Анализ особенностей рынка гостиничных услуг крупнейших городов – промышленных центров РФ

Чуваткин П.П., Косвинцева Е.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В последние несколько лет гостиничный бизнес в РФ отличается высокими темпами роста. Причины подъема можно назвать разные, но, несмотря на их разнообразие, можно выделить общую и главную причину – наличие большого количества финансовых ресурсов при значительно меньшем количестве секторов экономики, оптимально сочетающих риски с эффективностью инвестиций.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничные услуги



В последние несколько лет гостиничный бизнес в РФ отличается высокими темпами роста. Причины подъема можно назвать разные, но, несмотря на их разнообразие, можно выделить общую и главную причину - наличие большого количества финансовых ресурсов при значительно меньшем количестве секторов экономики, оптимально сочетающих риски с эффективностью инвестиций.

С ростом деловой активности в крупнейших городах РФ, являющихся промышленными центрами, растет потребность в гостиничных услугах. Крупнейшими промышленными центрами в РФ являются города с численностью населения от 1 до 3 миллионов человек. Их в России, по данным Росстата, сегодня насчитывается 11.

На сегодняшний день количество гостиниц в РФ около 3100. При этом их доля в крупных промышленных центрах составляет 14% от общего количества.

Количество гостиниц по крупнейшим городам-промышленным центрам, исключая Москву, Санкт-Петербург и города с численностью населения менее одного миллиона, следующее: Нижний Новгород – 58; Екатеринбург – 88; Омск – 22; Казань – 36; Челябинск – 41; Ростов-на-Дону – 20; Уфа – 17; Волгоград – 30; Пермь – 34; Новосибирск – 39; Самара – 39.

Самый высокий процент из этой группы городов в Екатеринбурге (2,84%). Следует отметить, что на первом месте по численности населения среди рассматриваемых городов стоит Новосибирск, а по количеству гостиниц он занимает только четвертое место. Количество гостиниц в этом городе в два раза меньше, чем, например, в Екатеринбурге.

Соотнеся численность населения и количество гостиниц в крупных городах, можно отметить, что конкурентный рынок не везде окончательно сформирован. Так, например, численность населения в Уфе и Перми практически одинакова (1042,4 и 1000,1 тыс. чел. соответственно), а количество гостиниц в Перми в два раза больше, несмотря на то, что этот рынок в данном городе находится на стадии развития. Сейчас в Перми наблюдается активный рост гостиничных предприятий. В период с 2005 г. по настоящее время количество отелей увеличилось более чем в полтора раза. Кроме того, на рынок г. Перми начинают приходить крупные российские и даже зарубежные гостиничные цепи.

Особенностью конкуренции на рынке гостиничных услуг в городах-промышленных центрах является ее локальный характер. В отличие от отелей курортов или культурно-исторических центров, здесь гостиничные предприятия конкурируют между собой в рамках одного города. Тогда как, например, гостиницы города Сочи конкурируют с крымскими, турецкими и т.д., а московские отели – с санкт-петербургскими.

Потребителями гостиничных услуг в городах-промышленных центрах являются в основном бизнес-клиенты. Для гостиниц мегаполиса, не являющегося культурно-историческим центром, можно выделить следующие основные сегменты: группы (корпорации, ассоциации) и индивидуалы (государственные служащие, клиенты краткосрочных и долгосрочных городских конференций, лица, находящиеся в служебных командировках, и прочие).

Например, основными потребителями гостиничных услуг г. Перми являются командированные (54% респондентов), из них руководители составляют 49,5% (в том числе менеджеры среднего звена), служащие – 35,7%, рабочие – 14,8%. Следующим по величине сегментом являются клиенты краткосрочных и долгосрочных городских конференций (22%). Государственные служащие составляют 13% опрошенных. К числу прочих респондентов относятся индивидуальные туристы, путешествующие с личными целями (отдых, лечение, обучение). Эта группа составляет 11% от общего количества опрошенных.

Для выявления потребностей и предпочтений клиентов гостиниц г. Перми было проведено исследование (февраль 2007 г.), в ходе которого было опрошено 640 человек. Выборка – случайная вероятностная: опрашивались только клиенты, проживающие в отелях г. Перми.

В результате исследования были сделаны выводы, что среди дополнительных услуг, по мнению респондентов, необходимыми в отеле являются:

‑ возможность выхода в Интернет – 29,5%;

‑ наличие тренажерного зала – 13,6%;

‑ наличие сауны в гостинице – 9,4%;

‑ возможность организации досуга в гостинице – 7,9%;

‑ наличие сейфа в номере – 7,9%;

‑ наличие кондиционера в номере – 5.4%;

‑ возможность организации экскурсионного обслуживания – 4,1%;

‑ наличие фена в номере – 3%;

‑ наличие чайника в номере – 3%;

‑ наличие утюга в номере – 2,1%.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для респондентов важной необходимостью является возможность подготовки и осуществления деловой деятельности во время проживания в гостинице (возможность выхода в Интернет, наличие компьютера в номере). На втором месте по степени важности стоит возможность отдыха и занятия спортом (наличие тренажерного зала, сауны и возможности организации досуга в гостинице). Далее по степени значимости следуют безопасность имущества (сейф в номере) и возможность обеспечения собственного комфорта и уюта номера (фен, чайник, утюг в номере).

Таким образом, для повышения конкурентоспособности и улучшения функционирования гостиничных комплексов крупных российских промышленных центров необходимо осуществлять:

‑ исследование потребностей выбранного сегмента;

‑ удовлетворение потребностей клиентов гостиниц, завоевание их лояльности;

‑ внедрение новых технологий в индустрии гостеприимства;

‑ обмен опытом между гостиницами («сотрудники по обмену»);

‑ приглашение независимых консультантов, экспертов гостиничного бизнеса.


Источники:

1. Сведения о предприятиях гостиничного типа. № 29-117/262. – Пермь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, 2007.
2. Принципиально новые возможности для бизнеса // Отель. – 2006. - №6. – С. 3.
3. www.rusbiz.net

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:54