Теория трансакционных издержек в применении к налоговой системе современной России

Исаков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Исаков В.А. Теория трансакционных издержек в применении к налоговой системе современной России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 94-97.

Аннотация:
В последнее время наблюдается стремительное развитие неоинституциональной экономической теории, включающей, в частности, теорию трансакционных издержек. Она использовалась для объяснения различных типов контрактов, но ее применение в отношении общественного сектора затягивалось. Сегодня западная экономическая наука рассматривает деятельность в общественном секторе с позиций теории трансакционных издержек. К одной из трансакций общественного сектора относится налогообложение.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, трансакционные издержки



В последнее время наблюдается стремительное развитие неоинституциональной экономической теории, включающей, в частности, теорию трансакционных издержек. Она использовалась для объяснения различных типов контрактов, но ее применение в отношении общественного сектора затягивалось. Сегодня западная экономическая наука рассматривает деятельность в общественном секторе с позиций теории трансакционных издержек. К одной из трансакций общественного сектора относится налогообложение.

Любая трансакция осуществляется для получения взаимных выгод ее сторонами, но при этом между интересами сторон существует потенциальный конфликт, который может помешать реализации выгод.

Взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса объясняется тем, что государство заинтересовано в развитии налогоплательщиков, так как они являются источником средств для его функционирования. Предприниматель же заинтересован в обеспечении государства финансовыми ресурсами, поскольку государство является поставщиком общественных благ и эффективной структурой управления для некоторых трансакций.

В то же время, у власти и бизнеса имеются конфликтующие цели: государство заинтересовано в том, чтобы собрать все налоги, а налогоплательщик – в том, чтобы их избежать. Кроме того, предприниматели конфликтуют между собой: каждый хочет, чтобы государство содержалось за счет других, а также стремится к снижению издержек за счет уменьшения налогов. Поэтому налоговая система должна содержать в себе институты для регулирования взаимодействия между сторонами налогообложения.

В теории трансакционных издержек используется положение об ограниченной рациональности индивидов. При отсутствии таких ограничений в любой системе оптимизировались бы общие цели, однако на практике они достигаются решением ряда задач.

Направленность на решение узких задач может приводить к конфликтам с общей целью как технического, так и стратегического характера.

Основная цель налогообложения – это получение средств для финансирования коллективных благ с наименьшим ущербом для экономики. Для достижения этой цели требуется огромное количество информации и усилия множества людей, которые имеют свое мнение, интересы. Поэтому необходимо решить задачи формирования системы налогов и налоговых льгот в правовой системе, закрепления принципов налогообложения, системы налогов, обеспечения механизмов уточнения норм налогового законодательства для конкретной ситуации, собственно сбора и уплаты налогов.

При разделении общей цели на вышеуказанные могут возникать определенные негативные последствия. Так, при формировании системы налогов могут преследоваться цели, отличные от предназначения налогов. Юридическая буква закона может стать превыше экономического духа. Обеспечение сбора налогов любой ценой может привести к банкротству предприятий. Но это последствия технического характера. Их негативное влияние будет устраняться по мере того, как будет развиваться финансовая наука и накапливаться практический опыт.

Если же принять в расчет оппортунистическое поведение людей, то последствия будут сложнее. Налоговая политика станет полем для злоупотреблений и игр. Судебная система будет принимать несправедливые решения. Налоговая служба будет использоваться для политической и экономической борьбы. И эти последствия со временем не обязательно будут самоустраняться. Наоборот, можно предположить, что без создания специальных механизмов контроля над оппортунистическим поведением, направленных на ограничение его проявления, злоупотреблений будет все больше и больше.

Основными причинами для проявления оппортунизма при налогообложении являются проблемы измерения, усиленные межвременными рисками, а также проблемы институциональной среды.

Российская налоговая система создавалась в условиях, когда отсутствовали разработки в области налоговой теории и практический опыт налогообложения. В результате многие решения были непоследовательны. К сожалению, и сегодня нет четкой концепции налогообложения. Несмотря на заявления о том, что налоговая система вступает в период стабильности, многие специалисты сходятся во мнении, что существенные изменения будут происходить еще долгое время.

Проблемы институциональной среды налогообложения включают в себя слабость государства и налогового законодательства. Первая заключается в отсутствии четкого видения налоговой системы. В результате для защиты бизнеса от постоянных корректировок налогового законодательства принят очень либеральный Налоговый кодекс, в котором виден явный перекос в сторону обеспечения прав налогоплательщика и который очень мешает нормальной работе налоговых органов.

Слабости же налогового законодательства связаны с нарушением принципа определенности налогообложения. Принятие Налогового кодекса было важным шагом для обеспечения такой определенности, но сегодня в России отсутствует эффективный механизм для оперативного заполнения пробелов в законодательстве и уточнения норм для конкретной ситуации. Проблема пробелов – это не только проблема плохого качества налоговых законов. В конце концов, формулировки уточняются и становятся лучше. Пробелы в законе – это объективное явление, связанное с тем, что хозяйственная практика динамичнее налогового права. Поскольку наиболее эффективные налоговые схемы разрабатываются с использованием пробелов в законодательстве, оперативное заполнение пробелов – это задача государственной важности.

Другая проблема, усиливающая неопределенность налогообложения, – это исключение таможенных сборов и пошлин из состава налоговых платежей.

Указанные проблемы усиливают оппортунистическое поведение при налогообложении: с одной стороны, постоянные изменения законодательства при отсутствии понимания целей налоговой системы затрудняют ведение бизнеса. С другой стороны, ослабление государства в налоговом праве и большое количество пробелов способствуют уходу от налогов и недобросовестной конкуренции.

В теории трансакционных издержек существует несколько механизмов для ограничения оппортунистического поведения, которые можно применить в практике налогообложения. Так, снизить риски измерения может централизованная разработка четкой налоговой политики на долгосрочный период. Задачи формирования налогового права, толкования налогового законодательства и сбора налогов необходимо сосредоточить в одном органе.

Обеспечение стабильности налогообложения состоит не в абсолютной защите бизнеса от налогов, а в понимании функций налоговой системы и разработке грамотной налоговой политики.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:18