Особенности управления ведомственным финансовым контролем в уголовно-исполнительной системе

Немцева Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Немцева Н.В. Особенности управления ведомственным финансовым контролем в уголовно-исполнительной системе // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 112-117.

Аннотация:
Финансовый контроль над использованием выделенных бюджетных средств является важной функцией деятельности по управлению финансово-экономическим обеспечением учреждений, в том числе и органов уголовно-исполнительной системы (УИС). Без осуществления функций финансового контроля в современных условиях невозможно принимать управленческие решения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности, нельзя достичь успехов в работе по наиболее эффективному и рациональному распределению и использованию материальных и денежных средств.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетное финансирование, бюджетные средства, уголовно-исполнительная система



Финансовый контроль над использованием выделенных бюджетных средств является важной функцией деятельности по управлению финансово-экономическим обеспечением учреждений, в том числе и органов уголовно-исполнительной системы (УИС). Без осуществления функций финансового контроля в современных условиях невозможно принимать управленческие решения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности, нельзя достичь успехов в работе по наиболее эффективному и рациональному распределению и использованию материальных и денежных средств.

В современных условиях объем и сложность задач, решаемых контрольно-ревизионными органами УИС, значительно возросли. Связано это, прежде всего, с развитием рыночных отношений и расширением сфер финансово-экономической деятельности, подлежащей финансовому контролю. Среди других причин – существенное увеличение выделяемого финансирования и рост требований по обеспечению эффективного и целевого использованию бюджетных средств.

С каждым годом растет объем бюджетного финансирования, поступающего в УИС благодаря поддержке предложений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) при формировании бюджета со стороны Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Минфина России.

Так, в 2007 г. из федерального бюджета на финансирование УИС выделено 101,7 млрд. руб. 2, что превышает аналогичные показатели прошлого года на 17,8% (2006 год – 86,3 млрд. руб.)3.

Однако следует отметить, что одновременно возросли и требования по целевому использованию бюджетных ассигнований.

В 2006 году Главной контрольно-ревизионной инспекцией (ГКРИ) ФСИН России проведено 74 документальные ревизии и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. В результате проведенных ГКРИ ФСИН России ревизий и проверок в 2006 г. было выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 756,0 млн. руб. Из них нарушения в ФХД, связанные с нецелевым и нерациональным использованием выделяемых бюджетных ассигнований, составили 24,7% или 186,4 млн. руб.

Фактором, оказывающим отрицательное влияние на уровень и эффектив­ность финансового контроля, является значительный отток высокопрофессиональных кадров − как в силу естественных причин (выход на пенсию и увольнение), так и в резуль­тате падения престижа статуса государственного служащего. Для выполнения задач по профилактике финансовых нарушений в УИС существующая штатная численность контрольно-ревизионных органов не достаточна и не позволяет проводить в необходимом объеме предупредительные плановые мероприятия, анализировать и систематизировать выявленные нарушения в ФХД.

По нашему мнению, в целях повышения эффективности деятельности системы ведомственного финансового контроля, необходим комплекс мер, связанных с реализацией новых подходов, совершенствованием форм и методов контрольно-ревизионной работы (КРР), усилением методической помощи ревизорскому составу, повышением квалификации кадров.

В условиях возрастания роли и значения аналитической работы важнейшим направлением совершенствования финансового контроля является более широкое использование в КРР выборочного и комбинированного методов проверки финансово-хозяйственных операций. Выбор того или иного метода проверки зависит от характера и состояния ФХД объектов контроля, полноты охвата, отведенного времени для осуществления контрольных действий, стоящих перед ревизией или проверкой задач, профессиональной подготовки ревизоров, их умения комплексно сочетать различные методы контроля.

Другое направление совершенствования контроля связано с решением вопроса о сокращении работы ревизоров по оформлению ревизионных материалов. Представляется, что освобождение ревизора в некоторых случаях (например, при отсутствии серьезных нарушений в ФХД, устранении незначительных недостатков в ходе ревизии и т.д.) от необходимости написания акта или значительное сокращение его объема будет способствовать повышению качества и действенности контроля в целом. В этих случаях ревизор может ограничиться справкой о проведенной ревизии. В результате появится дополнительная возможность для оказания практической помощи ревизуемым в устранении незначительных нарушений и недостатков; а с другой стороны, − это повысит ответственность ревизора за правильность и объективность оценки состояния ревизуемого объекта.

В современных условиях, несмотря на возросшее значение внутреннего финансового контроля, основной формой контроля остается ревизия ФХД. Представляется, что основная ее роль должна заключаться в выявлении и устранении условий и причин, способствующих различным нарушениям и недостаткам, непосредственно в процессе ревизии.

В то же время, особенность деятельности контрольно-ревизионных органов ФСИН России состоит в том, что они осуществляют ведомственный финансовый контроль, а это предполагает не только осуществление контроля как такового, но и оказание практической помощи территориальным органам в организации и ведении ФХД, предотвращение и профилактика недостатков и нарушений в работе. При этом, в процессе ревизий и проверок в подразделениях, ревизорам следует больше внимания обращать на организацию системы внутреннего финансового контроля УИС, оказывать помощь и разъяснять положения действующих нормативных актов по финансово-хозяйственной деятельности.

При проведении документальной ревизии ФХД ревизор обязан в сжатые сроки провести большое количество обязательных действий, проверить сплошным методом тысячи страниц бухгалтерских и финансовых документов. В связи с этим необходимо уделять больше внимания оперативной информации, налаживать взаимодействие с сотрудниками оперативных служб. Ревизор может и должен получать информацию из различных источников (данные бухгалтерии, финансового отдела, оперативной, юридической служб и др.), обращая особое внимание на совершение управлением крупных сделок, их условия, обоснованность применения цен и т.д. Это поможет определить такие направления проведения проверки, ревизии, в которых существует наиболее высокая вероятность обнаружения значительных финансовых нарушений.

Полагаем, что, наряду с мерами правового воздействия, необходимо решить вопросы совершенствования материального стимулирования труда ревизоров, в том числе и по результатам финансовой и хозяйственной деятельности. Для этой цели было бы целесообразным выделить дополнительную статью для премирования ревизоров и финансирования мероприятий по содержанию и развитию контрольно-ревизионных органов ФСИН России.

Ключевой позицией укрепления финансовой безопасности УИС, повышения роли и значения деятельности ревизионных органов, отработки действенного механизма профилактики финансовых нарушений является повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности ревизионных работников.

Искоренение случаев бюрократического подхода к решению возникающих проблем, обобщение передового опыта и анализ типичных ошибок и недостатков в работе, профилактика и незамедлительное реагирование на финансовые нарушения, выработка концепции развития ревизионных органов УИС − все это и есть создание действительно единой системы ведомственного финансового контроля.

По нашему мнению, рассмотренные мероприятия могут способствовать эффективному развитию ведомственного финансового контроля УИС, предупреждению возможных экономических преступлений и созданию действенного механизма профилактики финансовых нарушений. Контрольно-ревизионным органам необходимо приложить совместные усилия по приведению финансового контроля в соответствие с современными тенденциями экономического развития государства.


Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон Российской Федерации 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
3. Федеральный закон Российской Федерации 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:19