Активизация инвестирования села через реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Баширова Г.Т. Активизация инвестирования села через реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 88-93.
Аннотация:
Современное состояние сельского хозяйства таково, что объемы и уровень внутреннего производства основных видов аграрной продукции не позволяют удовлетворить потребность населения. Чтобы решить эту проблему, в стране необходимо в 1,7-2 раза увеличить производство сельхозпродукции. Для этого в ближайшие годы потребуется полностью обеспечить АПК основными средствами и инвестиционными ресурсами.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, инвестирование, развитие АПК, нехватка основных средств
Современное состояние сельского хозяйства таково, что объемы и уровень внутреннего производства основных видов аграрной продукции не позволяют удовлетворить потребность населения. Чтобы решить эту проблему, в стране необходимо в 1,7-2 раза увеличить производство сельхозпродукции. Для этого в ближайшие годы потребуется полностью обеспечить АПК основными средствами и инвестиционными ресурсами.
На инвестиционные отношения в АПК на современном этапе повлияли принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и расширение государственных мер поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Регионы интенсивно включились в реализацию национального проекта. В Башкортостане намечается увеличить производство молока в 2007 году на 4,6%, мяса – на 8,2%. По направлению нацпроекта «Ускоренное развитие животноводства» республика приступила к строительству и реконструкции 18 объектов, освоено кредитов на сумму более 1,7 млрд. руб., завезено 1200 голов племенного крупного рогатого скота.
В рамках нацпроекта в Башкортостане резко увеличилось кредитование личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Россельхозбанком, Сбербанком и другими кредитными учреждениями в республике выдано ЛПХ – 772 млн. руб. кредитов, КФХ – 393,9. Республика входит в первую десятку среди регионов РФ по сумме кредитов, выданных по направлению нацпроекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» [2].
В Башкортостане личные подсобные хозяйства составляют одну из самых распространенных форм экономической активности населения: всего их насчитывается 573,1 тыс. В ЛПХ производится 62,3% всей сельскохозяйственной продукции. КФХ также получили развитие, однако доля их производства остается довольно низкой (4,5-5%).
Структура форм хозяйствования на селе зависит от многих факторов, прежде всего, от уровня доходов жителей вне личного подворья, а также от размеров государственной поддержки и налогообложения. В сложившейся ситуации расширять семейное производство гораздо выгоднее, сохраняя форму личного подсобного хозяйства.
В этих условиях многие региональные законодатели предлагают ввести ограничения на содержание в ЛПХ скота, аренду земельных участков, а всех владельцев, кто превышает установленные ограничения, записывать в фермеры. Такая мера приведет к негативным социально-экономическим последствиям, ударит по доходам многих сельских жителей.
Чтобы снять существующую неразбериху в статусе личных подсобных и фермерских хозяйств, в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" необходимо ввести понятие семейного фермерского хозяйства, учредителями которого могут являться только члены семьи. Одновременно следует ввести ограничения на численность наемных работников в таких хозяйствах и распространить на них порядок налогообложения личных подсобных хозяйств. Конечно, такое решение будет сопряжено с определенными налоговыми потерями, но зато раскрепостит крестьянскую инициативу, легализует предпринимательскую деятельность личных подворий, будет содействовать росту занятости и доходов сельского населения.
Среди участников приоритетного национального проекта довольно высок удельный вес тех, кто намерен в ближайшие два года обратиться за кредитом. Льготное кредитование необходимо, но еще не достаточное условие для развития ЛПХ. Определяющую роль играет сбыт продукции и предоставление ЛПХ различного рода производственных и консультационных услуг.
Выход видится в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, численность которых за последний год значительно возросла. Однако первый год реализации приоритетного национального проекта со всей очевидностью показал, что запланированных мер по развитию кооперации явно недостаточно, и в этой области необходимы более энергичные шаги. Такими шагами являются предоставление кооперативам пятилетних инвестиционных кредитов и передача под их управление сельскохозяйственных государственных и муниципальных рынков.
