Предпринимательство как парадигма управления университетом
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лапыгин Ю.Н., Захаров П.Н. Предпринимательство как парадигма управления университетом // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 137-141.
Аннотация:
На смену преподавателю-ученому приходит новая модель университетского сотрудника, в которой проявляются… черты предпринимателя. Вузы все больше напоминают индивидуализированную организацию, основанную на принципах внутреннего предпринимательства. Однако при этом следует отметить, что переход к данным принципам возможен лишь в том случае, если изменится сам университетский сотрудник.
Ключевые слова: предпринимательство, университет, внутреннее предпринимательство, управление университетом
На смену преподавателю-ученому приходит новая модель университетского сотрудника, в которой проявляются… черты предпринимателя. Вузы все больше напоминают индивидуализированную организацию, основанную на принципах внутреннего предпринимательства. Однако при этом следует отметить, что переход к данным принципам возможен лишь в том случае, если изменится сам университетский сотрудник.
Среди современных моделей развития университетов следует выделить несколько подходов. Во-первых, это зарубежные модели, в основе которых лежит предметная ориентация на образовательный процесс, фундаментальные и прикладные исследования, взаимодействие с организациями. Можно выделить 4 прототипа зарубежных университетов:
1) исследовательский – ориентированный на получение значимых результатов в области фундаментальных исследований;
2) инновационно-технологический – ставящий основной задачей обеспечение процесса проведения максимально быстрых, эффективных и результативных прикладных исследований, завершающихся оформлением и передачей заказчику разработанной технологии;
3) партнерский – нацеленный на выстраивание связей с локальными организациями, внесение значимого вклада в процессы регионального развития через сотрудничество с правительственными и муниципальными организациями в рамках различных социально-экономических программ;
4) образовательный – ориентированный на захват, удержание и, по возможности, расширение своей доли глобального или внутреннего рынка.
Во-вторых, модели, основанные на инновационности университета: его ориентации на запросы внешней среды, предпринимательской активности, сочетании квазиделовой культуры с академическими традициями, формировании образовательного кластера во внешнем окружении и построении внутриуниверситетской деловой и образовательной сети (табл. 1).
Таблица 1
Особенности менеджмента инновационного университета
Тип университета
|
Особенности менеджмента
|
«Отзывчивый»
|
Ориентация на предоставление услуг
Новые внутренние отношения Новая структура принятия решений Внешние отношения Акцент на результаты Новый диалог |
Предпринимательский
|
Трансформация университета
Диверсификация источников финансирования Стимулирование основного профессорско-преподавательского состава Развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры |
Сетевой
|
Сетевая организация
Сетевой дизайн университета Интеграция через миссию университета Интеграция через университетскую структуру Интеграция через управление |
Корпоративный («предприятие-университет»)
|
Университетское управление
Общая культура Индивидуальность и разнообразие Рефлексивные сети |
Менеджмент инновационного университета базируется на трансформации в сторону профессиональной предпринимательской организации, главным здесь является квалификация работников, а акцент в управлении смещается в сторону самостоятельного вхождения в рыночные отношения.
Отзывчивый университет концептуально должен быть переориентирован с «процесса» на «результат», в котором нуждается потребитель (сообщество, власть и бизнес). Подобные изменения требуют адекватных перемен не только в части внешнего взаимодействия с рыночной средой, но и обновления внутреннего устройства и введения новых правил.
Ориентация на отношения и результаты приближает университет к универсальной организации, которая представляет собой сеть коммуникационных систем, научных школ и исследовательских площадок, распыленных по территории и, следовательно, максимально приближенных к общественности.
Используя разнообразные средства доставки своих услуг (печатные материалы, видео, спутниковое телевидение, программное обеспечение интерактивного режима работы, электронную почту), университет сам «приходит» к студентам, а не наоборот.
Предпринимательский университет включает активный компонент формирования внутренней среды в соответствии с потребностями своего развития. В этой концепции делается акцент на те инновации, которые должен предпринять университет, чтобы ответить на внешние вызовы и обеспечить развитие.
Практика свидетельствует, что наиболее успешными предприятиями-университетами стали те, которые сочетают в себе три элемента:
- способность использовать возможности, предоставляемые внешней средой в части зарабатывания денег;
- ориентированную на развитие организационную структуру;
- сильную команду управления и академическую культуру.
Недостатки предприятия-университета проявляются в напряжении между академической и управленческой составляющими:
- лидеры отдаляются от тех, кем они руководят;
- ослаблено внутреннее единство работников университета;
- этические нормы ориентированы не на решение социально-экономических проблем общества, а на прибыль;
- обладает низкой способностью к образовательным инновациям;
- предприятие-университет часто работает, игнорируя академическую культуру.
Сетевой университет предполагает организацию структурированного процесса взаимодействия между работниками университета, а также между его подразделениями. Координация сетевой структуры требует гибкого процесса комплексного планирования и бюджетирования. Координация обеспечивается такими горизонтальными интеграционными механизмами, как выполнение совместных проектов и программ силами смешанных коллективов исполнителей, постоянные формальные и неформальные коммуникации, формализованные механизмы социализации.
Потенциал взаимодействия усиливается благодаря возможности использования информационных технологий, которые обеспечивают распространение информации о стратегических ценностях и решениях высшего руководства.
Таким образом, к существующей структуре университета добавляются дополнительные структурные единицы. Это:
‑ независимые организации, обеспечивающие удовлетворение новых социальных запросов (повышение квалификации, экспериментальные испытательные центры, палаты по сотрудничеству с бизнесом, а также общественными организациями, центры, связанные с производством и распространением информации);
‑ подразделения эндогенного роста – исследовательские и сервисные организации, созданные по инициативе сотрудников университета. В университете появляются новые фигуры, так называемые внутренние «предприимчивые профессора», то есть инициативные работники, способные загрузить лаборатории своими проектами, возглавить исследовательские группы и создать самофинансируемые организации. К системам традиционного обеспечения деятельности, в дополнение к современному матричному университету, должны быть организованы новые службы, например, издательства, гостиницы и т.д.
‑ новые подразделения, которые потребуются, если возникает необходимость обеспечения горизонтального обучения или реализации стратегических целей, недостижимых университетом в условиях действующей структуры.
Источники:
2. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. – М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
3. Якунин Д.В. Основные подходы к проектированию образовательных процессов. – М.: Форум, 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:28:21