Небанковское микрофинансирование как инструмент поддержки малого бизнеса

Джандосова Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В Совете Федерации под председательством С. Миронова состоялось 14-е заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. Обстоятельно обсуждалась проблема микрофинансирования как стимула активизации бизнеса и комплексного социально-экономического укрепления регионов.

Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, малое предпринимательство, малый и средний бизнес, микрофинансирование, небанковское микрофинансирование



В Совете Федерации под председательством С. Миронова состоялось 14-е заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. Обстоятельно обсуждалась проблема микрофинансирования как стимула активизации бизнеса и комплексного социально- экономического укрепления регионов.

В России 45% населения (около 60 млн. граждан) фактически не пользуются услугами банков. Доля малого бизнеса ‑ фермерские хозяйства, личные подсобные, семейные и индивидуальные предприятия, имеющие доступ к кредитным ресурсам ‑ составляет 15-20%. Для построения всеохватывающей финансово-кредитной системы необходимо небанковское микрофинансирование, которое предоставляет широкому кругу потребителей услуги: займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание и пр.

Спрос предпринимателей на микрозаймы вырос с 2004 по 2006г на одну треть (со 180 млрд. руб. до 240 млрд. руб.), предложение увеличилось вдвое (с 12 до 26 млрд. руб.). Идет процесс перерастания крупных некоммерческих микрофинансовых игроков в коммерческие кредитные организации.

Так. некоммерческое партнерство «Женская некоммерческая финансовая сеть» учредило небанковскую депозитно-кредитную организацию и создает ее филиалы. Сформирована инфраструктура на федеральном уровне ‑ Российский микрофинансовый центр (РМЦ) и Национальное партнерство участников микрофинансового рынка. РМЦ осуществляет взаимодействие общества с правительством и инвесторами, способствует формированию благоприятной правовой среды.

По данным РМЦ сегодня активно действует более 1600 небанковских микрофинансовых организаций (МФО), обслуживающих около 500000 клиентов. Доля кредитных кооперативов составляет две трети от их общего числа.

Несмотря на кредитование рисковых заемщиков ‑ мелкого бизнеса и малообеспеченного населения ‑ с точки зрения банка уровень просрочки по портфелю займов МФО не превышает 3,0% (при этом, средний размер займа составляет около 50 тыс. рублей). Это свидетельствует о том, что степень благосостояния заемщика не влияет на возвратность кредита. Гораздо большее значение имеет его мотивация в отношении развития своего дела и улучшения условий проживания.

Регионами-лидерами по числу МФО стали: Кемеровская, Волгоградская, Ростовская, Воронежская, Самарская, Свердловская области, Карелия, Пермский и Приморский края. Основными клиентами МФО являются: индивидуальные предприниматели, физические лица, юридические лица ( малые предприятия), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Наблюдающийся в последние 3 года значительный прирост сбережений в небанковских микрофинансовых организациях позволяет сделать вывод об их конкурентоспособности. А также большей эффективности в сравнении с банковским сектором.

Немаловажную роль играет и психологический фактор. Люди доверяют свои сбережения «родному» кооперативу, нежели «формальному» банку. МФО осуществляют также микролизинговые и гарантийные операции, предоставляют консалтинговые услуги.

Однако, одним из основных факторов, объясняющих низкую предпринимательскую активность населения, является затрудненный доступ к внешнему финансированию. Причинами здесь являются:

‑ сложная процедура оформления кредита,

‑ завышенные требования к залогу,

‑ высокие ставки за пользование заемными средствами,

‑ отсутствие «точек продаж» банков в зоне деятельности субъекта бизнеса..

Все эти ограничения преодолеваются небанковскими микрофинансовыми организациями.

14-е заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства пришло к выводу, что для успешного развития малого бизнеса в России необходимо решение таких ключевых задач, как:

‑ принятие «Закона о малом и среднем предпринимательстве»;

‑ принятие «Закона о кредитной кооперации» и «О микрозаемных организациях»;

‑ внесение изменений в банковское законодательство и закон о некоммерческих организациях;

‑ внесение изменений в налоговое законодательство.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:47:52