Управление развитием инновационной деятельности в университетах Вьетнама: взаимодействие между университетом и бизнесом
Нгуен Т.Т.Х.1
1 Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Апрель 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48399297
Аннотация:
В текущем времени взаимодействие университетов и бизнеса стало обязательной тенденцией во всем мире. Исследователи вопроса взаимодействия университетов и бизнеса активно изучают его с разных аспектов. Однако большая часть исследований посвящена взаимодействию между университетом и бизнесом в крупных и развитых странах. Сегодня незначительное количество исследовательских работ по этой проблеме появляется в таких развивающихся странах как Вьетнам. Исследователи в основном уделяют внимание вопросам трансфера технологий, не рассматривая другие проблемы, например, не проводится анализ взаимоотношений вузов и бизнеса. Целью данного исследования является осмысление реальной ситуации с вопросом во Вьетнаме и предоставление рекомендаций по развитию взаимодействия между бизнесом и университетом. Метод. Качественный подход используется для анализа и отражения особенностей взаимодействия университета и бизнеса во Вьетнаме. На основе теоретических и практических аргументов в статье указываются ограничения и причины возникновения данной проблемы. Основной результат. Предложена модель взаимодействия с четырьмя основными формами взаимодействия: образование, исследования, коммерциализация, управление, а также даны некоторые рекомендации по решению некоторых проблем. Основной вывод. Показано, что во Вьетнаме взаимодействие между университетами и бизнесом все еще ограничено и носит стихийный характер. Основной причиной является отсутствие доверия и взаимопонимания между сторонами.
Данная работа может служить советом для ВУЗов, бизнеса, законодателей и правительства Вьетнама, а также стимулом для вьетнамских исследователей данного вопроса.
Ключевые слова: инновация, коммерциализация, предпринимательство, модели взаимодействия вузов и бизнеса, модель «Тройная спираль», трансфер технологий
JEL-классификация: O31, I23, M21
Введение
Благодаря быстрому развитию технологий и глобальной конкурентоспособности инновации стали актуальнейшим объектом исследования, привлекающим значительное внимание со стороны университетов, бизнеса и правительств, заставляющим их взаимодействовать друг с другом. Теория Национальной инновационной системы (НИС) и Тройной спирали подчеркивает важность взаимодействия, рассматривая университеты в качестве участников, которые могут привнести свой вклад в экономическое развитие [1, 2] (Etzkowitz Henry, Loet Leydesdorff, 2000; Mowery David, 2011). В дополнение к традиционным миссиям, образованию и исследованиям университеты добавят третью миссию. Она ориентирована на предпринимательство, коммерциализацию и передачу знаний. Например, посредством программ непрерывного образования, патентования, офисов передачи технологий, научных парков или инкубаторов [3–5] (Perkmann, et al., 2013; Meyer Martin, Kevin Grant, Jari Kuusisto, 2013; Weckowska, 2015). Во время взаимодействия вузы и бизнес получают доступ к ресурсам друг друга, что дает им конкурентные преимущества и выгоды для общества [6, 7] (Martin Ben, 2003; Hewitt-Dundas Nola, 2013). Фактически взаимодействие с бизнесом стало обязательным условием финансирования университетов во многих странах [8] (OE, 2017). Многие страны проводят политику по укреплению взаимодействия между университетами и бизнесом. Это изменения в законодательстве, создание механизмов поддержки, способствующих взаимодействию университета и бизнеса.
Во Вьетнаме правительство и различные учреждения заложили основы всеобъемлющей НИС [9] (Anh Nguyen Ngoc, et al., 2017). Вьетнамские НИС все еще находятся на ранней стадии развития и сталкиваются со множеством проблем и недостатков. Университету и бизнесу по-прежнему сложно поощрять и устанавливать синергию. В них наиболее значимыми являются изоляция университета от бизнеса и тот факт, что университет еще не полностью функционирует как источник производства и передачи знаний.
