Межгосударственное регулирование и государственное управление экономической стабильностью в Российской Федерации

Агеев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Агеев С.В. Межгосударственное регулирование и государственное управление экономической стабильностью в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 3-7.

Аннотация:
Процессы экономической интеграции и глобализации обусловили необходимость объединения усилий государств-участников данных процессов в решении различных задач мирового сообщества. Среди них особо выделяются аспекты экономической безопасности – устранение контроля за международными инвестициями, широкая практика подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих товарных и инвестиционных сделок, коррупция, «отмывание» незаконно полученных денег, интернационализация «теневой» экономики.

Ключевые слова: интеграция, глобализация, экономическая безопасность, межгосударственное регулирование, экономическая стабильность



Процессы экономической интеграции и глобализации обусловили необходимость объединения усилий государств-участников данных процессов в решении различных задач мирового сообщества. Среди них особо выделяются аспекты экономической безопасности – устранение контроля за международными инвестициями, широкая практика подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих товарных и инвестиционных сделок, коррупция, «отмывание» незаконно полученных денег, интернационализация «теневой» экономики.

Вопросы экономической безопасности перешагнули границы государств, регионов и вышли на планетарный уровень. Это определило актуальность и необходимость международных договоренностей, развития нормативной базы в рамках международного права и трансляции новых норм на внутригосударственное законодательное поле. Впервые попытка координации в этом направлении была предпринята Организацией экономического сотрудничества и развития в 1994 году.

В настоящее время подписаны международные документы по различным проблемам, связанным с предотвращением экономических угроз, вызывающих риск сбоев в политическом и социально-экономическом развитии стран. Так, выработаны принципы борьбы с коррупцией международными региональными сообществами:

- в африканских странах - Глобальной коалицией для Африки;

- в странах Америки – организацией американских государств;

- в странах большой восьмерки – Политической группой этих стран.

Кроме того, Базельским комитетом и «Международной организацией комиссий по ценным бумагам» обобщена практика по банковскому контролю, по борьбе с «отмыванием денег». Одним из центральных международных документов по этой проблеме является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 октября 2003 г.). Масштаб такого явления как коррупция имеет и долгую в ретроспективе и широкую (в охвате стран и народов) историю. В Конвенции не дано определения этому понятию, но даны определения фактам, связанным с ним. Под «незаконно приобретенными активами» разработчики Конвенции предложили выделить конкретные способы совершения преступлений (присвоение, хищение или растрата) в отношении финансовых средств любого вида собственности либо государственной казны. Доходами от преступления определено любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо противозаконного действия.

В Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (8 ноября 1990 г.), ратифицированной Федеральным законом РФ от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ определена любая экономическая выгода, полученная в результате совершения уголовного правонарушения. Эта выгода может включать любое имущество – вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на такое имущество.

В рамках международных договоров были предложены меры национального и международного уровня, достигнута договоренность об общих принципах интернационального сотрудничества в этой сфере - порядке управления, контактах и порядке получения информации, ее конфиденциальности, формах и языке запроса. В России центральными органами по реализации этих договоренностей были определены:

- Министерство юстиции РФ - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел;

- Генеральная прокуратура РФ – по уголовно-правовым вопросам.

Международным сообществом выделены отдельные сферы хозяйственной и финансовой деятельности, которые, подвергаясь коррупции, становятся объектом макроэкономической угрозы для страны и международного сообщества. Это, прежде всего, сфера публичных закупок, а также область управления публичными финансами. Среди мер экономического характера, предотвращающих коррупцию в указанных сферах, были признаны целесообразными следующие:

- выплата государственным служащим надлежащего вознаграждения и установления справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства-участника;

- организация закупок, основанных на принципах публичности, прозрачности информации, конкуренции и объективных критериях отбора и принятия решений;

- разработка эффективной системы внутреннего контроля;

- разработка мер по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами;

- предупреждение отмывания денежных средств: всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и юридических лиц, предоставляющих официальные или неофициальные услуги в связи с переводом денежных средств или ценностей;

- меры по возвращению активов (предупреждение и выявление переводов доходов от преступлений, непосредственное возвращение имущества, конфискация, возвращение активов и распоряжение ими).

Следующим аспектом межгосударственного регулирования в целях обеспечения международной экономической безопасности стал консолидированный надзор. Причиной этому являются слабая правовая основа и законодательная база регулирования банковской деятельности, отсутствие строгой рыночной дисциплины, неразвитость органов надзора за небанковскими сегментами финансового рынка, наличие рисков непрозрачности деятельности компаний в составе холдингов и ассоциаций. Реализация функции консолидированного надзора может быть возложена на одного акционера-контролера.

Объектом консолидированного надзора являются банковские холдинги, финансовые конгломераты и финансово-промышленные группы (включающие банки, корпорации различных отраслей индустрии, сферы обращения и услуг).

Финансовый конгломерат – это группа компаний, занимающаяся разными видами финансовой деятельности, которые в соответствии с законодательством страны традиционно осуществляются раздельно (банковские операции, операции с ценными бумагами, инвестициями, страхование). В России выделено несколько финансовых конгломератов, консолидированный надзор которых затруднен по причине отсутствия единого органа, осуществляющего контроль за финансовыми видами деятельности, а также неразвитости других органов надзора. В стране такие смешанные группы являются потенциальным источником системного риска. Имеют место «неформальные группы», т.е. когда контроль или существенное влияние оказывают при незначительном или полностью отсутствующем прямом владении капитала в виду теневой формы экономики.

В Европе консолидированный надзор находится в незавершенном оформлении, в России же – на стадии первоначального развития, поскольку в стране признано наличие «теневой» экономики, встроенной в международные экономические отношения. По оценкам экспертов, в теневом секторе экономики создается как минимум 8 триллионов долларов США добавленной стоимости ежегодно. Эти данные не включены в официальную статистику предприятий, стран, международных организаций. Вместе с тем в теневой финансовый и деловой оборот вовлечены огромные ресурсы. Основные «экономические» черты теневой экономики – скрытая занятость, вывоз капиталов, отмывание денег, неуплата налогов, коррупция и взяточничество, неучтенные официальной статистикой ресурсы и доходы. К макроэкономическим результатам теневой экономики следует отнести:

- перераспределение доходов и собственности;

- деформация налоговой политики и налоговых отношений, бюджетной сферы;

- ослабление и деградация контролирующих и регулирующих органов;

- сокращение роли государства на рынке общественных благ;

- подрыв авторитета государства в международных экономических и политических отношениях;

- рост экономических угроз и рисков, необходимость разработки мер и мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны и мирового сообщества.

Фактор теневой экономики увеличивает риск иностранных потенциальных инвесторов в экономику России и ограничивает привлечение капиталов, том числе заемных.

Перечисленные криминальные аспекты напрямую регулируются международными документами и межгосударственными договорами.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:25:45