Инновационная стратегия предприятий в условиях конкуренции
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ковалев А.Е. Инновационная стратегия предприятий в условиях конкуренции // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 36-40.
Аннотация:
Под влиянием усиления конкуренции на товарном рынке и борьбы предприятий за улучшение качества продукции потребности промышленных предприятий в инновациях постоянно растут. Особенно остро этот процесс проявляется в комплексе предприятий гражданского машиностроения, который объединяет 7500 предприятий и организаций с численностью работников около 2,7 млн. человек.
Ключевые слова: инновационная стратегия, промышленные предприятия, машиностроение
Под влиянием усиления конкуренции на товарном рынке и борьбы предприятий за улучшение качества продукции потребности промышленных предприятий в инновациях постоянно растут. Особенно остро этот процесс проявляется в комплексе предприятий гражданского машиностроения, который объединяет 7500 предприятий и организаций с численностью работников около 2,7 млн. человек.
Машиностроительный комплекс объективно призван обеспечивать удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса и расширение своего присутствия на внешних рынках. В сложившихся условиях эта задача поставлена перед машиностроителями со всей определенностью. Отрасль должна стать конкурентоспособной, эффективной, динамично развивающейся, высокотехнологичной и восприимчивой к инновациям.
Определяющим фактором достижения этих целей является, как подсказывает опыт, постоянное повышение качества и обновление ассортимента продукции с использованием передовых технологий. Факты свидетельствуют о том, что для удержания лидерства в своей отрасли предприятиям необходимо добиваться радикальной активизации инновационного процесса, его ускорения.
Анализ деятельности наиболее успешных компаний позволяет выявить принципиально новые походы к формированию ими своей инновационной стратегии. В инновациях они видят не только способ достичь повышения производительности и конкурентоспособности (на внутреннем и мировом рынках), но и возможность удерживать свое лидерство в долгосрочной перспективе. Повышенная инновативность промышленной сферы создает постоянную угрозу их положению на рынке. Вследствие этого возникает инновационная гонка. В ней важно помнить: отставание от передовых позиций научно-технического прогресса неизбежно приводит к утрате ранее завоеванных позиций на рынке.
Чем активнее развивается на предприятии инновационный процесс, чем выше роль этого процесса в росте прибыли, тем с большим вниманием относятся эти предприятия к разработке своей инновационной стратегии. Для них свойственно понимание того, что движущей силой их развития является способность создавать и достаточно долго сохранять конкурентоспособное технологическое преимущество. Для этого, в частности, требуется, чтобы инновационная деятельность постоянно обновлялась и поддерживалась на достаточно высоком уровне. Это стремление предприятий сохранять свое технологическое преимущество как основу конкурентоспособности и устойчивого положения является относительно новой тенденцией, которую можно определить как ускорение инновационного процесса. В современных условиях инновации служат своего рода рычагом, подталкивающим предпринимателей постоянно двигаться вперед, т.к. любая остановка в техническом развитии производства грозит превратить передовое предприятие в отстающее, поставить его на грань банкротства.
Компании, активно занимающиеся инновационной деятельностью, как правило, не стараются подолгу сохранять без изменения достигнутое в определенный период конкурентное технологическое преимущество. При формировании своей инновационной стратегии они исходят из принципа, что номенклатура продукции, а вслед за ней технология и оборудование должны постоянно обновляться на новой технической основе, достигнутый экономический уровень производства должен постоянно повышаться. При этом темпы технологического обновления производства постепенно возрастают. Именно это можно рассматривать как основу стратегии инновационного ускорения.
В СССР инновационное ускорение характеризовалось высокой капиталоемкостью, развивалось, в основном, на оборонных предприятиях, в отрыве от гражданских отраслей. Обратные связи, работа с отложенным спросом, иные возможности для широкого использования инновационных достижений оборонно-промышленного комплекса (получения экономической отдачи), практически отсутствовали.
Поскольку инновационное развитие требует дополнительных усилий со стороны работников, оно зачастую встречает определенное противодействие коллективов предприятий. Но в настоящее время организации постепенно осознают необходимость преодоления этой тенденции и превращения инновационной деятельности в основу стратегии своего развития. Значение инноваций в развитии экономики подтверждается многочисленными исследованиями. Американский ученый-экономист Роберт Солоу подсчитал, что экономический прирост США за 40 лет (1909-1949 гг.) на 88% был обусловлен техническим прогрессом (предприятиям это обеспечило получение дополнительной прибыли).
Анализ показывает, что предприятие, ставшее на путь инновационного развития, сталкивается на рынке с конкурентами, стремящимися перехватить или закупить новые технические решения, по возможности усовершенствовать их. В этих условиях сохранить свое лидирующее положение в конкурентной борьбе становится чрезвычайно сложно.
Безостановочную инновационную деятельность, освоение и удержание технических преимуществ предприятия должны рассматривать как основу стабильности своего бизнеса на перспективу.
В современных условиях тотального обострения конкуренции складывается ситуация, при которой не экономика диктует виды новшеств, а, наоборот, инновации – это фактор, определяющий темпы роста экономики.
Понимание закономерностей ускорения инновационного развития определяет современный подход к формированию долгосрочной стратегии предприятия. Ориентация на концепцию «выживания за счет достигнутых в предшествующем периоде преимуществ» неизбежно обрекает предприятие на поражение.
В системе управления инновационной политикой предприятия следует выделить три основных этапа. Первый из них состоит в анализе сложившегося производства и положения компании на конкурентном рынке. На втором этапе формируются цели перспективной инновационной политики (снижение ресурсоемкости продукции, повышение ее качества, расширение рынков сбыта, рост объема продаж и т.д.). На третьем этапе планируется реализация научных и опытно-конструкторских разработок в виде новых моделей продукции, нового оборудования и новых технологий, а также оценивается эффективность предполагаемых инвестиций.
Для успешной реализации инновационной стратегии предприятий необходимо тесное сотрудничество промышленности и правительства. Инновационная политика государства предполагает финансовую поддержку и содействие достижению отдельными предприятиями конкурентных технических преимуществ и экономического использования этих преимуществ в целях развития экономики страны. Необходимо создать условия, благоприятствующие трансферу технологий из оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор и обратно.
Источники:
2. Инновационный менеджмент. / Под редакцией Оголевой Л.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Мишин Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство. – М.: КНОРУС, 2005
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:11