Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Пять лет назад в России начала действовать новая пенсионная система. Основными целями ее реформирования стали переход пенсионного обеспечения на страховые принципы, повышение жизненного уровня пенсионеров и достижение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). С 2002 г. ставка пенсионного налога в ЕСН стала составлять 28%, из которых 14% направлялось на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8% - на выплату страховой части и 6% – на формирование накопительной части. В первоначальном варианте право на накопительную пенсию получили мужчины не старше 1953 года и женщины моложе 1957 года рождения.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, пенсионное обеспечение, пенсионный фонд
Пять лет назад в России начала действовать новая пенсионная система. Основными целями ее реформирования стали переход пенсионного обеспечения на страховые принципы, повышение жизненного уровня пенсионеров и достижение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). С 2002 г. ставка пенсионного налога в ЕСН стала составлять 28%, из которых 14% направлялось на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8% ‑ на выплату страховой части и 6% ‑ на формирование накопительной части. В первоначальном варианте право на накопительную пенсию получили мужчины не старше 1953 года и женщины моложе 1957 года рождения.
Тенденции социально-экономического развития страны.
По прошествии пяти лет действия нового пенсионного порядка стало очевидно, что при его разработке не были приняты во внимание усугубляющиеся негативные тенденции состояния российской демографии. На протяжении последних пятнадцати лет население России уменьшается в среднем на 700 тыс. человек в год. За короткий период времени восстановить уровень трудоспособного населения, уплачивающего пенсионные взносы, невозможно.
По различным экспертным оценкам до 50% зарплат до сих пор выплачивается нелегально, без уплаты соответствующих налогов. Максимум того, что за прошедшие пять лет смогли добиться налоговые органы – поднять минимальный уровень зарплат в негосударственном секторе.
Новая пенсионная система была рассчитана, исходя из налоговых ставок, недостаточных для бездефицитного функционирования ПФР. В результате с 1 января 2005 г. из накопительной пенсионной части были исключены мужчины, родившиеся с 1953 по 1966 годы, и женщины, появившиеся на свет с 1957 по 1967 годы (работники более старшего возраста не входили в накопительную систему изначально).
С 1 января 2005 г. ставка Единого социального налога (ЕСН) была снижена, кроме того, в стране началась замена натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами, и, чтобы уменьшить недовольство населения условиями замены, правительство было вынуждено пойти на непредусмотренную законодательством и неподкрепленную финансовыми ресурсами индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии.
В настоящее время ПФР действует в условиях хронического дефицита. Если в 2005 г. дефицит страховой части бюджета ПФР составлял 55 млрд. рублей, то в 2007 г. он планируется в размере 82 млрд. рублей, а к 2020 г. возрастет до 1630 млрд. рублей. Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии, составлявший в 2002 г – 31%, в 2007 г. составит согласно прогнозам 24% [1]. Все это свидетельствует о том, что ни одна из целей пенсионной реформы не достигнута.
Недоработки пенсионного законодательства.
Многие вопросы, не решенные при разработке нового пенсионного законодательства, со временем стали все больше и больше подтачивать устои новой пенсионной системы.
Так, например, согласно ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-З «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную пенсию обладают не менее 15 категорий работников. При наличии соответствующего страхового стажа все они могут уйти на пенсию раньше срока. Однако пенсионные взносы за них уплачиваются по единому для всех тарифу. За прошедшие пять лет профессиональные пенсионные системы для таких категорий работников так и не были разработаны.
Правом досрочного выхода обладают и другие категории работников. К ним относятся:
‑ женщины, родившие пять и более детей;
‑ один из родителей или опекун инвалида с детства;
‑ военные инвалиды;
‑ инвалиды по зрению;
‑ лилипуты;
‑ граждане, отработавшие определенное время на Крайнем Севере;
‑ спасатели;
‑ пожарные;
‑ учителя;
‑ врачи;
‑ артисты.
