Инвестиционное состояние нефтедобывающей отрасли Республики Дагестан
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Супуралиев А.А. Инвестиционное состояние нефтедобывающей отрасли Республики Дагестан // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 124-128.
Аннотация:
Важнейшей отраслью экономики Республики Дагестан является нефтедобыча, объем продукции которой составляет около 12% всего объема промышленного производства региона. По этому показателю отрасль занимает второе место после пищевой индустрии.
Ключевые слова: нефтедобывающая отрасль, экономика региона, нефтегазовая отрасль, инвестиционная привлекательность, Республика Дагестан, нефтедобыча, инвестиционное состояние
Важнейшей отраслью экономики Республики Дагестан является нефтедобыча, объем продукции которой составляет около 12% всего объема промышленного производства региона. По этому показателю отрасль занимает второе место после пищевой индустрии.
На протяжении более чем четверти века нефтедобывающая промышленность составляла основу экономики Дагестана. Всего здесь было открыто 52 месторождения, из которых суммарно за все время эксплуатации извлечено около 40 млн. тонн нефти и 30 млрд. м3 природного газа. Пиковый уровень добычи – 2,2 млн. тонн нефти и конденсата и 1,6 млрд. м3 газа был достигнут в 1970 году [1]. К настоящему моменту полностью истощено около 25% месторождений и добыча на них остановлена. Среднегодовой объем добычи нефти в республике за последние 5 лет составляет 353 тыс. тонн и, начиная с 2001 года, он неуклонно сокращается.
Такое положение обусловлено тем, что в реформенный период нефтедобывающая отрасль Дагестана инвестировалась недостаточно. Так, индекс физического объема капиталовложений в экономику республики в 2005 году по сравнению с 1990 годом составил 35,4%, а по объектам производственного назначения – 22,2 %. Инвестиции в нефтедобывающую индустрию республики в дореформенный период составляли около 45% всех вложений в промышленность. В 2005 году их доля составила всего 16,0% или 4,3% всего объема инвестиций в экономику Дагестана. Это в четыре с лишним раза меньше доли капиталовложений в нефтедобывающий сектор экономики по России в целом.
Таким образом, уменьшение инвестирования, сокращение объема разведочных работ и бурения скважин, ухудшение структуры и уровня использования эксплуатационного фонда добывающих скважин, отсутствие передовых технологий их эксплуатации привели к ежегодному сокращению объемов добычи нефти и газа в республике.
Недостаточное финансирование привело к ухудшению производственного потенциала отрасли. Состояние основных фондов нефтедобывающих предприятий республики характеризуется высоким уровнем износа, который составляет около 77%, что более чем на 20 процентных пунктов выше среднероссийского. Более того, выбытие основных производственных фондов превышает их поступление.
За прошедшие реформенные годы (начиная с 1990 г.) значительно изменился и эксплуатационный фонд нефтяных скважин. При этом практически остановился ввод новых месторождений, более чем в 8 раз сократились масштабы эксплуатационного и разведочного бурения. В результате рентабельность добычи нефти в Дагестане оказалась значительно ниже, чем в регионах с большими запасами нефти и значительным количеством вновь вводимых месторождений.
Таким образом, если в ближайшие годы не будет изменено отношение к развитию нефтедобывающей отрасли, то еще более обострятся социально-экономические проблемы республики, имеющей депрессивный характер экономики, высокую дотационность бюджета, высокий уровень безработицы и ряд других негативных результатов рыночных реформ.
Главный фактор восстановления значимости отрасли в экономике Дагестана – это инвестиции. Совершенно очевидно, что республика, которая до 80% бюджета формирует за счет федеральных средств, не может за свой счет профинансировать реальный сектор экономики, в частности нефтедобычу. Получаемые из федерального бюджета дотации в основном идут на развитие непроизводственной сферы экономики Дагестана.
Привлечение внешних инвестиций, в том числе зарубежных, проблематично, что обусловлено утратой инвестиционной привлекательности республики по многим объективным и субъективным причинам. Существенным источником капиталовложений в нефтедобывающую отрасль Дагестана могут служить корпоративные финансовые ресурсы корпорации «Роснефть», выступающей головной организацией предприятий, добывающих более 95% нефти в республике. В частности, компания могла бы расширить свою деятельность в части предоставления беспроцентных долгосрочных займов, участия в разведке и освоении новых месторождений, в обновлении основных фондов.
