Формирование стратегии развития металлургических холдингов в России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Андреев Д.В. Формирование стратегии развития металлургических холдингов в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 17-22.
Аннотация:
Одной из отраслей российской экономики, в которых предприятия с самого начала реформ активно выстраивали стратегию собственного развития, является металлургия. Металлургическая промышленность России относится к базовым и крупнейшим отраслям национального хозяйства и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей страны.
Ключевые слова: промышленные предприятия, холдинг, металлургия
Одной из отраслей российской экономики, в которых предприятия с самого начала реформ активно выстраивали стратегию собственного развития, является металлургия. Металлургическая промышленность России относится к базовым и крупнейшим отраслям национального хозяйства и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей страны.
Доля металлургии в ВВП России составляет около 5%, в промышленном производстве – 19%, а в экспорте достигает 18%. Будучи одним из крупнейших потребителей продукции и услуг естественных монополий, металлургическая промышленность потребляет около 35% перевозимых в стране железнодорожным транспортом грузов, 30% электроэнергии, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов.
На международном уровне рассматриваемую отрасль можно отнести к категории мультивнутренних, поскольку практически в каждой стране существует высокая внутренняя конкуренция. Однако российские металлургические предприятия сумели достичь высоких результатов на внешних рынках, экспортируя более половины своей продукции.
Россия обеспечивает порядка 7% мирового производства стали и является крупнейшим мировым экспортером, играющим немаловажную роль в ценообразовании и удовлетворении возникающего дополнительного мирового спроса. В силу перечисленных выше факторов, для национальной экономики приоритетно наращивание производства в металлургии, стимулирование роста внутреннего потребления и присутствия на внешних рынках.
Вместе с тем, развитию данного сектора экономики сопутствует наличие многих проблем. Ключевыми факторами, негативно влияющими на металлургическую отрасль, являются следующие:
1. Низкая конкурентоспособность минерально-сырьевой базы: недостаточны объемы и качество запасов многих месторождений;
2. Невыгодное географическое расположение предприятий внутри материка, что ведет к росту доли транспортных расходов в себестоимости продукции;
3. Отсталость производственно-технологической базы: по сравнению с предприятиями США, Германии, Японии, расход энергии в расчете на тонну стали примерно на 20-30% выше, а трудозатраты – в 2,5-3 раза;
4. Низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке;
5. Ужесточение ограничений российского экспорта на зарубежных рынках притом, что на экспорт поставляются в основном продукты первичной переработки, которые используются покупателями для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
В этой связи научные исследования, направленные на необходимость усиления стратегической ориентации и формирование моделей стратегического развития металлургических предприятий, являются актуальными.
Автором был проведен анализ влияния применения различных стратегий на результативность крупнейших российских холдингов, работающих в отрасли черной металлургии (ММК, Евраз-холдинг, Северсталь, НЛМК, Мечел), а также анализ внешней среды, на основании которых можно сделать следующие выводы:
1. Горизонтальная интеграция. Российские металлургические холдинги возглавляет, как правило, один комбинат полного цикла. Остальные активы связаны с головной компанией опосредованно, являясь в большинстве случаев потребителями продукции первичных переделов. При вхождении данных активов в состав группы возникает слабый эффект синергии (вертикального направления по продукту), вызывая также негативные эффекты, вызванные «распылением» ресурсов холдинга – управленческих, финансовых и материальных. Вместе с тем, оценка долгосрочного влияния применения стратегии горизонтальной интеграции является предметом дальнейших исследований.
2. Обратная вертикальная интеграция. Флуктуации цен на сырьевом рынке приводят к тому, что многие металлургические компании, в стремлении обезопасить себя и усилить контроль издержек, приобретают горнодобывающие предприятия. Такая стратегия оказывает слабое, но, тем не менее, положительное влияние на общую результативность деятельности холдингов.
3. Интернационализация. Негативный эффект связан прежде всего с тем, что на экспорт металлургические холдинги поставляют продукцию первичных переделов с низкой добавленной стоимостью, что приводит к снижению финансовой результативности. Кроме того, предприятия вынуждены нести более высокие затраты на транспортировку своей продукции. С другой стороны, российский рынок не способен потреблять весь объем произведенной продукции, и высокие объемы экспорта – скорее неизбежность для металлургических компаний.
