Международный рынок розничной электронной коммерции и его развитие в России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Уже сегодня многие инвесторы имеют довольно реалистичные представления об уровне развития электронной торговли в России и понимают, что инвестиции в развитие этого вида коммерческой деятельности должны иметь под собой серьезные экономические основания. Модель розничной торговли через Интернет для продавца выглядит привлекательно. Она предполагает низкий уровень вложений в активы, так как не подразумевает значительных издержек, связанных с владением и использованием недвижимости, низкий уровень товарных запасов и не имеет издержек, связанных с печатью и рассылкой каталогов или оформлением витрин и стеллажей в реальных розничных магазинах.
Ключевые слова: розничная торговля, электронная коммерция, торговля, интернет, международный рынок, интернет-торговля
Уже сегодня многие инвесторы имеют довольно реалистичные представления об уровне развития электронной торговли в России и понимают, что инвестиции в развитие этого вида коммерческой деятельности должны иметь под собой серьезные экономические основания. Модель розничной торговли через Интернет для продавца выглядит привлекательно. Она предполагает низкий уровень вложений в активы, так как не подразумевает значительных издержек, связанных с владением и использованием недвижимости, низкий уровень товарных запасов и не имеет издержек, связанных с печатью и рассылкой каталогов или оформлением витрин и стеллажей в реальных розничных магазинах.
На современном этапе развития розничной торговли через Интернет в мире существует два основных подхода к ведению торговой деятельности: «чистая» и «многоканальная» онлайновая розничная торговая деятельность;
«Чистые» магазины ведут торговую деятельность только в Интернет и соответственно Интернет является для них единственным каналом сбыта. В противоположность им «многоканальные» розничные торговцы до выхода в Интернет уже имели реальные розничные магазины или вели продажи по каталогам, а онлайновый розничный магазин стали использовать в качестве дополнительного канала для сбыта.
В то же время постепенно все большее число «многоканальных» и «чистых» розничных торговцев понимают, что виртуальный и реальный миры добавляют ценность для покупателя. Они начинают учиться друг у друга и перенимать наилучшие управленческие практики. Розничные торговцы становятся «многоканальными» и проводят операции в оффлайне и онлайне, комбинируя эти два канала сбыта.
Однако, «многоканальная» модель ведения розничного бизнеса в Интернет является более предпочтительной, чем «чистая», поскольку позволяет привлекать покупателей в реальные и виртуальные магазины с меньшими издержками, обеспечивает более высокую лояльность клиентов и подразумевает более высокий размер покупок. С другой стороны, «чистые» розничные торговцы более чем в 2 раза чаще используют третью сторону (так называемый, аутсорсинг) для выполнения закупок, складирования и доставки товара, чем «многоканальные» торговцы.
«Многоканальные» розничные торговцы характеризуются большим числом успешно завершенных торговых сделок, положительным маржинальным доходом, низкими расходами на маркетинг и более эффективным использованием торговых мощностей. Поэтому точка безубыточности для «многоканальных» розничных торговцев обычно в два раза ниже, чем для их «чистых» конкурентов. Таким образом, «чистая» модель розничной торговли через Интернет уступает «многоканальной» модели по целому ряду показателей и, что особенно важно, по финансовым показателям.
Сочетание реальной розничной торговли с Интернет-торговлей, использование существующих торговых и складских площадей для обработки и исполнения заказов через Интернет, размещение рекламы Интернет-магазинов в реальных магазинах, обеспечение высокой скорости работы сайта, качества его содержимого, наличие оперативной телефонной поддержки клиентов являются условиями эффективной розничной Интернет-торговли.
Характерной чертой розничной торговли через Интернет является привлечение покупателей со всего земного шара вне зависимости от их местоположения. Извлечение экономических выгод от масштаба деятельности и международного присутствия для «многоканальных» розничных торговцев зависит от применяемой ими стратегии ведения глобального розничного бизнеса в Интернет.
Модель ведения международной розничной торговли в Интернет зависит от типа продукта и затрат, связанных с обработкой заказов, доставкой потребителям и уровнем сервисного обслуживания.
