Предпосылки создания и развития в России системы сельской кредитной кооперации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ткаченко Е.С. Предпосылки создания и развития в России системы сельской кредитной кооперации // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 121-125.
Аннотация:
В настоящее время, когда в России идет реализация приоритетных национальных проектов, среди которых важное место занимает программа развития агропромышленного комплекса, вопросы формирования системы сельской кредитной кооперации приобретают первостепенное значение.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, кредитная кооперация, система сельской кредитной кооперации
В настоящее время, когда в России идет реализация приоритетных национальных проектов, среди которых важное место занимает программа развития агропромышленного комплекса (АПК), вопросы формирования системы сельской кредитной кооперации приобретают первостепенное значение.
Одним из основных направлений проекта кредитования в АПК является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования», призванных повысить эффективность деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Для его успешной реализации предусматриваются меры по удешевлению предоставления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК, в частности развитие системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой составляют для:
‑ личных подсобных хозяйств до 0,3 млн. руб.;
‑ крестьянских фермерских хозяйств до 3,0 млн. руб.;
‑ сельскохозяйственных потребительских кооперативов до 10,0 млн. руб.
В конце марта 2006 г., Президент Российской Федерации В. Путин, выступая перед бизнес-сообществом, подчеркнул целесообразность создания в РФ системы кредитной кооперации для удовлетворения спроса сельскохозяйственных производителей на финансовые услуги. Несмотря на то, что в России действует почти 1200 банков, банковский сектор не может в полной мере удовлетворить потребности предприятий агропромышленного комплекса в дополнительных инвестициях.
Собственные средства предприятий различных отраслей экономики в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в период с 2002 по 2004 г. занимали в среднем около 45%.
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в РФ составляет в среднем около 19%. На кредиты банков в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2004 г. приходится в среднем по России около 8%.
Если рассматривать структуру источников финансирования инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий, то доля кредитов банков, в общем объеме инвестиций например, в Ставропольском крае, составляет лишь 4%. Это свидетельствует о том, что существующий механизм финансирования инвестиций в АПК не решает основных проблем, стоящих перед сельскохозяйственными предприятиями и требуется поиск альтернативных источников финансирования инвестиций.
В настоящее время развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в стране проходит в соответствии с концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, разработанной Минсельхозом России. За счет средств федерального бюджета, распорядителем которых выступает ОАО «Россельхозбанк», в стране реализуются программы предоставления кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.
Вместе с тем, для создания эффективной системы сельскохозяйственной кооперации необходимо дальнейшее развитие законодательной базы. Определенные шаги в этом направлении были сделаны с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 177-ФЗ, внесшего изменения в ст. 346 второй части Налогового кодекса РФ. Одновременно Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с этими изменениями регламентирован порядок принятия решений о реорганизации кооператива, уточнен порядок формирования неделимого и резервного фондов кооператива, порядок погашения приращенных паев членов кооператива и порядок расчетов с выбывающими из кооператива. Кроме того, в значительной мере расширены нормы, регламентирующие порядок созыва и проведения общих собраний членов кооператива и принятия на них решений. В целом эти и другие внесенные изменения можно отнести к положительным аспектам данного закона.
Вместе с тем, необходима дальнейшая корректировка действующего закона. Например, требуется внести уточнения в порядок взимания членских взносов. Так как деятельность сельского кредитного кооператива осуществляется за счет членских взносов, целесообразным является включение поправок о необходимости уплаты членских взносов, пропорциональных участию кооператива в хозяйственной деятельности.
Кроме совершенствования законодательной базы, важную роль для создания в России эффективной системы сельской кредитной кооперации играет построение многоуровневой кооперативной финансовой системы. Целесообразно объединение на региональном уровне тех первичных кооперативов, расположенных преимущественно в сельской местности и в районных центрах, деятельность которых территориально разграничена, а также образование вторичных финансовых учреждений, основной задачей которых будет оказание поддержки первичным кооперативам соответствующего региона.
Для содействия и поддержки региональных учреждений должна быть создана федеральная кооперативная организация, которая на национальном уровне будет связывать между собой региональные системы. Необходимо подчеркнуть, что российскому кооперативному движению следует удерживать кооперативные учреждения каждого последующего уровня в собственности и под контролем членов кооперативов первого уровня.
Только построение системы «снизу вверх», будет соответствовать международно-признанному кооперативному принципу. До тех пор, пока система сельских кредитных кооперативов не сможет самостоятельно накопить достаточного объема собственного капитала, требуется привлечение части капитала из других источников: бюджетной системы страны; национальных и/или международных финансово-кредитных организаций и т.д.
Такой путь, например, был выбран несколько лет тому назад в Венгрии при воссоздании кооперативной финансовой системы для того, чтобы обеспечить кооперативный банк необходимым капиталом и технологически подготовить его для выполнения своих задач.
Среди наиболее важных задач кооперативных учреждений федерального уровня по оказанию поддержки кооперативам нижестоящего уровня, на наш взгляд, можно выделить:
1) Обеспечение ликвидности и регулирование обмена денежными средствами между сельскими кредитными кооперативами, входящими в систему.
При временной нехватке денег, кредитные кооперативы первого уровня должны иметь возможность в короткий срок получить помощь для восстановления ликвидности у кооперативов второго и третьего уровней. Это позволит обеспечивать и поддерживать ликвидность всех кредитных кооперативов, что служит интересам их членов и клиентов;
2) Осуществление программ финансового развития за счет привлечения финансовых средств национальных и международных программ в сектор кредитной кооперации;
3) Организационно-техническая поддержка, помощь в области менеджмента, маркетинга.
Для обеспечения прав членов кооперативов и соблюдения государственных интересов, необходимо, чтобы весь финансовый кооперативный сектор использовал определенные стандарты и нормативы, применяемые в «передовой кооперативной практике», которые контролировались бы системой государственного финансового контроля. Такие нормативы и стандарты должны быть разработаны самими кооперативными организациями и утверждены в законодательном порядке органами государственного финансового надзора. В первую очередь это касается правил, регулирующих порядок регистрации, лицензирования, ревизии и страхования кооперативных организаций.
Формирование многоуровневой кооперативной системы в значительной степени будет способствовать тому, чтобы система сельских кредитных кооперативов в России превратилась в высокоэффективную и устойчивую часть общего финансового сектора и позволила бы повысить доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:23:05