Координационная роль транспортно-экспедиторских организаций в цепях поставок
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современная концепция управления цепями поставок, выработанная на Западе, получает все большее признание в организации взаимодействия хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве грузоотправителей и грузополучателей. Очевидно, что в такой функциональной роли последовательно предстают практически все без исключения субъекты, и это обстоятельство придает особую значимость научно обоснованному решению соответствующей задачи. Последняя актуализируется процессами углубления специализации производственно-коммерческой деятельности с одновременным развитием кооперирования, особенность которых сегодня определяется тем, что они протекают в условиях глобализации мировой экономики.
Ключевые слова: логистика, поставки, глобализация, управление цепями поставок
Современная концепция управления цепями поставок, выработанная на Западе, получает все большее признание в организации взаимодействия хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве грузоотправителей и грузополучателей. Очевидно, что в такой функциональной роли последовательно предстают практически все без исключения субъекты, и это обстоятельство придает особую значимость научно обоснованному решению соответствующей задачи. Последняя актуализируется процессами углубления специализации производственно-коммерческой деятельности с одновременным развитием кооперирования, особенность которых сегодня определяется тем, что они протекают в условиях глобализации мировой экономики.
Территориальная рассредоточенность заинтересованных во взаимодействии субъектов, многоаспектность содержания и сложность предъявляемых требований, а также ряд других аспектов, обусловленных критериями экономической целесообразности выполнения работ собственными силами, делают необходимым обращение к услугам специализированных транспортно-экспедиторских организаций. Как следствие, идут процессы построения логистических цепей, в которых поставки товаров (транспортные и материальные потоки) сопряжены с поставками услуг. Одновременно обнаруживается эффект расширения логистической цепи поставок за счет дополнительного звена – цепи взаимодействия участников транспортно-экспедиционной деятельности. На практике управление такими встроенными цепями приобретает характер управления цепями спроса с элементами маркетинговой логистики, и это требует выработки соответствующих регламентов, обеспечивающих процедуры прогнозирования, планирования спроса, организации посреднических услуг в соответствии с выявленными предпочтениями и введения мониторинга при создании логистических систем транспортно-экспедиционного обслуживания грузопотоков.
На основании этого формируется идея системной реализации общих и специальных функций управления процессами формирования и обеспечения функционирования логистических цепей поставок при взаимодействии грузоотправителей и грузополучателей с участием транспортно-экспедиторских организаций. Воплощение этой идеи сопряжено с двойственной интерпретацией транспортно-экспедиционной деятельности как функциональной сферы реализации логистического подхода к управлению при формировании и обеспечении движения грузопотоков в территориально дислоцированной хозяйственной системе и как вида логистических услуг, предоставляемых в адрес грузоотправителей и грузополучателей транспортно-экспедиторскими организациями.
Анализ практики функционирования транспортно-экспедиторских организаций дает возможность представить следующую группировку, упорядоченную в направлении усложнения степени их участия во взаимодействии грузоотправителя и грузополучателя:
‑ экспедитор-курьер ‑ организатор доставки от имени и за счет грузовладельца (отправителя или получателя) при условии, что ответственность на себя принимает перевозчик;
‑ экспедитор-агент (брокер) ‑ поверенный, действующий от имени и за счет перевозчиков по договору представительства;
‑ оператор смешанной перевозки грузов ‑ организатор доставки груз в смешанном (мультимодальном, интермодальном, комбинированном) сообщении с участием не менее двух перевозчиков при условии, что она осуществляется по единому транспортному документу.
Перевозки в смешанном сообщении – наиболее актуальные и перспективные в условиях глобализации мировой экономики ‑ обеспечиваются четырьмя основными группами экспедиторов смешанного сообщения:
‑ эксплуатирующие суда ‑ транспортные предприятия, не владеющие подвижным составом для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом, но заключающие субдоговоры об использовании этих видов транспорта со сторонними перевозчикам;
‑ не эксплуатирующие суда ‑ железнодорожные, автомобильные и авиационные предприятия, организующие перевозки грузов «от двери до двери», не располагающие судами, заключающие субдоговоры о морской перевозке;
‑ не эксплуатирующие какие-либо транспортные средства ‑ экспедиторы, не владеющих какими-либо транспортными средствами, но заключающие субдоговоры с транспортными предприятиями;
‑ специально ориентируемые экспедиторы смешанной перевозки – предприятия, которые создаются для оказания только экспедиционных услуг в области смешанных перевозок грузов.
Развитие перевозок в смешанном сообщении создает объективную предпосылку для освоения идеологии управления цепями поставок при организации грузопотоков. В такой логистической системе различные виды транспорта могут функционировать в рамках смешанного сообщения, а конкуренция между видами транспорта уступает место совместному действию. При этом экспедиторы принимают на себя функции интеграторов цепей поставок и координаторов движения товарных, информационных и денежных потоков.
Описанная практика открывает перспективы для преобразования транспортно-экспедиционного посредника в логистический центр. Решающими условиями в этом деле должны стать: характер обладания необходимыми ресурсами, наличие сети субдоговорных связей и опыта работы на рынке транспортно-экспедиционных услуг. Названные условия позволяют обрести полномочия в управлении цепью поставок, пример этому подает ЗАО «Евросиб СПБ – транспортные системы».
Это российская транспортно-экспедиторская компания, которая позиционирует себя как центр управления местной работой на юго-восточной границе России, обладающий рядом конкурентных преимуществ наличием:
‑ собственного контейнерного парка;
‑ собственного парка фитинговых вагонов и полувагонов, что позволяет получать более дешевый железнодорожный тариф;
‑собственных терминалов;
‑ представительств, дочерних организаций и агентов по всему миру;
‑ собственного диспетчерского аппарата, что позволяет организовать круглосуточную диспетчеризацию прохождения грузов;
‑ партнерских отношений со многими мировыми судоходными линиями;
‑ возможностей предоставления сервиса от двери до двери;
‑ гибкой системы работы с клиентами;
‑ предоставления отсрочки платежа за перевозку груза.
Данные перспективы соотносятся с переходом на новую вертикаль управления перевозочным процессом, в которой логистические центры становятся узлами взаимодействия потоков всех типов и координации, обеспечивающими единую технологию внешнеторговых перевозок с участием морского и железнодорожного транспорта.
В организации деятельности координационных логистических центров выделяется ряд перспективных направлений:
‑ оперативное управление перевозочным процессом и процессами перевалки грузопотоков;
‑информационное обеспечение взаимодействия на базе современных инструментальных и технических средств;
‑ коммерческое взаимодействие и экономическая ответственность субъектов транспортного рынка за бесперебойность функционирования транспортного узла;
‑ нормативно-правовое регламентирование и регулирование порядка технологического, информационного и коммерческого взаимодействия, а также обеспечения безопасности движения поездов и мореплавания, охраны окружающей среды;
‑ решение проблемы инвестирования развития инфраструктуры транспортных узлов на базе морских и речных портов.
Организация деятельности транспортно-экспедиторских посредников с учетом перспектив их преобразования в логистические центры сопряжена с развитием информационной логистики, в том числе с созданием информационно-расчетных систем, каждая из которых должна:
‑ обеспечить оперативность планирования, управления, производственно-транспортный и бухгалтерский учет;
‑ обладать высокой производительностью за счет эффективного иcпользования внутренних ресурсов системы, надежностью, обеспечивающей стабильную работу, защитой данных и системы в целом от несанкционированного доступа, хорошей управляемостью, простотой использования.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:17