Инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности

Каленская Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследования инновационной деятельности предполагают адекватное отражение всего разнообразия социально-экономических, природных, геополитических, научно-технических и организационных условий для формирования стратегий эффективного развития региональных экономических систем. При этом одним из важнейших условий структурных изменений и дальнейшего экономического роста становится ориентация экономических систем на инновационный тип развития. Это, в свою очередь, требует соответствующего инфраструктурного обеспечения.

Ключевые слова: инновационная деятельность, экономический рост, экономика региона, инновационный путь развития, инфраструктурное обеспечение



Исследования инновационной деятельности предполагают адекватное отражение всего разнообразия социально-экономических, природных, геополитических, научно-технических и организационных условий для формирования стратегий эффективного развития региональных экономических систем. При этом одним из важнейших условий структурных изменений и дальнейшего экономического роста становится ориентация экономических систем на инновационный тип развития. Это, в свою очередь, требует соответствующего инфраструктурного обеспечения.

Вследствие имеющихся региональных особенностей в России организация инфраструктурного обеспечения во многом различна. Различна и эффективность ее воздействия на динамику инновационных процессов, макроэкономические и эволюционные характеристики региональных экономических систем. В то же время, неоднозначна трактовка и самого понятия «инновационный тип развития». На данном этапе все чаще используются дополняющие его представления об инновационных кластерах. При этом анализируются возможности, условия и структурная специфика перехода региональной экономики в тот или иной инновационный кластер.

Инфраструктурное обеспечение инновационного развития также в значительной степени определяется сложившейся системой институциональных условий, существующим типом экономического неравновесия. Переход в национальной и региональной экономике от одного типа хозяйственных систем к другому означает часто и переход от одной инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс, к другой. При этом возникают значительные различия формирования и развития инфраструктуры в системах с тенденцией сближения или, напротив, расхождения научного и производственного секторов.

Первоочередным принципом формирования инфраструктуры является система целей, охватывающих научно-технические, производственные, экономические и социальные аспекты инновационной деятельности. Наличие целей приводит к образованию структур или отдельных элементов инфраструктуры, которые выполняют определенные функции. При этом их деятельность должна быть слаженной, взаимосвязанной и скоординированной - только в этом случае будет достигаться максимальный эффект инфраструктурных звеньев.

Промышленные кластеры позволяют эффективно развиваться индустрии и, как следствие, региональной экономической системе, которая во многом определяется уровнем специализации и эффективностью предприятий. В рамках кластеров, за счет локальной специализации, не только повышается квалификация рабочей силы, но и расширяется использование высоких технологий в промышленном комплексе региона. Инновационные предприятия являются базой инновационных кластеров и нуждаются в поддержке со стороны инфраструктурных элементов.

Одним из направлений формирования инфраструктуры инновационного развития, фокусирующего цели промышленной, инновационной и региональной политики, является развитие парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного типа. Базой таких структур являются инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы.

В конце 90-х годов в России началось создание инновационно-промышленных комплексов в целях освоения полномасштабного выпуска конкурентоспособной продукции, производимой в небольших объемах малыми наукоемкими предприятиями. К сожалению, инновационные структуры в РФ созданы по западным аналогам и не учитывают специфики российской экономики.

Эффективность инфраструктурных институтов определяется не количеством, а интеграцией их деятельности.

Системность инфраструктурных институтов предполагает комплексную поддержку инновационных процессов. Так, коммерческие банки обеспечивают финансирование и кредитование процессов внедрения новшеств. Консалтинговые, страховые, аудиторские фирмы проводят оценку рынка, его потенциала, восприимчивости, осуществляют защиту интеллектуальной собственности. Посредством же инновационных центров осуществляется взаимосвязь в системе отношений «наука - производство».

Важно подчеркнуть, что инфраструктурные элементы не являются взаимоисключающими, они характеризуются своей разнородностью при условии взаимодополняемости и взаимообусловленности. Только по этому принципу осуществляется поддержка инновационных и промышленных кластеров региона для дальнейшего экономического роста.

Инфраструктура характеризуется, прежде всего, целевым единством ее элементов, при этом каждый из элементов отличается своей функциональной спецификой.

С точки зрения структурно-функциональной модели можно представить, что инфраструктура инновационного развития – это, с одной стороны, соединение специализированных областей деятельности (инвестиций, инженерных инновационных и технологических знаний). С другой стороны, это система поддержки инновационной деятельности посредством взаимодополняющих элементов (организационных, правовых, информационных, коммуникационных региональных структур).

Элементы, обеспечивающие целевое единство в деятельности такого механизма, - это мотивационные установки на инновационное развитие региона, единый законодательный и нормативный регламент деятельности, единая общедоступная информационная сеть. Более того, структурно-функциональная модель инновационного развития формируется через единство мотивации в деятельности инновационных центров, инвестиционных банков, фондов поддержки инновационного развития, фондов страхования инвестиционной и инновационной деятельности.

Взаимодействующие структуры могут иметь различную организационно–правовую форму: государственные центры, региональные центры и отраслевые центры. Каждый центр, будучи самостоятельной хозрасчетной структурой, опирается на материальный и интеллектуальный потенциал партнеров.

Взаимосвязь элементов позволит обеспечить одновременное решение нескольких задач: создание базовых центров по инновационной деятельности, расширение информационного обмена между инновационными структурами, интеграцию финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Таким образом, в основе предложенной структурно-функциональной модели экономического развития региона лежат следующие принципы:

- системность, целенаправленность и координация основных элементов инфраструктуры инновационного развития;

- необходимость создания информационного пространства, объединяющего в единую сеть крупные научные центры, региональные центры содействия инновационному предпринимательству;

- учет существующего градиента финансового, информационного, технологического обеспечения, а также специфики становления элементов инфраструктуры инновационного развития в различных по социально-экономическому типу регионах;

- формирование структурно-функциональной модели через единство мотивации по всему спектру инфраструктурных услуг.


Источники:

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2002.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:37:08