ученому приходит новая модель университетского сотрудника, в которой проявляются… черты предпринимателя. Вузы все больше напоминают индивидуализированную организацию, основанную на принципах внутреннего предпринимательства. Однако при этом следует отметить, что переход к данным принципам возможен лишь в том случае, если изменится сам университетский сотрудник.

Среди современных моделей развития университетов следует выделить несколько подходов. Во-первых, это зарубежные модели, в основе которых лежит предметная ориентация на образовательный процесс, фундаментальные и прикладные исследования, взаимодействие с организациями. Можно выделить 4 прототипа зарубежных университетов:

1) исследовательский – ориентированный на получение значимых результатов в области фундаментальных исследований;

2) инновационно-технологический – ставящий основной задачей обеспечение процесса проведения максимально быстрых, эффективных и результативных прикладных исследований, завершающихся оформлением и передачей заказчику разработанной технологии;

3) партнерский – нацеленный на выстраивание связей с локальными организациями, внесение значимого вклада в процессы регионального развития через сотрудничество с правительственными и муниципальными организациями в рамках различных социально-экономических программ;

4) образовательный – ориентированный на захват, удержание и, по возможности, расширение своей доли глобального или внутреннего рынка.

Во-вторых, модели, основанные на инновационности университета: его ориентации на запросы внешней среды, предпринимательской активности, сочетании квазиделовой культуры с академическими традициями, формировании образовательного кластера во внешнем окружении и построении внутриуниверситетской деловой и образовательной сети (табл. 1).

Таблица 1

Особенности менеджмента инновационного университета

Тип университета
Особенности менеджмента
«Отзывчивый»
Ориентация на предоставление услуг
Новые внутренние отношения
Новая структура принятия решений
Внешние отношения
Акцент на результаты
Новый диалог
Предпринимательский
Трансформация университета
Диверсификация источников финансирования
Стимулирование основного профессорско-преподавательского состава
Развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры
Сетевой
Сетевая организация
Сетевой дизайн университета
Интеграция через миссию университета
Интеграция через университетскую структуру
Интеграция через управление
Корпоративный («предприятие-университет»)
Университетское управление
Общая культура
Индивидуальность и разнообразие
Рефлексивные сети

Менеджмент инновационного университета базируется на трансформации в сторону профессиональной предпринимательской организации, главным здесь является квалификация работников, а акцент в управлении смещается в сторону самостоятельного вхождения в рыночные отношения.

Отзывчивый университет концептуально должен быть переориентирован с «процесса» на «результат», в котором нуждается потребитель (сообщество, власть и бизнес). Подобные изменения требуют адекватных перемен не только в части внешнего взаимодействия с рыночной средой, но и обновления внутреннего устройства и введения новых правил.

Ориентация на отношения и результаты приближает университет к универсальной организации, которая представляет собой сеть коммуникационных систем, научных школ и исследовательских площадок, распыленных по территории и, следовательно, максимально приближенных к общественности.

Используя разнообразные средства доставки своих услуг (печатные материалы, видео, спутниковое телевидение, программное обеспечение интерактивного режима работы, электронную почту), университет сам «приходит» к студентам, а не наоборот.

Предпринимательский университет включает активный компонент формирования внутренней среды в соответствии с потребностями своего развития. В этой концепции делается акцент на те инновации, которые должен предпринять университет, чтобы ответить на внешние вызовы и обеспечить развитие.

Практика свидетельствует, что наиболее успешными предприятиями-университетами стали те, которые сочетают в себе три элемента:

- способность использовать возможности, предоставляемые внешней средой в части зарабатывания денег;

- ориентированную на развитие организационную структуру;

- сильную команду управления и академическую культуру.

Недостатки предприятия-университета проявляются в напряжении между академической и управленческой составляющими:

- лидеры отдаляются от тех, кем они руководят;

- ослаблено внутреннее единство работников университета;

- этические нормы ориентированы не на решение социально-экономических проблем общества, а на прибыль;

- обладает низкой способностью к образовательным инновациям;

- предприятие-университет часто работает, игнорируя академическую культуру.

Сетевой университет предполагает организацию структурированного процесса взаимодействия между работниками университета, а также между его подразделениями. Координация сетевой структуры требует гибкого процесса комплексного планирования и бюджетирования. Координация обеспечивается такими горизонтальными интеграционными механизмами, как выполнение совместных проектов и программ силами смешанных коллективов исполнителей, постоянные формальные и неформальные коммуникации, формализованные механизмы социализации.

Потенциал взаимодействия усиливается благодаря возможности использования информационных технологий, которые обеспечивают распространение информации о стратегических ценностях и решениях высшего руководства.

Таким образом, к существующей структуре университета добавляются дополнительные структурные единицы. Это:

‑ независимые организации, обеспечивающие удовлетворение новых социальных запросов (повышение квалификации, экспериментальные испытательные центры, палаты по сотрудничеству с бизнесом, а также общественными организациями, центры, связанные с производством и распространением информации);

‑ подразделения эндогенного роста – исследовательские и сервисные организации, созданные по инициативе сотрудников университета. В университете появляются новые фигуры, так называемые внутренние «предприимчивые профессора», то есть инициативные работники, способные загрузить лаборатории своими проектами, возглавить исследовательские группы и создать самофинансируемые организации. К системам традиционного обеспечения деятельности, в дополнение к современному матричному университету, должны быть организованы новые службы, например, издательства, гостиницы и т.д.

‑ новые подразделения, которые потребуются, если возникает необходимость обеспечения горизонтального обучения или реализации стратегических целей, недостижимых университетом в условиях действующей структуры.


Источники:

1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. - Н.Новгород: Б.и., 2004.
2. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. – М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
3. Якунин Д.В. Основные подходы к проектированию образовательных процессов. – М.: Форум, 2003.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:28:21