Вопрос об источниках финансирования досрочной трудовой пенсии остается открытым. В настоящее время финансирование поступает из федерального бюджета и средств, предназначенных для Стабилизационного фонда. При ухудшении нефтяной конъюнктуры последний источник финансирования пенсий исчезнет.
Многочисленные категории работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию ‑ это лишь часть проблемы. Вторая недоработка кроется в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), согласно которому базовые ставки по уплате пенсионных взносов в составе ЕСН составляют 20%: 6% поступает в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии, 10% остается в ПФР и направляется на выплату страховой части пенсии, а 4% (в 2005-2007 гг.) направляется на накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или в государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк».
В то же время крестьяне, фермеры и малочисленные народы Севера суммарно уплачивают 15,8% ЕСН, экономя, в том числе, на пенсионных взносах. Резиденты особых экономических зон перечисляют 14%. Индивидуальные предприниматели – 7,3%, а адвокаты – и вовсе 5,3%. Отметим, что, несмотря на меньшие страховые взносы, пенсию все указанные категории будут получать в ПФР.
Налоговый кодекс РФ предусматривает уменьшение ставки пенсионного взноса в зависимости от величины дохода. В настоящее время льготы по уплате ЕСН начинаются при доходе в 280 тыс. рублей в год или при 23,3 тыс. рублей в месяц. Как известно, в Москве это уже не высокая, а средняя зарплата.
При внедрении накопительной пенсионной системы не был проанализирован мировой опыт. В таких странах как Швеция, Италия или Польша подобные системы функционируют, однако нигде в мире ставка пенсионного взноса на накопление не была так велика. В Германии, например, она составляет 2%. Напомним, что с 2008 г. ставка пенсионного взноса на финансирование накопительной части пенсии составит 6%.
И все же основной недоработкой можно считать несовершенную систему негосударственного пенсионного обеспечения. НПФ ограничены в адресах инвестиций, многие из них так и не оправились от последствий дефолта, большинство крупнейших НПФ принадлежат сырьевым и прочим корпорациям-монополистам и закрыты для свободного вступления всех желающих. Контроль и надзор за деятельностью НПФ так и не отлажен.
Предложения по улучшению действующей пенсионной системы.
1. Представляется необходимым исключить взносы на базовую часть трудовой пенсии (6%) из ЕСН, а саму базовую часть преобразовать в государственное пенсионное пособие. В результате появляется возможность уменьшить ставку ЕСН, что положительно скажется на развитии бизнеса. Однако уменьшать ЕСН на те же 6%, по мнению автора, нецелесообразно, достаточно уменьшить ставку на 3%, а дополнительные 3% направить на увеличение финансирования страховой части трудовой пенсии.
2. Нужно отменить льготы по уплате ЕСН в части пенсионных взносов и пересмотреть условия досрочного выхода на пенсию путем увеличения пенсионных отчислений работодателей с тяжелыми условиями труда. Также необходимо пересмотреть шкалу налогообложения по ЕСН в направлении увеличения суммы годового дохода, при достижении которого предоставляются льготные условия.
3. Минимальный страховой стаж необходимо увеличить до 25 лет. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в настоящее время для назначения трудовой пенсии по старости достаточно пятилетнего страхового стажа. В то же время в большинстве развитых стран пенсия назначается при наличии 25-30 лет стажа.
4. Накопительная пенсионная система должна быть сохранена, но взносы на ее финансирование должны составлять не более 2% от заработной платы. На средства юридических и физических лиц, направляемые на добровольное пенсионное страхование, необходимо предоставлять налоговые освобождения.
5. Необходимо рассмотреть возможность объединения российского Стабилизационного фонда и ПФР по аналогии с норвежским опытом. Там Нефтяной и Пенсионный фонды объединены в единый Государственный пенсионный фонд «Глобал», основной целью которого является стабилизация пенсионной системы страны в связи со старением населения. То есть передача ее нефтяного богатства будущим поколениям.
[1] Источник: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Источники:
2. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:11