О целесообразности введения платы за недоиспользование производственных ресурсов предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
письмо в редакцию. Общеизвестно, что производственные ресурсы предприятий (обустроенный земельный участок, инвестиционный капитал, квалифицированная рабочая сила и профессиональная управленческая команда) всегда были, есть и будут ограниченными, так же как весьма ограниченными по одновременному спросу являются объемы производства и потребления (продаж) товарной продукции.
Ключевые слова: промышленные предприятия, производственные ресурсы
Общеизвестно, что производственные ресурсы предприятий (обустроенный земельный участок, инвестиционный капитал, квалифицированная рабочая сила и профессиональная управленческая команда) всегда были, есть и будут ограниченными, так же как весьма ограниченными по одновременному спросу являются объемы производства и потребления (продаж) товарной продукции.
В этих условиях сами предприятия, общество и государство объективно заинтересованы в том, чтобы экономические (производственные и коммерческие) возможности каждого из имеющихся производственных объектов использовались на полную мощность. При таком режиме использования технико-экономические, финансовые и социальные показатели предприятия оказываются наилучшими, обеспечивается требующаяся конкурентоспособность выпускаемой продукции, заметно снижается распыление ограниченных производственных ресурсов и загрязнение окружающей среды производственными и бытовыми отходами.
Всегда лучше иметь одно предприятие, работающее на полную производственную мощность, чем несколько, развивающих такую же мощность в сумме. Особенно важно иметь это в виду при выводе предприятий из крупных городов за городскую черту. Для обеспечения полной загрузки действующих предприятий без широкой диверсификации имеющихся производств не обойтись.
Однако в настоящее время большинство действующих предприятий недогружены и работают с использованием 10-15% своих экономических (производственных и коммерческих) возможностей. Такое явление без особой натяжки можно рассматривать как серьезный экономический кризис, для выхода из которого требуется принятие чрезвычайных экстренных мер.
Историческим примером таких мер является введение в странах с недостаточной численностью населения налога на бездетность либо на холостяков. Такой налог когда-то существовал и в Советском Союзе.
Известна практика введения платы за своевременно незавершенное строительство социально важных объектов ‑ платы за долгострой, а также платы за несвоевременное списание и ликвидацию ветхого жилья, ветхих производственных объектов, ветхих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта для ускорения процесса обновления городской инфраструктуры.
Время действия подобных налогов может быть ограниченным или продолжительным - вплоть до достижения предполагаемого (запланированного) результата и эффекта.
Таким же образом следует бороться с недогрузкой производственных мощностей ‑ путем введения соответствующей платы за недоиспользование экономических возможностей (прежде всего, производственных ресурсов предприятий).
Развернутая и сравнительно простая методология нормирования продуктивности конкретных предприятий и определения уровня их экономического развития позволит незамедлительно перейти к решению предлагаемой задачи.
О размерах подобной платы и продолжительности периода ее действия, а также о базе для ее исчисления можно спорить. Ясно только одно, что на первых порах она должна быть чувствительной, ощутимой, но не чрезмерной. Опыт ее первоначального применения на практике позволит постепенно и обоснованно оптимизировать ее величину в ту или другую стороны.
В качестве базы для исчисления предлагаемой платы целесообразно использовать показатель упускаемой предприятием прибыли до вычета налогов и процентов вследствие недоиспользования его производственных, производительных и коммерческих возможностей. Этот показатель представляет собой разность между нормативной для рассматриваемого конкретного предприятия и фактически полученной им балансовой прибыли за прошедший отчетный год.
Необязательно вводить такую плату сразу по всей стране. На первых порах для эксперимента достаточно ограничиться предприятиями одного-двух городов или регионов-доноров: например, Уфы и Новосибирска или Татарстана и Хабаровского края.
Время покажет насколько эффективна такая плата и как быстро проявляется эффект от ее введения. В том, что он будет, сомневаться не приходится!
Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:20:34