Проблема привлечения индивидуальных инвесторов на рынок ценных бумаг

Башилова М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Фондовый рынок в странах с развитой экономикой является инструментом привлечения инвестиций и призван способствовать увеличению капитализации (стоимости) компаний. В первую очередь он оказывает содействие долгосрочному размещению денежных средств с целью получения дохода и только во вторую очередь выступает инструментом получения спекулятивного дохода. На фондовых рынках США и Европы высока активность частных инвесторов, т.е. населения, для которых это способ размещения денежных средств с обеспечением высокой доходности.

Ключевые слова: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, инвестиции, фондовый рынок, капитализация, индивидуальные инвесторы



Фондовый рынок в странах с развитой экономикой является инструментом привлечения инвестиций и призван способствовать увеличению капитализации (стоимости) компаний. В первую очередь он оказывает содействие долгосрочному размещению денежных средств с целью получения дохода и только во вторую очередь выступает инструментом получения спекулятивного дохода. На фондовых рынках США и Европы высока активность частных инвесторов, т.е. населения, для которых это способ размещения денежных средств с обеспечением высокой доходности.

Массовый инвестор приходит на рынок по трем причинам: наличие доходов у домохозяйств, передовых технологий у посредников и политической воли государства.

Российский фондовый рынок в настоящее время бурно развивается, растет количество розничных инвесторов, финансовых посредников, однако пока этот рост во многом зависит от спекулятивных настроений, он характеризуется высокой зависимостью от иностранного капитала. Активность населения остается низкой.

В Россию сейчас пришли нефтяные деньги, то есть ускорители, которые повышают ликвидность (или объем свободных денежных средств). Теперь задача государственной воли состоит в том, чтобы эту ликвидность направить на развитие экономики, фондового рынка России.

Выделим основные причины, тормозящие развитие российского фондового рынка.

Первая причина - схожесть продуктов, предлагаемых российскими инвестиционными фондами. Остаются немногочисленными попытки разработки эксклюзивных продуктов, а соответственно не происходит усиление конкурентной борьбы за частного инвестора. Такое поведение компаний-брокеров не способствует привлечению массового инвестора на фондовый рынок.

Вторая причина - в России отсутствует институт независимых инвестиционных консультантов. А ведь именно они в странах с более развитой экономикой способствуют продвижению инвестиционных продуктов (так в США более 50% продаж таких продуктов идут через инвестиционных консультантов). Другими словами, на нашем рынке есть больной (в лице инвестора), есть аптекарь (в лице брокера), но нет доктора. Больной идет напрямую к аптекарю, и аптекарь дает ему то, что имеет, а не то, что посоветовал бы доктор.

Третья причина – потребность в создании центральной инфраструктурной организации. Это централизованный электронный документооборот для проведения расчетных операций между брокером и управляющим. Благодаря целенаправленному развитию технологий в 1981 году в США брокерский дом «Чарльз Шваб» впервые предложил клиентам «паевой супермаркет». Суть продукта в том, что с одного счета можно купить паи разных фондов, включая фонды конкурентов. Это порог, через который большинство российских брокерских компаний сегодня перейти не могут.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) в конце прошлого года сделала первую попытку численной оценки перспектив развития российского фондового рынка («Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу до конца 2015 года») [1]. Согласно указанных там целевых ориентиров, существующая реальность и идеал расходятся порой на два порядка. Это еще одно доказательство необходимости принятия мер, направленных на стабилизацию и стимулирование фондового рынка России.

У фондового рынка есть три основные задачи.

Первая задача – собрать свободные средства и направить их на развитие наиболее перспективных отраслей и компаний. Эта задача не решалась по той простой причине, что объемы первичного размещения ценных бумаг (IPO) были близки к нулю, и население в этот рынок никак не было включено. Объем IPO в 600 раз меньше, чем нужно; количество физических лиц в 200 раз меньше, чем нужно; активы паевых фондов в 150 раз меньше, чем нужно [2]. Такие цифры мы имели к концу 2005 года. Коренной перелом произошел в 2006 году: долго создаваемая модель фондового рынка, наконец, начала работать. С 2006 года российский фондовый рынок выполняет задачу сбора свободных средств и направления их в эффективную часть экономики. Большую роль, конечно, сыграло и государство, в том числе осуществив либерализацию валютного рынка и банковского законодательства. Новации способствовали пониманию того, что наиболее эффективный путь - это размещение акций не только на внутреннем рынке страны, но и выход на международные торговые площадки.

Вторая задача – вовлечение на рынок населения. За 2006-2007 годы произошел прорыв к нормальному развитию и здесь. К сожалению, в структуре инвестиций доминируют вклады свыше года: они в десятки раз больше, чем чистые активы открытых паевых инвестиционных фондов (ПИФ), чем сборы по страхованию жизни. Хотя динамика у инвестиционных продуктов стремительная. Население пока рассматривает фондовый рынок как спекулятивный, место, где можно быстро заработать много денег. И это проблема, в том числе для фондового рынка, потому что в последние годы его средняя доходность составила около 80%. Но рынок не может расти все время такими темпами. Неизбежно снижения уровня доходности таких вложений.

Фонд общественного мнения в партнерстве с ММВБ, исследуя инвестиционные настроения населения, приводит следующие данные. На заданный вопрос: «Слышали ли вы словосочетание «паевой инвестиционный фонд»? 12% опрошенных сказали, что знают, 25% – что слышали, 60% - слышали впервые. Следующий вопрос: «Когда вы встречаете информацию о паевых инвестиционных фондах, то насколько часто уделяете ей внимание?». 3% сказали, что уделяют [3]. Реально именно эти три процента населения – живая база наших ПИФов. Соответственно, это около трех миллионов человек, и, значит, имеется значительный потенциал для роста. Однако информации у населения о фондовом рынке, имеющихся продуктах и услугах недостаточно.

Третья задача – обучение широких масс населения инвестиционной грамотности. В течение 2006 года НАУФОР через сеть своих филиалов (а их у НАУФОР 14) решила размещать в СМИ статьи общего содержания, которые дают возможность первоначального знакомства с институтами финансового рынка, содержат описания стратегий инвестирования, продуктов и т.п. Но по признанию председателя правления НАУФОР Тимофеева А.В., это не очень эффективный путь [2]. Такого рода информационная политика должна быть более масштабной. Однако профучастники, занимающиеся розницей, со своей стороны больше заинтересованы в собственных семинарах, на которых они получают готовых клиентов для своей компании, и им невыгодно заниматься просвещением населения.

Общественная программа повышения грамотности населения по вопросам финансирования временно свободных денежных средств, требует значительных вложений и больших усилий. Только силами одной НАУФОР ее не решить. Столь масштабные задачи требуют постановки и решения на государственном уровне.

Таким образом, для преодоления перекосов в развитии отечественного рынка ценных бумаг, снижения его спекулятивного характера и, как следствие, повышения стабильности нужно в массовом порядке привлечь на рынок индивидуальных инвесторов. Для этой цели необходимо осуществление государственной политики поддержки фондового рынка, в том числе направленной на информирование, обучение широких масс населения инвестиционной грамотности, создание института независимых инвестиционных консультантов, упрощение доступа частного инвестора к инвестиционным продуктам путем создания централизованного электронного документооборота.


Источники:

1. Официальный интернет-сайт Национальной ассоциации участников фондового рынка [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: www.naufor.ru
2. Вторая ежегодная конференция «Российский фондовый рынок: 2007 – время качественных изменений»// Вестник НАУФОР .-2007.- №4.-С.24-29.
3. По материалам исследования, проведенного Фондом общественного мнения по просьбе НАУФОР.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:29:48