Следующим этапом исследования стало построение модели развития холдингов на основании анализа прошлых, текущих и прогностических условий внешней среды и тенденций внутренних изменений холдингов. В результате проведенного анализа выстраивается характерная модель роста данного бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Направления стратегического развития металлургических холдингов
Стратегии холдингов
|
Характер внешней среды
|
Характер внутренней среды
|
1. «Начальные» стратегии в период реструктуризации предприятий (1990-е гг.)
| ||
Горизонтальная интеграция
|
Низкий спрос на продукцию
|
Передел собственности и реструктуризация производств
|
Интернационализация: экспорт продукции
|
Традиционно высокие объемы экспорта
|
Дисбаланс производственных мощностей
|
2. Стратегии «переходного» периода развития (2000-2006 гг.)
| ||
Вертикальная интеграция: частичное обеспечение собственным сырьем
|
Повышенный спрос на сырье и металлопродукцию
|
Проблема снижения издержек производства
|
Интернационализация: покупка иностранных предприятий
|
Получение доступа к рынку сбыта
|
Получение доступа к технологиям
|
3. Прогностические стратегии развития (с 2007 г.)
| ||
Вертикальная интеграция: полное обеспечение собственным сырьем
|
Высокая конкуренция на рынке сырья
|
Проблема снижения издержек производства
|
Интернационализация: кооперация с зарубежными активами
|
Доступ к рынку сбыта в рамках глобализационной модели развития
|
Проблема снижения издержек, повышения управляемости и стабильности бизнеса
|
Диверсификация деятельности
|
Жесткая конкурентная борьба крупнейших производителей
|
Снижение рисков и проблема повышения рентабельности капитала
|
Анализируя стратегии металлургических холдингов, можно выделить несколько характерных подходов к их дальнейшему развитию в краткосрочном периоде:
1. Развитие экспортных рынков. Данное направление жестко обусловлено дисбалансом предложения и спроса на российском рынке. Несмотря на тенденцию по уменьшению экспортных поставок, холдинги вынуждены прилагать большие усилия по развитию внешних рынков, реализуя стратегии интернационализации и горизонтальной интеграции, которые выражаются в покупке иностранных активов в целях получения доступа, во-первых, к потребителям собственной продукции низких переделов, а, во-вторых, к сложившимся рынкам потребления высококачественной металлургической продукции.
2. Развитие внутренних рынков продукции с высокой добавленной стоимостью. Растущий спрос на продукцию обеспечивается развитием таких отраслей как машиностроение, автомобилестроение, трубная и метизная отрасли, строительство. Металлургические холдинги, используя накопленный капитал, могут применять стратегии связанной диверсификации, что является перспективным направлением их развития.
3. Снижение затрат производства. Широкая инвестиционная программа предприятий направлена на модернизацию оборудования и перехода к более эффективным способам производства. Кроме того, холдинги продолжают приобретение и формирование горнодобывающих, энергетических и транспортных активов. Такую стратегию не всегда можно четко обозначить как обратную вертикальную интеграцию, поскольку управление холдингами основано на принципе самостоятельности хозяйствования предприятий, которые в своей деятельности подчиняются собственной рыночной конъюнктуре.
Можно констатировать, что основная цель металлургических холдингов России заключается в успешной конкуренции на мировом рынке. Для достижения данной цели холдингам необходимо, во-первых, сохранять высокую рентабельность своего бизнеса, что способствует повышению капитализации компаний, и, во-вторых, проводить постоянный анализ направлений развития и инвестирования капитала, исходя из текущих и прогностических условий внешней среды, и вырабатывать успешные стратегии собственного развития.
Источники:
2. Белковский А. Основа успешных стратегий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №1. – с. 132-133.
3. Винслав Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. – 2006. - №2.
4. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. - М. : ООО «Городец-издат», 2003. – 368 с.
5. Хейфец Б. Пасынки глобализации // Эксперт. – 2007. - №4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:36:35