Другие российские нефтяные компании из-за ограниченности разведанных запасов нефти, низкой рентабельности и ряда субъективных факторов не проявляют интерес к дагестанской нефти. Исключением является корпорация «Лукойл», которая ведет поиск новых месторождений на дагестанском шельфе Каспия.
Однако внешние капиталовложения новых инвесторов в основном идут на разведку и освоение новых месторождений, что не связано с техническим перевооружением действующих предприятий. Следовательно, основным источником формирования инвестиционных ресурсов нефтедобывающей отрасли республики выступают собственные доходы топливно-энергетических предприятий, значительная часть которых изымается государством в виде налогов и сборов.
Нефтяные компании России, вследствие роста мировых цен на нефть, получают достаточно высокие доходы, которые могли бы инвестировать в развитие и расширение добычи. Однако нефтяная отрасль, формируя до 25% доходов государственного бюджета в течение последних 5-10 лет и выполняя роль кредитора бюджета и всей экономики страны, которая была ему навязана государством, в недостаточном объеме инвестирует полученную прибыль в производство.
Значительная часть доходов российских нефтяных компаний оседает на банковских счетах в зарубежных странах [2]. Причина здесь заключается в чрезмерно жесткой налоговой политике в отношении к предприятиям топливно-энергетической отрасли. В этой ситуации необходимо изменение политики государства в сфере нефтяного бизнеса и, в частности, совершенствование механизма налогообложения данной отрасли.
Необходимо создание налогового механизма, стимулирующего расширение инвестиционной деятельности нефтедобывающих предприятий. Так, по данным территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ в Республике Дагестан, налоговые поступления от нефтедобывающей отрасли составляют около 830 млн. руб., (в том числе, около 650 млн. руб. – в федеральный бюджет), что составляет более 64% всех налоговых сборов от промышленности региона [3, с.23, 167].
Налоговая нагрузка на нефтедобывающую отрасль республики составляет 39,4%, тогда как нагрузка в среднем на промышленность ‑ 7,3%. Следовательно, нефтедобывающая отрасль Дагестана несет большую налоговую нагрузку, чем все остальные сферы промышленности республики. Это, безусловно, отражается на темпах накопления капитала, в расширении инвестиций и обновлении технического потенциала топливно-энергетического сектора. В этой связи, реальным источником увеличения объемов инвестиций в отрасль представляется изменение пропорций распределения налога на добычу полезных ископаемых в пользу субъектов Российской Федерации и предоставление последним прав в налоговом льготировании производителей.
В настоящее время в России доля налога на добычу полезных ископаемых составляет более 80% всех налоговых поступлений от нефтяной отрасли [4]. В Дагестане доля данного налога превышает 11% (свыше 650 млн. руб.) всех налоговых сборов по республике или 93% всех налоговых платежей нефтедобывающих предприятий [3, с.166]. Даже равное распределение налога на добычу полезных ископаемых между федеральным и региональным бюджетами позволит региону получить дополнительные доходы в сумме более 300 млн. руб., что превышает годовой объем собственных инвестиций (прибыль и амортизация) топливно-энергетических предприятий республики. Значительная часть из этих средств должна быть инвестирована в нефтедобывающую отрасль республики на основе предоставления бюджетных и инвестиционных налоговых кредитов.
Источники:
2. Кривощекова Е., Окунева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России. // Вопросы экономики. ‑ 2004. ‑ №7. – С. 70-85.
3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2005 г. – Махачкала: ТО ФСГС по РД, 2006. – С. 73-75.
4. Шарипова Е., Черкашин И. Что дает рента федеральному бюджету? // Вопросы экономики. ‑ 2004. ‑ №7. – С. 51-69.
5.Эфендиева Е.А. Особенности формирования инвестиционных ресурсов региона в условиях перехода к рынку. / Финансово-экономические преобразования на современном этапе развития РФ: проблемы и перспективы. Сб. статей. Т. 2. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. – С. 281-288.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:31:07