Основные стратегии ведения розничной Интернет-торговли на глобальном уровне:
1. Стратегия глобальной розничной Интернет-торговли, которую целесообразно реализовывать продавцам программного обеспечения и музыки, то есть тем, которые могут распространять свои товары через Интернет. Эти категории товаров имеют широкое распространение по странам мира, и глобальный онлайновый розничный бизнес имеет преимущество перед местными онлайновыми торговцами.
2. Стратегия глобальной розничной Интернет-торговли, основанная на построении локальных сетей сбыта, которую целесообразно реализовывать, например, продавцам автомашин и живых цветов.
3. Стратегия локализации розничной Интернет-торговли, которую целесообразно использовать торговцам книгами.
Российский рынок розничной Интернет-торговли в последние годы развивается с опережающими темпами роста, несмотря на наличие множества препятствий для развития. В системах В2С существует огромное количество магазинов, крупнейшими из которых по объему покупок являются: OZON; Parter.ru; Oldi; Planetashop.ru и др.
В большинстве своем это профессионально реализованные проекты, обладающие хорошим дизайном, большим ассортиментом товаров, имеющие продуманную систему оплаты и доставки товаров. Общее число ресурсов и распределение посетителей схоже с такими популярными ресурсами (предоставляющими информацию, в том числе платно), как финансовые информационные серверы. Все это с небольшими оговорками свидетельствует о высоком потенциале данного сектора рынка и о возможностях экспансии на сопутствующие рынки.
В России причины, которые существенно ограничивают масштабы использования населением систем электронной коммерции для покупок товаров и услуг, встречаются чаще, чем в США и на Западе. К основным причинам, по мнению автора, необходимо отнести:
1) Общее развитие экономики, повышение благосостояния «среднего» покупателя. Если не будет активного развития всей экономики, будут находиться в застое и самые перспективные высокотехнологичные рынки.
2) Качество услуг. Интернет-торговля может развиваться только при условии высокого качества всех ее составляющих..
3) Уровень жизни населения. Делать электронные покупки может позволить себе пока только небольшая часть населения России.
4) Отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных проектировщиков электронных магазинов, а также надежных, эффективных и недорогих программных средств.
5) Недоверие к новым формам оплаты покупок со стороны потенциальных покупателей, а также слабая распространенность и низкая популярность использования кредитных карт, применяемых в качестве платежного средства.
6) Недостатки в законодательной базе, которая не обеспечивает надлежащих гарантий выполнения всех обязательств по электронным сделкам.
7) Достаточно высокая стоимость создания и обеспечения нормальных условий функционирования электронного магазина.
Одним из главных препятствий широкому распространению электронной коммерции в России, особенно по направлению В2С, является отсутствие адекватных современных систем безналичного расчета. В начале 2006 года эта проблема частично нашла свое разрешение.
На 2006 год крупнейшей системой, использующей технологию электронного кошелька, являлась «Яндекс.Деньги». Это совместный проект компаний «Яндекс» и PayCash, который был открыт летом 2002 года. В августе 2005 г. месячный оборот системы достиг 300 млн. рублей, а ежедневное количество операций выросло до 50 тысяч. К системе подключены более 1 тыс. продавцов товаров и услуг. Такая система в значительной степени облегчает совершение покупок через Интернет.
В настоящее время в России существует две основные организационные схемы ведения электронной коммерции. Первая предполагает работу по принципу: «клиент заказывает, мы находим». Такие фирмы не имеют реальных товаров на складах, а ориентируются на примерный перечень и цены поставщиков. Другая схема построена на использовании сразу двух системных Интернет-проектов: В2В и В2С, при тесном взаимодействии которых организован полный цикл движения товара, начиная с производителя и заканчивая розничным покупателем.
С помощью В2С системы осуществляется прием заказов от покупателей, а с помощью В2В – их обработка, резервирование товара на складе, сопровождение отгрузки и доставки. В принципе, это и модель будущего Интернет-сообщества, где покупатель, дилер, дистрибутор и производитель осуществляют все процессы взаимодействия друг с другом через «всемирную паутину».
Источники:
2. Менеджмент / Под общ. ред. В.И. Видяпина. М.: Изд-во «Палеотип», 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:38