Методика разработки контрольных процедур формирования затрат на проведение ремонта и реконструкцию линейных объектов и скважин в условиях эксплуатации интегрированной системы управления нефтегазодобывающим обществом

Барабанов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
С точки зрения формирования и финансирования затрат в нефтедобыче наиболее актуальной является проблема формирования затрат, необходимых при реконструкции, модернизации или ремонте объектов основных средств. При этом наибольшие сложности возникают при классификации затрат на осуществление работ по капитальному ремонту линейных объектов (прежде всего, различных видов трубопроводов), а также скважин (в первую очередь, при бурении вторых стволов).

Ключевые слова: нефть, газ, нефтегазовая отрасль, основные средства, капитальный ремонт, классификация затрат



С точки зрения формирования и финансирования затрат в нефтедобыче наиболее актуальной является проблема формирования затрат, необходимых при реконструкции, модернизации или ремонте объектов основных средств. При этом наибольшие сложности возникают при классификации затрат на осуществление работ по капитальному ремонту линейных объектов (прежде всего, различных видов трубопроводов), а также скважин (в первую очередь, при бурении вторых стволов).

Существует проблема изменения порядка отнесения затрат на ремонтные работы с учетом специфики нефтедобычи. Например, как учитывать несколько увеличенную длину нефтепровода [1]. Аналогична ситуация возникает при бурении вторых стволов скважин – в результате этого могут меняться (или оставаться на прежнем уровне) эксплуатационные характеристики скважины. От этого зависит, к какой классификационной группе относить расходы на:

‑ капитальный ремонт с последующим отнесением затрат на себестоимость;

‑ реконструкцию (модернизацию) с определением в качестве источника финансирования прибыль, остающуюся в распоряжении организации.

Для получения конкурентного преимущества некоторые российские предприятия используют новые инструменты управления компанией, а именно: грамотно построенные интегрированные системы управления (ИСУ), например системы класса ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Они охватывают весь спектр функций – от снабжения материалами для производства до сбыта готовой продукции.

Для решения указанных проблем нами предложена методика разработки контрольных процедур формирования затрат на проведение ремонта и реконструкцию линейных объектов и скважин в условиях эксплуатации ИСУ нефтегазодобывающим обществом (НГДО), которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование целей бизнес-процесса подготовки и принятия решений по формированию затрат на ремонт и реконструкцию линейных объектов и скважин, которое осуществляется путем последовательной декомпозиции целей верхнего уровня и построения дерева целей. Путем декомпозиции можно определить следующие цели бизнес-процесса:

− обеспечение достоверности финансовой и управленческой информации и отчетности;

− соблюдение действующего законодательства, внешних стандартов и правил;

− эффективность и результативность операционной деятельности.

2. Детальное обследование бизнес-процесса подготовки и принятия решений по формированию затрат на ремонт и реконструкцию линейных объектов и скважин.

На данном этапе применяются следующие средства документирования (фиксации информации):

− схема организационной структуры (описывает формальные отношения между отделами в процессе выполнения бизнес-процесса формирования затрат на ремонт и реконструкцию);

− иерархическая схема бизнес-процесса (понимание структуры и связей всего бизнес-процесса формирования затрат);

− детальная схема процесса (последовательность рабочих инструкций для выполнения всех операций по бизнес-процессу и каналов движения документов);

− схема инструкций (содержащие информацию для сотрудников, каким образом выполнять действия в ИСУ НГДО для достижения цели операционной эффективности);

3. Моделирование бизнес-процесса подготовки и принятия решений по его формированию..

Целью данного этапа является представление бизнес-процесса в наглядной графической форме, более удобной для аналитической обработки полученной информации. Разрабатываемая модель должна отражать структуру бизнес-процесса формирования затрат на ремонт и реконструкцию, детали их выполнения и последовательность документооборота. При этом процесс моделирования включает в себя следующие этапы:

1) Построение диаграмм бизнес-процесса с использованием современных методологий: IDEF0, DFD, IDEF3, ARIS [4].

Процесс построения графических схем в ИСУ НГДО автоматизирован посредством использования программного обеспечения ARIS.

В интегрированной системе управления НГДО для отражения бизнес-процесса формирования затрат используются три модуля:

− Модуль FI-AA – операции поступления, перемещения, выбытия ОС и др.;

− Модуль ТОРО – операции текущего и капитального ремонта ОС;

− Модуль PS – операции реконструкции и модернизации ОС.

2) Графическое отражение рисков и контрольных процедур на диаграммах бизнес-процесса. Данный процесс предлагается осуществлять в следующем порядке:

а) выявляются риски и контрольные процедуры, которые покрывают эти риски;

б) риски и контрольные процедуры отражаются на диаграммах в том месте, где они возникают. При этом осуществляется их последовательная нумерация;

в) заполняется таблица с описанием рисков следующего вида:

Таблица рисков бизнес-процесса

Номер риска
Краткое описание идентифицированного риска


Результатом моделирования являются утвержденные диаграммы бизнес-процесса подготовки и принятия решений по формированию затрат на ремонт и реконструкцию линейных объектов и скважин с графическим отображением контрольных процедур.

4. Классификация и описание рисков бизнес-процесса подготовки и принятия решений по формированию затрат на ремонт и реконструкцию линейных объектов и скважин.

Цель этапа ‑ определение нестабильных участков бизнес-процесса, выявление критических факторов риска, а также определение основных угроз для предприятия, формирование библиотеки рисков.

5. Определение и документирование контрольных процедур бизнес-процесса формирования затрат на ремонт и реконструкцию линейных объектов и скважин.

На данном этапе контрольные процедуры выявляются и документируются с использованием матрицы рисков и контроля. Утвержденная матрица доводится до всех сотрудников, участвующих в бизнес-процессе.

Таким образом, теоретические подходы и предложенные практические рекомендации могут быть использованы при формировании затрат и эффективной системы внутреннего контроля на нефтедобывающих предприятиях, использующих ERP-систему. В частности, при создании локальной нормативной правовой базы организации, при разработке системы внутреннего контроля, при дальнейших научно-методологических исследованиях функционирования системы внутреннего контроля.

[1] При осуществлении ремонта происходит некоторое увеличение длины нефтепровода, чтобы старый нефтепровод в это время можно было продолжать эксплуатировать


Источники:

1. Шматов В.Ф., Малышев Ю.М. и др. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. – М.: «Недра», 1990.
2. Шеер А.В. Бизнес-процессы. – М.: Весть-Метатехнология, 1999.
3. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-Метатехнология, 2001.
4. Ковалев С. М., Ковалев В. М. Современные методологии описания бизнес-процессов — просто о сложном // Консультант директора. 2004. ‑ № 12.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 08:47:11