Разработка региональных бизнес-программ в туризме

Здоров А.Б., Виноградов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Здоров А.Б., Виноградов А.А. Разработка региональных бизнес-программ в туризме // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 82-87.

Аннотация:
Процесс прогнозирования является важной составной частью менеджмента туристских услуг. В настоящее время используется множество подходов прогнозирования регионального туризма. Например, одним из первых был применен рекреационно-экономический подход, далее использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т.д. В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и представить комплексный подход к данной проблеме в виде методической схемы.

Ключевые слова: туризм, региональный туризм, туристские услуги



Процесс прогнозирования является важной составной частью менеджмента туристских услуг. В настоящее время используется множество подходов прогнозирования регионального туризма. Например, одним из первых был применен рекреационно-экономический подход, далее использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т.д. В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и представить комплексный подход к данной проблеме в виде методической схемы.

Определение объема финансирования.

Объем капитальных вложений приблизительно равен выручке от реализации туристских услуг. Срок окупаемости капитальных вложений по нормативу составляет два года. Если норма рентабельности составляет 100%, а прибыль равна себестоимости, то за два года образуется фонд накопленной прибыли, за счет которой и окупаются капитальные вложения в туристской отрасли. Установлено, что годовой финансовый оборот от реализации турпродукции в административном районе Нечерноземной зоны РФ составляет приблизительно 30 млн. руб. При нормативном сроке окупаемости капитальных вложений прибыль составит приблизительно 15 млн. руб.

Определение объекта финансирования.

Сумма капитальных вложений в 30 млн. руб. покрывает затраты по реконструкции туристской гостиницы категории 3*, общей площадью 1200 кв. м. Поэтому при прогнозировании развития туризма в районе встает вопрос: вкладывать ли все средства в один объект или «размазывать» их по объектам всего региона? Например, для объектов Золотого кольца России, где непрерывным потоком курсируют экскурсионные автобусы, эти средства себя оправдывают относительно быстро. Другое дело неизвестный, «нераскрученный» проект реконструкции гостиницы в районном центре. Чтобы гостиница приносила годовой доход в 15 млн. руб., она должна быть заполнена постоянно минимум на 70%. Этого можно добиться, если средства размещения туристов входят в известную региональную Программу: «Золотое или Серебряное кольцо России», «Русский Север», «Большая Волга» и др.

На «раскручивание» Программы требуется 6-10 лет. Поэтому вкладывать средства в один объект новой Программы нецелесообразно. Реконструкция гостиницы в районном центре при сроке окупаемости 2 года должна иметь максимальную стоимость 300 тыс. руб., тогда и стоимость проживания в ней должна составлять не 3000 руб., как в известных Программах, а всего 300 руб. Оставшиеся инвестиционные ресурсы распределяются равномерно по всей территории региона на отдельные объекты. Их количество может быть от 30 до 50 единиц.

Для удобства классификации объектов их принято группировать по зонам, специализированным территориям. Специализация может быть на экологической деятельности, лечебно-оздоровительном, спортивном, этническом и прочих видах туризма. Каждой специализированной территории соответствует определенный сегмент туристского рынка. Так, лечебно-оздоровительному туризму больше соответствует группа туристов «третьего возраста», спортивному - молодежные группы и люди среднего возраста, этнический туризм интересен в наибольшей степени иностранным туристам.

Распределение капитальных вложений по туристским зонам и сегментным группам обеспечивает страхование финансового риска. За счет низких цен привлекается максимальное количество туристов по всем сегментным группам. Используются все рекреационные ресурсы и создаются условия получения дополнительного дохода от их использования. Осуществляется максимальное удовлетворение потребностей туристов.

При разработке любой региональной Программы существует главный капиталоемкий объект. В Кадомском районе Рязанской области это спортивно-развлекательный комплекс на реке Мокша; в Галичском районе Костромской области - это санаторий-профилакторий «Галичское озеро»; в Каширском районе Московской области - усадьба 19 в. в селе Зендиково. Как правило, финансирование главного объекта приходится на середину реализации Программы развития туризма в регионе.