Цель исследования
В данной статье предлагается модель и некоторые решения для развития сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия университета и бизнеса.
Материал и методы исследования
Это исследование использует качественный подход для анализа и отражения особенностей взаимодействия университета и бизнеса. Одновременно это исследование также носит описательный и объяснительный характер. Авторы искали в основном литературу и соответствующие статьи, используя ключевые слова «университет» и «бизнес», «взаимодействие».
В центре внимания анализа, предлагаемого в исследовании, лежит точка зрения университета.
Результаты исследования и их обсуждение
В развитых странах большинство технологических инноваций, приносящих экономические выгоды, связаны с университетами через обмен знаниями, НИОКР и передачу технологий. Под взаимодействием между университетом и бизнесом понимаются все прямые или косвенные, личные или неличные взаимодействия между вузом и бизнесом, приносящие пользу сторонам [10] (European Commission, 2011).
Взаимодействие «университет – бизнес» может происходить разными формами и на разных уровнях. Нижние и средние уровни: прием студентов на стажировку, выезд на места, финансовая поддержка и оборудование для преподавания и обучения. Более высокие уровни: обмен экспертами, обмен знаниями, технологиями; инвестиции в исследования и разработку совместной собственности и передачи технологий; совместной интеллектуальной собственности и передачи технологий; совместные инвестиции в развитие бизнеса с целью коммерциализации результатов научных исследований и предоставления продуктов и услуг.
Взаимодействие между университетом и бизнесом является сложным и интегрированным между сторонами, поэтому оно в меньшей степени основано на краткосрочных финансовых выгодах, а часто на долгосрочных, особенно оно тесно связано с мышлением, отношением и желанием сторон [11–13] (Guimón, 2013; Williams Gareth, Igor Kitaev, 2005; Ho Mei Hsiu-Ching, John Liu, Max Kuan, 2016).
Разность сфер деятельности, целей и систем ценностей может быть препятствием для взаимодействия университета и бизнеса. Самая большая проблема – как уравновесить различия, чтобы удовлетворить заинтересованные стороны [14] (Dooley Lawrence, David Kirk, 2007). Исследователи хотят, чтобы их работы публиковались в научных журналах, в то время как предприятия хотят сохранять конфиденциальность для защиты прав интеллектуальной собственности и сохранения конкурентного преимущества. Кроме того, вопросы, связанные с владением продуктами интеллектуальной собственности и разделением доходов между сторонами, часто приводят к сильным спорам между сторонами сотрудничества. Университеты часто устанавливают слишком высокую цену за интеллектуальную собственность, не принимая во внимание риски, с которыми сталкиваются предприятия при коммерциализации продуктов. Университеты обеспокоены тем, что бизнес может украсть их открытия и получить доход, который должен был принадлежать им. С другой стороны, большинство академических исследований носят долгосрочный характер. Между тем рынок постоянно меняется, поэтому бизнес-цели и бизнес-планы краткосрочные. Это может привести к трудностям для университетов при планировании.
Во Вьетнаме результаты исследований высших учебных заведений, участвующих в проекте «Применимое карьерно-ориентированное высшее образование», осуществляемом Министерством образования и профессиональной подготовки, показывают, что взаимодействие между университетами и бизнесом носит ограниченный и спонтанный характер [15–17] (Nam, 2019; Toan, 2016; Ha, 2019). Большинство вузов в основном создают сеть из примерно 10 стратегических партнеров, чаще даже только из 4 или 5. Период сотрудничества в основном краткосрочный, нерегулярный или по «сроку» лидера. За последние 10 лет между сторонами не было успешного долгосрочного сотрудничества. Университеты обычно получают финансирование от бизнеса. Количество изобретений и технологий, передаваемых вузами предприятиям, очень ограничено. Университет в основном взаимодействует в сфере обучения и предоставления рабочей силы для бизнеса.