Требуется срочно решить на федеральном уровне проблему залогового обеспечения инвестиционных кредитов. У 70% крестьянских (фермерских) хозяйств в республике основным имуществом является сельхозтехника, которая служит 10-15 лет, и в качестве залога банками не рассматривается. Требуется создать гарантийные фонды, причем двухуровневые – из федеральных и региональных средств. Медленно развивается кредитная кооперация. Количественно кооперативов создано больше, чем планировали на 2006 г., но получение ими займов в банках пока затруднено из-за отсутствия залоговой базы. Возможно, создание гарантийных фондов решит и эту проблему.
По направлению нацпроекта «Строительство жилья для молодых специалистов на селе» основным механизмом является предоставление средств федерального бюджета в размере 30% нормативной стоимости жилья, 40% - из республиканского бюджета, 30% селяне вкладывают за счет личных средств. На улучшение жилищных условий молодых специалистов на селе подано 650 заявок. В 2006 году в эксплуатацию введено 105,5 тыс. кв. м жилья.
Однако все возможности, предоставленные в этом направлении приоритетным проектом, были использованы в 2006 году не в полной мере. Сказались несвоевременная подготовка нормативной базы, недостаточная готовность рынка вторичного жилья, чрезмерная загруженность федеральной регистрационной службы, длительные сроки оформления сделок по приобретению жилья.
Как показывает анализ, реализация национального проекта значительно способствует увеличению инвестиционных потоков в сельское хозяйство. Однако если разделить размеры вложенных инвестиционных ресурсов на 1 хозяйство, складывается не совсем благоприятная ситуация (табл. 1). Например, развивать личное подсобное хозяйство на 1300 рублей или крестьянское (фермерское) хозяйство на 80000 рублей практически невозможно. К тому же, оформление кредитов и получение по ним субсидий остается трудоемким процессом, вследствие чего многие крестьяне и сельхозпредприятия вынуждены отказаться от кредитов.
Таблица 1. Размеры выделенных инвестиционных кредитов в Башкортостане в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» за 2006 год, млн. руб.
Виды инвестиционных кредитов |
Кол-во, шт. |
Сумма |
На 1 хозяйство
|
На строительство животноводческих комплексов
|
35
|
1329,1
|
1,08
|
На покупку племенного скота
|
16
|
71,49
|
0,06
|
На покупку оборудования и сельхозтехники
|
23
|
324,6
|
0,26
|
Личным подсобным хозяйствам
|
4354
|
772,0
|
0,0013
|
Крестьянским (фермерским) хозяйствам
|
248
|
393,9
|
0,08
|
Кредитным потребительским кооперативам
|
5
|
3,28
|
0,09
|
Итого
|
4681
|
2894,3
|
-
|
Банковским учреждениям, участвующим в реализации нацпроекта, необходимо осуществлять более активное вхождение в систему земельного ипотечного кредитования. Это позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков. Правовая основа для этого уже создана и закреплена в федеральных законах «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и законом «Об ипотеке», в который были внесены поправки, снявшие ограничения на оборот земель сельскохозяйственного назначения. Однако на сегодня нет простых, ясных процедур, чтобы земля оформлялась в собственность производителем, не урегулированы отношения между землепользователями и землевладельцами.
В последние 15-20 лет российское село было вынуждено выживать в условиях постоянного дефицита инвестиционных средств. Осуществление в стране национального проекта «Развитие АПК» стало мощным шагом в инвестировании села. Государственным органам необходимо решить вопросы по дальнейшему совершенствованию направлений национального проекта и упрощению условий получения инвестиций на развитие сельхозпроизводства.
Источники:
2. Сафин Р.З. Кредиты повышают качество жизни на селе. //Информационный бюллетень Минсельхоза Республики Башкортостан, №1. – Уфа, 2007. – С.27-30.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:21