Состояние регионального рынка платных услуг Сибирского федерального округа (на примере Республики Алтай)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ларин Е.В. Состояние регионального рынка платных услуг Сибирского федерального округа (на примере Республики Алтай) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 63-66.
Аннотация:
Деятельность на региональном рынке платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большинство видов услуг имеет четкие территориальные границы, а такие как санаторно-курортные, туристские, услуги железнодорожного, авиационного и речного транспорта носят межрегиональный характер. Основная часть рынка платных услуг локализуется в пределах населенных пунктов – областей и городов.
Ключевые слова: сфера услуг, рынок услуг, Сибирский федеральный округ, республика алтай
Деятельность на региональном рынке платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большинство видов услуг имеет четкие территориальные границы, а такие как санаторно-курортные, туристские, услуги железнодорожного, авиационного и речного транспорта носят межрегиональный характер. Основная часть рынка платных услуг локализуется в пределах населенных пунктов – областей и городов.
Рынок платных услуг Сибирского федерального округа (СФО) охватывает территорию четырех республик (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), в состав которых входят четыре автономных округа (Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский), два края (Алтайский, Красноярский) и шесть областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская).
Так как наше исследование касается рынка платных услуг Республики Алтай (РА), целесообразно рассмотреть его состояние в сравнении с показателями РФ и СФО (табл. 1). Как видим, по объему платных услуг населению округа в расчете на душу населения СФО среди других федеральных округов находится на пятом месте.
Таблица 1
Объем платных услуг населению в 1999-2005 гг. (в текущих ценах; млн. руб.)
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2005 к 1999, в %
|
Российская
Федерация |
443654
|
62755
|
811713
|
1088016
|
1430669
|
1789779
|
2265500
|
510,6
|
СФО
|
48543
|
64508
|
84621
|
118985
|
152600
|
187242
|
235636, 7
|
485,4
|
Республика
Алтай |
120
|
161
|
274
|
441
|
590
|
734
|
1010, 6
|
842,2
|
Дифференциация объема потребления платных услуг на душу населения прослеживается и внутри округа.
Объем рынка услуг в Республике Алтай в 2005 г. составил 0,4% по СФО. Тем не менее, следует отметить, что в течение 1999-2005 гг. в республике наблюдался устойчивый рост оказываемых населению услуг. Так, по сравнению с 1999 г. в 2005 г. объем услуг в Республике Алтай увеличился в 8,4 раза.
Среди причин, повлекших рост реализации платных услуг как в самом округе, так и в Республике Алтай, можно назвать увеличение доходов населения (по СФО – на 227,4%, по республике – на 289,3%), повышение цен на предлагаемые услуги, увеличение количества предприятий и объема оказанных населению платных услуг.
Индекс физического объема платных услуг населению (табл. 2) свидетельствует о том, что не только рост цен влиял на увеличение реализации платных услуг.
Таблица 2
Индекс физического объема платных услуг населению за 1999-2004 гг. (в процентах к предыдущему году)
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
СФО
|
112,4
|
102,5
|
99,6
|
104,8
|
101,9
|
107,5
|
РА
|
88,9
|
102,7
|
115,6
|
112,5
|
103,9
|
104,5
|
С позиций структуры производства ВРП республики ситуация складывалась следующим образом.
Производство товаров в период 1999-2003 гг. выросло почти в 3 раза (292,5%). При этом высокие темпы роста отмечались в строительстве (546,8%), лесном хозяйстве (305,0%), в промышленности (266,3%) и сельском хозяйстве (241,1% ).
Производство услуг росло более высокими темпами (338,4%), что характеризует положительную динамику развития Республики Алтай в анализируемом периоде.
При определении ВРП производство услуг рассматривается в комплексе: рыночные услуги в отраслях и нерыночные услуги. В республике эти показатели возросли на 339% и 337% соответственно.
Набор конкретных видов услуг примерно одинаков. Советская индустриализация не успела дойти до Горного Алтая, поэтому ведущей отраслью экономики республики оставалось сельское хозяйство. В 1990-е гг. оно испытало обвальный спад и сегодня на его долю приходится только 21,3% валового регионального продукта.
В промышленности республики доминируют три отрасли – пищевая (28,2%), электроэнергетика (27,9%), цветная металлургия (20,0%). Остальные – машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленности, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая, полиграфическая и другие промышленные производства занимают 0,4-9,2%.
Оживление экономической жизни в республике в последние годы связано с малым и средним бизнесом, который, наряду с другими направлениями деятельности, занят обслуживанием растущего потока туристов и отдыхающих. Масштабы рекреационного освоения Алтая косвенно отражает и статистика малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай характеризуется следующими показателями. В 2004 г. было зарегистрировано 795 предприятий, в которых занято около 7 тыс. чел. Наиболее привлекательными для малого бизнеса являются: торговля и общественное питание (30,4%); промышленность (16,1%); строительство (13,7%); сельское хозяйство (11,7%). Всего же в этих отраслях зарегистрировано более 70% всех предприятий и занято 78,8% от всех работающих в малом бизнесе.
Остальные предприятия в качестве основной выбрали общую коммерческую деятельность: непроизводственные виды бытового обслуживания населения, финансы, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, т.е., в основном, предлагают платные услуги населению. Главным образом, это либо частные предприниматели, либо очень малые (по 2-3 чел.) предприятия.
Характеризуя динамику структуры платных услуг населению округа в анализируемом периоде, можно отметить рост услуг связи (на 6,4%), жилищно-коммунальных услуг (на 1,9%), культуры (на 0,9%), медицинских (на 0,3%), физической культуры и спорта (на 0,1%). По остальным видам услуг произошло снижение, особенно по предоставлению бытовых и транспортных услуг, соответственно, на 4,1% и 3,6%. Такое снижение, по нашему мнению, объясняется значительным ростом тарифов на перевозки пассажиров и ростом цен на бытовые услуги. Аналогичные тенденции складываются и в структуре платных услуг Республики Алтай.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Сибирском федеральном округе и Республике Алтай сфера услуг развивается достаточно высокими темпами. В то же время, имеются значительные резервы для дальнейшего ее развития в части туризма, бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных и других услуг. Для успешного развития сферы услуг необходимы маркетинговые исследования потребности населения в конкретных видах услуг и возможностей предоставления их в отдельных районах.
Источники:
2. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2003.
3. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2004.
4. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сборник. – М.: Госкомстат России, 2005.
5. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2004: Стат. сборник. –– Горно-Алтайск: Алтайстат, 2004.
6. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2005: Стат. сборник. –– Горно-Алтайск: Алтайстат, 2005.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:23:19