Основными причинами вышеперечисленных проблем являются:
- большинство исследовательских программ университета и основные источники доходов финансируются из государственного бюджета. Многие исследовательские продукты не связаны с практическим применением. С другой стороны, университеты и ученые в основном сосредоточены на научных исследованиях по заказу на этапе фундаментальных исследований, потому что это не представляет риска;
- руководители университетов не продвигали активно взаимодействие с бизнесом, потому что они не оценили должным образом выгоды, получаемые от взаимодействия с бизнесом. Кроме того, у бизнеса нет доверия к университетам, поэтому сложно установить и поддерживать устойчивые отношения.
Управление взаимодействием в вузах обычно децентрализовано и фрагментировано. Практика взаимодействия осуществляется на индивидуальном или единичном уровне, но без интеграции или согласования. В целом в университете отсутствует единое видение того, как следует взаимодействовать с бизнесом. Чтобы справиться с этими проблемами, необходима подходящая модель для университетов Вьетнама. Такие вызовы необходимо преодолевать с помощью конкретной модели и взаимного доверия.
Предлагаемая модель
Процесс взаимодействия выполняется на нескольких уровнях и в соответствии с потребностями, возможностями, стратегическими целями и условиями каждой стороны. Часто используются только некоторые формы взаимодействия, играющие относительно небольшую роль в процессе взаимодействия и часто не приносящие высокой отдачи. Слишком большое внимание к этим формам может скрыть присутствие других видов деятельности взаимодействия с более заметной экономической отдачей. Доверие считается важной основой деловых отношений между университетом и бизнесом. Благодаря взаимодействию в одном виде деятельности будут создаваться будущие возможности сотрудничества [18] (Bellini Emilio, Giuseppe Piroli, Luca Pennacchio, 2019). Как только начинается одно взаимодействие, многие из воспринимаемых барьеров снижаются, ученые начинают более позитивно относиться к бизнесу и наоборот. Таким образом, существует необходимость в разнообразных взаимодействиях.
На начальном этапе руководителям университетов очень важно понимать формы взаимодействия или возможные отношения между университетами и бизнесом. Различные формы взаимодействия имеют разный уровень вовлеченности и продолжительности и предлагают определенные преимущества. Понимание природы этих форм позволит заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения о выборе правильного партнерства в соответствии с фактическими обстоятельствами.
Взаимодействие университетов и бизнеса осуществляется по широкому кругу каналов. Ученые пытались классифицировать эти каналы, используя определенные критерии. Но наиболее распространенная классификация основана на модели тройной спирали. Следовательно, взяв за основу сбалансированную модель тройной спирали, мы предлагаем четыре группы основных форм деятельности процесса взаимодействия: (1) образование, (2) исследования, (3) предпринимательство (коммерциализация, трансфер технологий), (4) управление (рис. 1).
Основная миссия университетов – образование, поэтому взаимодействие через образовательную деятельность приносит пользу не только университету и бизнесу, но и студентам. Во Вьетнаме существует несоответствие между тем, что изучают студенты, и навыками, необходимыми для бизнеса. Это несоответствие препятствует нормальному взаимодействию университета и бизнеса, потому что впитывающая способность – это фактор, способствующий сотрудничеству. Эта впитывающая способность к освоению зависит от компетенций сотрудников, набранных из числа выпускников университетов. Чтобы разорвать порочный круг, сосредоточение внимания на образовательном взаимодействии – оптимальное решение. В частности, взаимодействие, связанное с образованием, происходит в участии в подготовке и реализации учебной программы, которая состоит из разработанных совместно программы дисциплин, модулей, а также лекций приглашенных партнеров из частных и государственных организаций; университет – это место обеспечения постоянного или непрерывного образования, вовлекающего навыки, знания, отношения и поведение сотрудников, работающих в бизнесе; и временное перемещение студентов из университетов в бизнес для практической работы.
В целом образование является традиционной миссией, которая создает сильные стороны для университета, поэтому необходимо уделять внимание обучению предпринимательству в университетах.
Рисунок 1. Модель взаимодействия университетов и бизнеса
Источник: составлено автором.
