Корпоративное управление и сбалансированное развитие промышленного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из основных предпосылок создания условий устойчивого роста промышленного производства в Российской Федерации является повышение экономической эффективности предприятий машиностроительной отрасли, обеспечивающей существенный вклад в ВНП страны. В обстановке ужесточения конкуренции на рынках наукоемкой продукции, производство которой связано с глубокой переработкой сырьевых ресурсов, существенно возрастает роль корпоративных органов управления в процессе принятия обоснованных стратегических решений по развитию организации в целом или ее отдельных бизнес-единиц.
Ключевые слова: промышленные предприятия, машиностроение, корпоративное управление, наукоемкая продукция, стратегическое управление, принятие решений, наукоемкое производство, сбалансированное развитие
Одной из основных предпосылок создания условий устойчивого роста промышленного производства в Российской Федерации является повышение экономической эффективности предприятий машиностроительной отрасли, обеспечивающей существенный вклад в ВНП страны. В обстановке ужесточения конкуренции на рынках наукоемкой продукции, производство которой связано с глубокой переработкой сырьевых ресурсов, существенно возрастает роль корпоративных органов управления в процессе принятия обоснованных стратегических решений по развитию организации в целом или ее отдельных бизнес-единиц.
Эффективность деятельности крупного промышленного предприятия во многом определяется действенностью используемых методов корпоративного управления [1]. Важность организации такой системы управления особенно очевидна для машиностроительных предприятий, функционирующих в странах с развивающимися рынками, где обычно отсутствует надежная система обеспечения защиты прав инвесторов.
Правда, следует отметить, что корпоративное управление в России делает первые шаги на фоне его кризиса в Европе и США [2]. Крах таких мировых гигантов как Worldcom, Enron и Parmalat заставил инвесторов задуматься о значении данного вида управления. Банкротство этих «сверхновых звезд», вызванное, в том числе, наличием неэффективной системы корпоративного управления, оказал существенное психологическое влияние на инвесторов. Так, в США в период с 1990 по 2000 годы количество людей, владеющих акциями, возросло с 40 до 85 млн. человек.
Этому буму способствовало мнение, что приобретение акций – хорошее капиталовложение с приличным годовым доходом при минимальном риске; на биржах идет честная игра, компаниям можно доверять, а инвестиции вкладчиков ‑ под защитой. Но всего за два года (с 2000 по 2002 гг.), Нью-Йоркская фондовая биржа пережила большой спад ‑ падение капитализации рынка составило 46%.
После скандала с компанией Enron законодательные требования в области корпоративного управления в США резко ужесточились (закон Сарбейнса-Оксли). Основные положения этого Закона заключаются в следующем:
‑ создание независимого Аудиторского Комитета с обязательным участием финансового эксперта;
‑ утверждение (сертификация) генеральным и финансовым директором квартальных и годовых отчетов и представление их в Федеральную комиссию по рынкам ценных бумаг (SEC);
‑ построение и поддержание эффективной системы внутреннего контроля;
‑ создание Комитета по раскрытию информации – Disclosure committee;
‑ совершенствование процедур раскрытия информации, включая предоставление ежегодной оценки эффективности системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности;
‑ принятие, публикация и обеспечение соблюдения этического кодекса.
Российским машиностроительным компаниям, размещающим свои акции на фондовых рынках США, необходимо помнить, что для них закон Сарбейнса-Оксли вступил в силу 31.12.2006 г.
Повышение роли корпоративного управления определяет необходимость уточнения его основных принципов (справедливости, ответственности, прозрачности, подотчетности) с точки зрения необходимости формирования условий для устойчивого развития предприятия на основе всестороннего учета интересов всех участников хозяйственной деятельности.
Под устойчивым развитием промышленного предприятия с позиций корпоративного управления обычно понимается стабильный рост основных экономических показателей. Этого можно достичь за счет формирования долговременных конкурентных преимуществ без ущерба для всех участников хозяйственной деятельности как в настоящей момент, так и в стратегической перспективе.
В указанной интерпретации, понятия «устойчивое» и «сбалансированное» развитие достаточно близки и непосредственно связанны с содержанием принципов корпоративного управления, сформулированные в рамках Концепции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данное обстоятельство позволяет конкретизировать основные принципы корпоративного управления с точки зрения необходимости обеспечения условий устойчивого (сбалансированного) развития промышленного предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Содержание принципов корпоративного управления
Принцип
|
Содержание с точки зрения ОЭСР
|
Содержание с точки зрения сбалансированного развития
|
Справедли-вость |
Защита прав акционеров и обеспечение равного отношения ко всем акционерам, а также доступа к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.
|
Обеспечение баланса интересов всех акционеров в стратегической перспективе на основе долговременных механизмов защиты их прав
|
Ответст-венность |
Признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и стимулирование к активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
|
Обеспечение баланса интересов всех сторон, участвующих в процессе хозяйственной деятельности на основе сбалансированности показателей организации по всем аспектам сбалансированной системы показателей (ССП)
|
Прозрач-ность |
Обеспечение своевременного раскрытия достоверной информации по всем вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.
|
Прозрачность деятельности организации, для всех участников хозяйственной деятельности, без ущерба для информационной безопасности организации на основе применения, иерархического доступа к информационным ресурсам
|
Подотчет-ность |
Обеспечение стратегического руководства обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.
|
Вовлечение в процесс стратегического управления всех участников хозяйственной деятельности. Создание при совете директоров действенных инструментов контроля баланса интересов всех сторон.
|
Анализ принципов корпоративного управления позволил авторам предложить организационно-экономический механизм повышения эффективности корпоративного управления машиностроительным предприятием, основанный на применении матрично-иерархической сбалансированной системы показателей [3, 4].
Предложенный механизм включает процедуры стратегического и оперативного планирования деятельности организации и контроля достижения поставленных целей, использующие анализ баланса показателей, характеризующих интересы и сферы ответственности различных агентских групп на всех уровнях управления.
Важнейшим компонентом в этом случае является матрично-иерархическая сбалансированная система показателей, позволяющая учитывать специфику крупных отечественных машиностроительных предприятий, и отличающаяся возможностью оценивать степень сбалансированности развития не только с точки зрения предприятия в целом, но и интересов различных сторон, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Источники:
2. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем //Российский экономический журнал. – 2001. - №2 .- С.15-28
3. Каплан Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003
4. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:24:31