Управление развитием налогового потенциала субъекта РФ
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хамтуев А.К., Маржохова М.А. Управление развитием налогового потенциала субъекта РФ // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 82-85.
Аннотация:
На современном этапе разрабатываемая долговременная стратегия развития хозяйства Кабардино-Балкарской Республики направлена на восстановление и наращивание, в первую очередь, налогового потенциала, создание необходимых экономических предпосылок для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Поэтому в основу прогноза перспективных возможностей развития инвестиционного сектора экономики Кабардино-Балкарии должна быть заложена концепция последовательного выхода из кризисного состояния.
Ключевые слова: выход из кризиса, налоговый потенциал, Кабардино-Балкарская республика, налоговый потенциал региона, инвестиционный сектор
На современном этапе разрабатываемая долговременная стратегия развития хозяйства Кабардино-Балкарской Республики направлена на восстановление и наращивание, в первую очередь, налогового потенциала, создание необходимых экономических предпосылок для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Поэтому в основу прогноза перспективных возможностей развития инвестиционного сектора экономики Кабардино-Балкарии должна быть заложена концепция последовательного выхода из кризисного состояния.
Для увеличения налогового потенциала Кабардино-Балкарской республики (КБР) необходимо в 2007 г. общий объем инвестиций в основной капитал повысить по сравнению с уровнем 2005 г. на 970 млн. руб., что в сопоставимых ценах составит 3,5% роста. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал должны составить вложения в энергетику, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение и др.
В структуре источников финансирования сохраняется степень участия средств федерального и республиканского бюджетов, которые направляются на реализацию государственных целевых программ.
Улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Снижение налоговой нагрузки на производителей сможет повысить инвестиционный и налоговый потенциалы предприятий. Дополнительные ресурсы могут быть использованы на пополнение оборотных средств и прирост основных производственных фондов предприятий.
Прогнозные вариации роста налогового потенциала региона в 2007 году опираются на утвержденные Правительством РФ и Центральным банком РФ условия экономической политики, важнейшими из которых являются:
‑ уровень инфляции 9%;
‑ реальный курс рубля (27-28 руб./долл.);
‑ тарифная политика в отношении продукции и услуг естественных монополий (рост тарифов по КБР на электроэнергию – 7,3%; на газ, реализуемый населению – 14%; на газ для промышленных и прочих потребителей – 10%);
‑ ставки налогов, механизм их расщепления между федеральным и региональными бюджетами;
‑ размер экспортных пошлин и импортных тарифов.
Рост основных макроэкономических показателей в Кабардино-Балкарии должен обеспечиваться за счет наиболее полного использования благоприятных факторов и проведения в жизнь комплекса решений, принятых в области инвестиционной, налоговой, бюджетной и социальной политики.
При реализации мер, направленных на рост налогового потенциала, в 2007 г. темп увеличения уровня валового регионального продукта (ВРП) должен составить 105,1%, а его объем достигнет 36740 млн. руб. При этом основные отрасли, составляющие налоговый потенциал, к уровню 2005 г. должны достигнуть:
‑ индекс промышленного производства – 104%;
‑ объем продукции сельского хозяйства – 102,5%;
‑ объем строительных работ - 107%;
‑ оборот розничной торговли – 108%;
‑ объем платных услуг населению – 107%.
По проведенным прогнозным расчетам прибыль по всем видам деятельности на 2007 год составит 1190,8 млн. руб. и возрастет на 7,2% по сравнению с оценочным показателем 2005 г. Тем не менее, отношение налогооблагаемой прибыли к объему ВРП не измениться и составит всего 2% (в целом по РФ – 20,1%).
Значительное влияние на формирование налогового потенциала в Кабардино-Балкарии оказывают крупные и средние предприятия промышленности, строительства и связи. Их доля составляет более половины прогнозируемой прибыли.
При проведении расчетов прогнозных объемов налогооблагаемой прибыли учтена прибыль кредитных учреждений республики, а также филиалов обособленных подразделений и части малых предприятий, осуществляющих деятельность с применением общей системы налогообложения.
Разрабатывая направления управления развитием налогового потенциала региона, следует учитывать состояние дел по уровню собираемости налогов, по формированию доходной базы республиканского бюджета. Поступление налогов в бюджетную систему РФ по территории Кабардино-Балкарской Республики (с учетом единого социального налога) в 2005 г. составило 7479,3 млн. руб., что в 1,8 раза выше уровня 2004 г.
В структуре доходов наиболее важными доходными источниками являются: акцизы на алкогольную продукцию, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Их доля составляет более половины поступлений в бюджеты республики. Уровень налогового изъятия по прогнозным расчетам в 2007г. должен составить 22,4% к объему ВРП и увеличиться по сравнению с 2005 г. на 9,3%.
Уровень налогового потенциала должен возрасти за счет увеличения объема инвестиций на 103,5% в сопоставимых ценах 2005 г. Из общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям республики 37,7% приходится на города: Нальчик – 1250,0 млн. руб., Прохладный – 123,0 млн. руб., Баксан – 38,5 млн. руб.. Наибольший вес в общем объеме инвестиций составляют вложения в строительство и энергетику (36,4% и 9,3% соответственно). В непроизводственном комплексе максимальный удельный вес должны составить инвестиции в транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство (8,0% и 6,6%, соответственно).
Для повышения эффективности управления развитием налогового потенциала республики предстоит в ближайшей перспективе решить ряд крупных макроэкономических, структурно-инвестиционных и институциональных задач, главными из которых являются:
‑ формирование условий функционирования экономики, стимулирующих вовлечение в воспроизводственный процесс всего имеющегося потенциала природных, производственных и иных ресурсов с наибольшей эффективностью использования;
‑ проведение режима жесткой экономии, снижение энергоемкости производства и повышение эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики;
‑ привлечение внешних инвестиций, расширение внутренних финансовых источников инвестиций, содействие хозяйствующим субъектам в реализации режима интенсивного обновления производственного потенциала (основных фондов);
‑ превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, что предполагает, в первую очередь, рост эффективности расходования бюджетных средств и ликвидацию избыточных государственных обязательств;
‑ повышение экономической самостоятельности и ответственности администраций городов и районов на основе разграничения функций и полномочий, а также источников формирования финансовых ресурсов между республиканским и местными бюджетами;
‑ снижение социальной напряженности и смягчение последствий безработицы.
Таким образом, специфика генезиса и управления развитием налогового потенциала региона отличается комплексностью решаемых задач. Объектом управленческих решений здесь является региональная экономика в целом. В силу этого систему управления необходимо разрабатывать и реализовывать как на ведомственном, так и на территориальном уровнях. Системы управления развитием потенциалов, решая задачу макроэкономического равновесия, постоянно нарушаемого несовершенством рыночных механизмов, направлены, в том числе, и на сглаживание территориальных диспропорций.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:23:14