С точки зрения исследований, университеты предоставляют бизнесу конкретные знания или результаты исследований в обмен на деньги или практический опыт для своих ученых. Соответствующие виды деятельности включают мобильность специалистов, и это временное перемещение преподавателей или исследователей из университетов в бизнес; или сотрудники, менеджеры и исследователи от бизнеса до университетов; а также НИОКР включают совместную деятельность, исследования по контрактам, консультации по НИОКР, сотрудничество в области инноваций, совместные публикации с учеными / исследователями из бизнеса, совместное руководство диссертациями (бакалавриат, магистр или доктор философии) или исследовательские проекты, проводимые в сотрудничестве с бизнесом.
При трансфере технологий и коммерциализации университеты принимают предпринимательский подход, чтобы выйти на рынок. Университеты предоставляют бизнесу продукты или услуги за деньги. Подход включает в себя предпринимательскую деятельность, например создание предпринимательской культуры или стартапов студентами университетов или преподавателями; и коммерциализацию НИОКР как выход научных исследований на рынок через торговлю интеллектуальными ресурсами, имущественные активы (раскрытие информации об изобретениях, патентование, выделение лицензий и др.).
Для поддержки коммерциализации необходимо создать офис трансфера технологий (ТТО). Это специализированный отдел, представляющий университет, который активно ищет и связывается с бизнесом. Создание базы данных партнерских предприятий, активный доступ к источникам финансирования и инвестирование в исследования и пробное производство. Одновременно осуществляется регистрация, установление и передача прав интеллектуальной собственности предприятиям с целью реинвестирования доходов на исследования. Однако не все результаты исследований могут быть использованы для регистрации интеллектуальной собственности. Таким образом, поддержка стартапов, содействие созданию спин-офф компаний для использования результатов исследований, предоставления услуг и реализации бизнес-идей, сотрудничество с бизнесом.
Четвертое направление – взаимодействие университетов и бизнеса в сфере управления, отражающее стратегический характер сотрудничества между университетами и бизнесом. При этом следует обратить внимание на важнейшие формы взаимодействия: участие в управленческой деятельности (представители университета участвуют в совете директоров бизнеса, и наоборот, члены представителей бизнеса участвуют в совете директоров вуза); управление общими ресурсами (инфраструктура, кадров). Однако это направление взаимодействия требует наличия долгосрочных отношений сотрудничества между университетами и бизнесом, а также их высокой степени транспарентности.
В дополнение к этому университетам необходимо сосредоточиться на построении управленческих механизмов взаимодействия, регламентации вознаграждений (стимулов) и создании инновационной среды [19–21] (Tseng Fan-Chuan, Mu-Hsuan Huang, Dar-Zen Chen, 2020; Huang Mu-Hsuan, Dar-Zen Chen, 2017; Khadhraoui, et al., 2016)
Механизм управления взаимодействием с бизнесом отвечает за распределение ресурсов, выявление партнеров по сотрудничеству, консультирование по контрактам, развитие интеллектуальной собственности, создание новых венчурных фондов и даже технологическое прогнозирование и оценку будущих возможностей. Без механизма интерактивная деятельность, скорее всего, останется единой операцией, зависящей от прихотей отдельных лиц. Когда университет вкладывает больше усилий в развитие своего механизма управления взаимодействием с бизнесом, это облегчает решение проблем и управление рисками. Однако эти механизмы должны соответствовать миссии и культуре университета и связывать все уровни университетов.
Инновационная среда университетов – это место, где можно обсудить опыт, идеи и знания для поощрения взаимодействия с бизнесом и продвижения технологических инноваций. Для того чтобы создать инновационную среду, университеты Вьетнама должны иметь программы, курсы или семинары по предпринимательству и спонсировать венчурные конкурсы, чтобы не только продемонстрировать свои технологические возможности, но и стимулировать студентов, преподавателей больше участвовать в проектах, сотрудничающих с бизнесом. Оттуда вовлеченные стороны могут обмениваться идеями, формировать нормы, понимание и идентификацию, которые помогают снизить неопределенность технологических инноваций.
