Перспективные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий

Сокольских Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время насчитывается около 40-50 тыс. малых инновационных предприятий, что составляет менее 5% от общего числа всех образований в секторе малого российского бизнеса. В сфере же науки и научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего количества малых организаций.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, инновационные предприятия, государственная поддержка, малые инновационные компании



В настоящее время насчитывается около 40-50 тыс. малых инновационных предприятий, что составляет менее 5% от общего числа всех образований в секторе малого российского бизнеса. В сфере же науки и научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего количества малых организаций.

Содействие инновационным институтам любого типа, как правило, оказывает государство, а также специализированные общественные фонды и крупные корпорации, занимающие ведущее место в определенной области производства. Характерные черты поддержки – участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо государственного органа, но наличие координирующего состава в лице того или иного ведомства или министерства.

Приоритетным направлением в стимулировании деятельности малых предприятий, работающих в сфере инновационных разработок и высоких технологий должно стать венчурное финансирование. Недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия кредитования – вот только некоторые проблемы, с которыми столкнулось в последнее время инновационное предпринимательство. Венчурное финансирование – это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках и подъем экономики страны.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства работает над этим направлением во взаимодействии с региональными фондами, Фондом поддержки малых форм бизнеса в научно-технической сфере и международными организациями.

Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и привлечение к решению этой проблемы коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий. В комплекс услуг, которые оказывали бы эти структуры, должно входить консультирование на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчетом рисков и реализации проектов. Но самое главное – это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управлением проектами и т.д.

В структуре научно-производственного комплекса возрастает доля мелкого инновационного предпринимательства, растут и становятся более разнообразными его связи со всеми секторами экономики. Соответственно должна развиваться и инициативная форма организации инновационной деятельности, а также формы поддержки мелкого инновационного бизнеса.

Для привлечения дополнительных финансовых средств Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства вместе с региональными фондами оказывают содействие в создании кредитных кооперативов и их союзов. К сожалению, пока не принят базовый закон, способствующий формированию таких организаций. Этот финансовый механизм обеспечивает «прозрачный» доступ к кредитам под менее высокие проценты, чем в коммерческих банках. К тому же, при этом используется более упрощенная система получения займов. Кредитные кооперативы имеют богатые традиции в России и за рубежом, и должны как можно быстрее получить широкое распространение. Наиболее эффективно эта форма микрофинансирования зарекомендовала себя в Калининградской, Московской, Смоленской, Нижегородской и некоторых других областях. В данных регионах насчитывается более 2 тыс. кредитных кооперативов.

Еще одним источником в данном направлении может стать активное использование средств Сбербанка России, находящихся на депозитарном хранении. Сбербанк пользуется де-факто государственной гарантией по своим депозитам, и является «банком чрезвычайного резерва». Как следствие, Сбербанк является единственной финансово-кредитной организацией, которая может рассчитывать на относительно стабильную депозитную базу в случае кризиса, поскольку собственные средства Сбербанка значительно превышают объемы доступного финансирования у конкурирующих структур.

Решение Сбербанка сконцентрировать деятельность, например, на лизинге (а также других инвестиционных и инновационных направлениях) в регионах, могло бы значительным образом изменить весь сектор, учитывая внушительное присутствие данной организации практически во всех областях России и объем имеющихся средств. Понятно, что доступ к кредитам на срок от двух до трех лет чрезвычайно ограничен. Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что данная ситуация будет постепенно улучшаться по мере развития экономики.

В России постепенно складываются благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Вместе с тем, необходимо реализовать комплекс мер для обеспечения свободного доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам и для привлечения средств из дополнительных источников финансирования. Речь идет о следующих направлениях:

‑ разработка механизма гарантирования рисков, который позволил бы, по мере снижения уровня инфляции, различным коммерческим банкам кредитовать малые предприятия;

‑ постепенное распространение и массовое освоение в регионах России гарантийного механизма, разработанного с участием австрийского банка Bürges Förderungsbank и Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства;

‑ разработка и повсеместное внедрение механизма микрокредитования малых предприятий с ориентацией на определенные сегменты малого бизнеса: например, стартующие малые предприятия, «офицерские», женские, молодежные, индивидуальные предприниматели, сельские, инновационные предприятия и т.д.;

‑ разработка механизма оптимального распределения прибыли от приватизации государственных и муниципальных предприятий и создание необходимых нормативных документов для этого.

Необходимо ускорить принятие закона «О кредитных кооперативах», а также совместно с международными кредитными организациями разработать такой механизм содействия развитию российского малого бизнеса, который бы решал вопросы не столько технической, сколько финансовой помощи.


Источники:

1. Лизинг-Курьер. – 2000. ‑ №3-6 (9-12).
2. Российская экономика в 2001 году. Тенденции и перспективы. – M.: Институт экономики переходного периода, 2002.
3. Рунов А.В. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства // Вестник МАП России. – 2002. ‑ №2.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:10:10