Все предлагаемые зоны в регионе должны быть увязаны между собой, иначе теряются природно-рекреационные и организационно-экономические связи, т.е. весь местный потенциал используется не в полной мере. Для наиболее полного его использования предлагается разработка туристского маршрута кольцевого типа: водного, конного, пешеходного. Это обеспечивает и дополнительный прирост финансовых средств и вносит разнообразие в Программу пребывания туристов в регионе.

Стратегическое планирование.

Стратегия развития туризма в регионе включает 3 направления:

- SWOT- анализ;

- прогноз развития;

- организацию мероприятий.

Первое направление включает анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию туризма в регионе. К позитивным факторам можно отнести чистую экологическую среду, включая множество озер, рек, лесов, довольно высокий историко-культурный потенциал. К негативным факторам, как правило, принадлежит удаленность объектов от основных потребительских групп и недостаточная «раскрученность» региона.

Прогнозирование регионального развития определяется объемом предоставляемых услуг по каждому направлению туристской деятельности. Промежуточными показателями являются:

- количество туристов, участвующих в конкретном направлении деятельности: экскурсионном, лечебно-оздоровительном, спортивно-развлекательном и т.д.;

- стоимость одного туродня;

- протяженность сезонного периода.

По объему финансового оборота каждого направления ведется расчет доли капитальных вложений. Сущность организационных мероприятий сводится к формированию органов управления в региональном туризме и выделению подразделений, отвечающих за определенный сектор деятельности.

Инвестиционное проектирование.

Инвестиционное проектирование объектов регионального туризма связано с программой освоения производственных мощностей по годам строительства и реконструкции объектов, технико-экономическому обоснованию развития этих объектов и финансовому обеспечению проекта программ развития туризма в регионе.

Схема освоения производственных мощностей строится по принципу наибольшей окупаемости объектов (срок окупаемости, привлекательность). Наиболее привлекательными являются в этом отношении лечебно-оздоровительный и детско-юношеский виды туризма, связанные с небольшими капитальными вложениями в уже существующую материально-техническую базу. Далее следуют: экскурсионный, деловой, спортивно-развлекательный туризм. Это сердцевина региональной Программы. На их освоение отводится 2-3 года из пятилетия. Оставшиеся 2 года необходимы для достижения срока их окупаемости. На конец пятилетия приходится освоение мощностей для экологического и этнического видов туризма, как наиболее специфичных, т.е. предназначенных для ограниченного числа потребителей.

Технико-экономическое обоснование объектов условно делится на 2 части: расчет структуры капитальных вложений и определение текущих затрат по статьям калькуляции, а также точки безубыточности.

Финансовое обеспечение проекта Программы производится из государственных (федеральных, региональных, муниципальных) и негосударственных источников. В ряде случаев госфинансирование производится на возвратной и платной основе, иногда вновь вводимые предприятия становятся собственностью государственных и муниципальных образований в форме государственных унитарных предприятий.

Движение денежных средств разбивается на 2 потока: период освоения капитальных вложений и роста производства. Если период окупаемости равен двум годам, то после их истечения появляется избыток средств в виде накопленной прибыли или резервного фонда, который используется в ряде случаев на расширение производства или устранение недостатков в период освоения капитальных вложений. За пятилетний срок освоения программ развития туризма в регионе резервный фонд может составить приблизительно 1/3 от общего объема финансирования проекта.

Развитие регионального туризма позволяет создать новые рабочие места для сотен человек местного населения, увеличить объем сельскохозяйственного производства на 30-50%, восстановить рекреационную и социальную сферу на 70-100%.


Источники:

1. Квартальнов В.А. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С.103-142.
2. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 95-139
3. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование регионального развития: Монография. - М.: РГАЗУ, 2005. - 181 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:37