Согласно перспективе экономического обмена, механизм стимулирования, отражающий внешние вознаграждения, включая повышение заработной платы, премии или продвижение по службе, является жизненно важным для успеха управления знаниями. Механизм вознаграждения мотивирует преподавателей и студентов к участию в проектах, взаимодействующих с бизнесом, и повышает эффективность технологических инноваций в университете. Другими словами, финансирование со стороны правительства и бизнеса в сочетании со справедливыми программами вознаграждения может способствовать повышению эффективности инновационной деятельности в университетах. Во многих странах многие университеты установили правила сотрудничества с бизнесом, определяющие процент распределения общих доходов между университетами, бизнесом и правительством. Например, в Тайване стимулы для участия ученых в передаче технологий предоставляются после установления партнерских отношений с бизнесом [22] (Huang Ching Ying, 2018). Государственные органы обычно требуют, чтобы университеты заранее разработали механизмы управления и инновационную среду для такого взаимодействия. Таким образом, университетам Вьетнама необходимо разработать правила вознаграждения для повышения эффективности технологических инноваций в университетах, а также возможности для взаимодействия с бизнесом.
Заключение
Благодаря быстрому развитию технологий и глобальной конкурентоспособности инновации стали актуальнейшим объектом исследования, привлекающим значительное внимание университета, бизнеса и правительства, заставляющим их сотрудничать друг с другом. Университет исследует, создает и распространяет знания или изобретения. Бизнес применяет результаты этих исследований в практическом плане. Вместе с тем бизнес играет роль поставщиков информации и критиков, чтобы университеты могли понять потребности рынка технологий и труда. Государственное вмешательство, такое как правовое регулирование и финансирование исследований, является важным фактором в укреплении альянса и экономики, основанной на знаниях. Во Вьетнаме большое внимание уделяется взаимодействию университета и бизнеса. Однако реальность показывает, что эти виды деятельности все еще очень ограничены: не диверсифицированы по типам, особенно по глубине, полученные выгоды очень малы по сравнению с потенциалом сторон. Поэтому требуется большая поддержка со стороны всех заинтересованных сторон.
Это исследование вносит важный вклад в теорию и практику взаимодействия университета и бизнеса с точки зрения университета. Авторы предложили модель для управления взаимодействием между университетом и бизнесом, повышения инновационной эффективности университета. Модель служит картой для общего понимания взаимодействия университета и бизнеса. Она помогает менеджерам делать выбор в отношении распределения ресурсов для сотрудничества. С практической точки зрения это исследование дает представление о том, как взаимодействие между университетом и бизнесом способствует инновациям и коммерческим преимуществам. Эффективность взаимодействия зависит от поддерживающих факторов, таких как механизм управления, инновационная среда вузов (инновационная организационная культура), программа стимулирования (вознаграждение). В частности, необходимо сочетать использование нескольких каналов (формальных и неформальных) для создания доверия в процессе взаимодействия с бизнесом.
Хотя данное исследование предлагает несколько взглядов на взаимодействие между университетом и бизнесом, но все же имеет ряд ограничений и требует предложений для будущих исследований. В данном исследовании не рассматривается тип университета (т.е. частный, технологический или государственный) или размер бизнеса, возможные ресурсы и технологические возможности университетов.
С экономической точки зрения университетов, потребуются более реалистичные значения для более объективной оценки экономических показателей, получаемых от совместной деятельности, такой как распределение лицензионных отчислений, лицензирование технологий и коммерциализация.
В конечном итоге, чтобы расширить сферу исследования, необходимо учитывать: характеристики университета, такие как государственный и частный, размер, область профессиональной подготовки, финансирование интерактивной деятельности; развитие предпринимательской деятельности в университетах и ожидаемое создание рыночной стоимости от такой деятельности.
