Финансовая отчетность предприятия как сфера повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности

Лианский М.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В число важнейших критериев оценки повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности входят уровень полезности информации для принятия правильных экономических решений и уровень соответствия специалистов международным профессиональным стандартам. Подобная двухкритериальность обусловлена внешней средой, необходимостью качественного обслуживания глобальной экономики, борьбой за выживание, установлением доверия и прочных долгосрочных связей с рыночными контрагентами.

Ключевые слова: конкурентоспособность, финансовая отчетность, инвестиционная привлекательность



В число важнейших критериев оценки повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности входят уровень полезности информации для принятия правильных экономических решений и уровень соответствия специалистов международным профессиональным стандартам. Подобная двухкритериальность обусловлена внешней средой, необходимостью качественного обслуживания глобальной экономики, борьбой за выживание, установлением доверия и прочных долгосрочных связей с рыночными контрагентами.

Экономический механизм управления предприятием должен обеспечивать мотивацию развития творческого подхода к решению новых проблем и задач. Для реализации данных мер базовые понятия, теоретические подходы и практические механизмы должны определяться в контексте:

‑ целей и задач присоединения России к ВТО;

‑ государственной программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО;

‑ дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в форматах новой Концепции и плана мероприятий Минфина РФ по реализации данной Концепции на среднесрочную перспективу.

Модели, методики, процедуры и конкретные практические рекомендации, обеспечивающие эффективное функционирование как механизма в целом, так и каждого его элемента, должны способствовать:

1) трансформации финансовой отчетности в направлении развивающихся процессов глобализации и интернационализации экономических и финансовых отношений. Система МСФО, выбранная в качестве модели реформирования бухгалтерского учета и отчетности, должна открывать отечественным предприятиям, отраслям и комплексам инвестиционные и конкурентные преимущества, возможности приобщения к международным рынкам капитала;

2) формированию новых знаний, умений и навыков, что позволит специалистам выйти на уровень, соответствующий международным требованиям. Профессиональный инструментарий МСФО представляет собой единую систему взаимосвязанных документов, каждый из которых является элементом этой системы и имеет конкретное назначение.

МСФО, предназначенные для составления финансовой отчетности любых компаний, могут применяться как в частном, так и в государственном секторах. Необходимо исключить двусмысленность терминологии, т.к. она дезориентирует специалистов и пользователей, настраивает их на традиционные вопросы учетного процесса, что приводит к непониманию стандартов и противодействию их внедрения;

3) внедрению современных моделей специалистов, определению методологии развития и использования в практической деятельности профессионального суждения. Учитывая сложившийся менталитет, это очень серьезная педагогико-психологическая проблема, требующая нового подхода к организации системы дополнительного профессионального образования;

4) внедрению комплексного блочно-модульного подхода к обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации для обеспечения адекватности обучающих программ на конкретных уровнях непрерывного дополнительного профессионального образования. Тем самым необходимо развивать качественное образование, обеспечивающее основательную профессиональную ориентацию, осознанный выбор профессии, содействие карьерному росту специалиста.

В части создания инфраструктуры основные мероприятия должны содействовать:

‑ обеспечению статуса саморегулируемого объединения для организационно-координационных работ с учебными заведениями, бизнес-сообществом и органами государственной власти;

‑ подготовке предложений по организации обобщения и распространения программ дополнительного профессионального образования, отвечающих международным стандартам;

‑ организации работ по внедрению программ дополнительного профессионального образования в условиях дистанционных технологий.

Таким образом, новый взгляд на проблему – это требование современных условий выживания и существования.

Стоящие перед предприятиями и организациями Нижегородской области задачи решались в двух направлениях.

Во-первых, оценивался их уровень конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В качестве критерия оценки была взята эффективность существующих систем управления в части полезности информации для принятия правильных экономических решений.

Во-вторых, оценивался потенциал развития творческого процесса для решения новых проблем и задач, то есть возможности обеспечения гибкого приспособления предприятий к новым условиям хозяйствования. При этом качество результата определялось в зависимости от уровня профессионального суждения специалистов и их способностей обосновывать и защищать свои позиции.

Экспертные оценки подтвердили необходимость концентрации усилий на формировании нового взгляда на проблемы выживания и существования предприятий и организаций. Требуется качественная подготовка квалифицированных кадров для преодоления неэффективных, т.е. традиционных и формальных подходов к управлению.

Подавляющее большинство нижегородских предприятий ставит главной целью сферы бухгалтерских услуг обеспечение только налоговых аспектов финансово–хозяйственной деятельности. Необходимая информация не вырабатывается и для эффективных управленческих решений как тактического, так и стратегического характера. Учетная политика определяется компаниями исключительно для целей бухгалтерского учета и налоговой отчетности в традиционном понимании. Жизненно важный раздел об обеспечении соответствия финансовой отчетности предприятия системе МСФО не разрабатывается.

Отсутствует механизм регулирования финансовой отчетности организаций, обеспечивающий ее соответствие системе МСФО как требование глобальной экономики. Акцентирование внимания только на существующих нестыковках и различиях традиционного учетного процесса (а они неизбежны) приводит к непониманию МСФО, противодействию и затягиванию сроков их внедрения. Поэтому необходимо содействовать ускорению процесса принятия Федерального Закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Обеспечение профессионального уровня специалистов, соответствующего международной практике, позволит сосредоточить усилия на соблюдении основного принципа рыночной экономики – приоритета экономического содержания перед правовой формой. Создание нового экономического механизма, обеспечивающего достижение специалистами современных моделей, принятых в международной практике и подкрепленных опытом большинства стран мира, является важной задачей социально-ориентированной экономики.

Такой механизм очень четко просматривается в формате Саморегулируемого объединения при Торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области, как гаранта качества. Сложился отлаженный механизм взаимодействия с бизнес-сообществом, учебными заведениями, администрациями городов, районов, областных центров, муниципальных образований и другими органами власти. Открываются возможности реализации новых функций по выявлению необходимости дополнительного образования и профессиональной подготовки кадров для эффективного функционирования и развития всех отраслей экономики Нижегородской области.

Разработка индивидуальных среднесрочных программ развития, рекомендованных ТПП Нижегородской области, должна предусматривать соответствующие мероприятия, в числе которых – формирование нового взгляда на проблему выживания в современных условиях и развитие профессионального суждения как объекта сертификации системы качества предприятия. Выработку практических мероприятий рекомендуется осуществлять непосредственно на рабочих семинарах-совещаниях, организуемых ТПП Нижегородской области для руководителей предприятий и организаций.


Источники:

1. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования. ‑ 2002. ‑ № 5.
2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. // Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998 г. № 283.
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. // Приказ Минфина России от 01 июля 2004 г. № 180.
4. План мероприятий Министерства Финансов Российской Федерации на 2004-2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в российской Федерации на среднесрочную перспективу. // Приказ Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 263.
5. Лианский М.Е. Организация дополнительного бухгалтерского образования в России в соответствии с международными стандартами. //Аудит и финансовый анализ. ‑ 2004. ‑ №1. с.42-131.
6. Лианский М.Е., Цыганов А.В., Лимошина Е.В. К созданию системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Нижегородской области. // Сборник трудов. Развитие инвестиционного потенциала отечественных предприятий. Выпуск 1. – Н.Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2004. с. 69-86.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:47:49