Источники:
2. Mowery David C. Learning from one another? International policy “emulation” and university–industry technology transfer // Industrial and Corporate Change. – 2011. – № 20.6. – p. 1827-1853.
3. Perkmann M., et al. Academic engagement and commercialisation: A review of the literature on university–industry relations // Research policy. – 2013. – № 42.2. – p. 423-442.
4. Meyer Martin, Kevin Grant, Jari Kuusisto The second coming of the triple helix and the emergence of hybrid innovation environments. / In book: Universities, Cities and Regions: Loci for Knowledge and Innovation Creation. - London/New York: Routledge, 2013. – 193-209 p.
5. Weckowska D.M. Learning in university technology transfer offices: Transactions-focused and relations-focused approaches to commercialization of academic research // Technovation. – 2015. – № 41. – p. 62-74.
6. Martin Ben R. The changing social contract for science and the evolution of the university. Science and innovation: Rethinking the rationales for funding and governance. - Edward Elgar, Cheltenham, 2003. – 7-29 p.
7. Hewitt-Dundas Nola The role of proximity in university-business cooperation for innovation // The Journal of Technology Transfer. – 2013. – № 38.2. – p. 93-115.
8. OECD OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: Innovation for Growth and Society. - OECD Publishing, 2017.
9. Anh Nguyen Ngoc, et al. The roles of universities in Vietnam’s national innovation system. Universities in the national innovation systems. - Routledge India, 2017. – 373-400 p.
10. European Commission Science-to-Business Marketing Research Centre, The State of European University Business Cooperation: Final Report - Study on the cooperation between Higher Education Institutions and public and private organisations in Europe. - European Commission, 2011.
11. Guimón J. Promoting university-industry collaboration in developing countries // World Bank. – 2013. – № 3. – p. 12-48.
12. Williams Gareth, Igor Kitaev Overview of national policy contexts for entrepreneurialism in higher education institutions // Higher Education Management and Policy. – 2005. – № 17.3. – p. 125.
13. Ho Mei Hsiu-Ching, John S. Liu, Max C-H. Kuan Torn between academic publications and university–industry collaboration // Research evaluation. – 2016. – № 25.2. – p. 151-160.
14. Dooley Lawrence, David Kirk University‐industry collaboration: Grafting the entrepreneurial paradigm onto academic structures // European Journal of Innovation Management. – 2007.
15. Nam N.D. Training curriculum development with profession-oriented higher education in vietnam // TNU Journal of Science and Technology. – 2019. – № 198.05. – p. 141-151.
16. Toan Đ. V. University-enterprise cooperation in the world and some suggestions for Vietnam // VNU Journal of Science: Economics and Business. – 2016. – № 32.4.
17. Ha N. V. The relationship between universities and enterprise in research, technology transfer and triple helix model application to promote this relationship in Vietnam // TNU Journal of Science and Technology. – 2019. – № 196.03. – p. 189-196.
18. Bellini Emilio, Giuseppe Piroli, Luca Pennacchio Collaborative know-how and trust in university–industry collaborations: Empirical evidence from ICT firms // The Journal of Technology Transfer. – 2019. – № 44.6. – p. 1939-1963.
19. Tseng Fan-Chuan, Mu-Hsuan Huang, Dar-Zen Chen Factors of university–industry collaboration affecting university innovation performance // The Journal of Technology Transfer. – 2020. – № 45.2. – p. 560-577.
20. Huang Mu-Hsuan, Dar-Zen Chen How can academic innovation performance in university–industry collaboration be improved? // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – № 123. – p. 210-215.
21. Khadhraoui M.A.R.I.E.M., et al. Factors inhibiting university-industry technology transfer // Journal of Information Technology & Economic Development. – 2016. – № 7.2.
22. Huang Ching Ying How background, motivation, and the cooperation tie of faculty members affect their university–industry collaboration outputs: an empirical study based on Taiwan higher education environment // Asia Pacific Education Review. – 2018. – № 19.3. – p. 413-431.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 12:04:10