Особенности управления товарными запасами в организациях торговли

Озорнина Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Финансовый (бухгалтерский) учет – главный источник информации, позволяющий руководству предприятия иметь полную и достоверную картину о финансово-хозяйственной деятельности и об истинных доходах предприятия. Одним из основных факторов, влияющих на размер прибыли, является уровень товарно-материальных запасов. Торговля традиционно считается основным хранителем товарных запасов, так как она должна обеспечивать нормальный торговый процесс. Проблему управления товарными запасами рассматривали многие исследователи в этой области: Грызанов Ю.П., Дарбинян М.М., Палий В.Ф. и т.д. В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления товарными запасами на предприятиях торговли.

Ключевые слова: торговля, торговые предприятия, товарные запасы, товародвижение



Финансовый (бухгалтерский) учет – главный источник информации, позволяющий руководству предприятия иметь полную и достоверную картину о финансово-хозяйственной деятельности и об истинных доходах предприятия. Одним из основных факторов, влияющих на размер прибыли, является уровень товарно-материальных запасов. Торговля традиционно считается основным хранителем товарных запасов, так как она должна обеспечивать нормальный торговый процесс. Проблему управления товарными запасами рассматривали многие исследователи в этой области: Грызанов Ю.П., Дарбинян М.М., Палий В.Ф. и т.д. В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления товарными запасами на предприятиях торговли.

Руководство организации должно быть в курсе того, при каком уровне товарных запасов обеспечивается бесперебойность снабжения и сбыта. Недостаток товарных запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности процесса снабжения потребителей, уменьшает объемы реализации товаров, снижает размер получаемой прибыли и ведет к потере потенциальных потребителей. Товарные запасы необходимы для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей. Они оказывают заметное влияние на выполнение планов объема продаж, а следовательно, и на размер получаемой прибыли. Особенно это отражается на начальных и конечных этапах товарного движения. В отчетный период выполнение плана объема продаж обеспечивается преимущественно текущим поступлением товаров непосредственно от поставщиков. Вместе с тем за счет поступления создаются и необходимые запасы, обусловленные требованиями нормального процесса товарного обращения. Помимо основного запаса необходимо иметь и резервный запас. Резервный (страховой) запас – это дополнительный запас, который хранится на случай непредвиденного спроса или неожиданного отсутствия запаса у поставщиков. Страховой запас позволяет избежать простоя между поставками. Его объемы зависят от прогнозирования спроса, поэтому необходимо основываться на прошлом опыте относительно пределов еженедельного спроса. Необходимо иметь запас тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом, так как только тогда можно добиться наибольшего равновесия в организации.

Финансовое равновесие и устойчивый рост предприятия достигается за счет хозяйственного цикла, в основе которого лежит оборачиваемость ценностей, поэтому важное место при изучении управления товарными запасами отводится их экономическому анализу. Информационной базой анализа товарных запасов являются данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности. Основным источников информации о товарных запасах является бухгалтерский баланс. Сведения о товарных запасах также входят в отчеты материально ответственных лиц. Особым источником информации являются инвентаризационные ведомости. Они позволяют определить не только соответствие истинной величины товарных запасов данным бухгалтерского учета, но и выявить товары, не пользующиеся спросом у покупателей. Важным для анализа является годовой статистический отчет об остатках и наличии неходовых и залежалых товаров.

Объем товарных запасов может изменяться под воздействием множества факторов, поэтому необходимо рассматривать лишь факторы, проявляющие себя в сфере обращения. Хотя полностью уйти от анализа влияния производственных, транспортных и других факторов невозможно.

К числу основных факторов в торговле относят объем продаж. Его структуру, скорость обращения товаров. Ускорение обращения товаров в организации оказывает огромное влияние как на объем продаж, так и на величину товарных запасов. Именно в скорости товарооборота аккумулируется действенность всех мероприятий по управлению торговой организацией.

Непрерывная цепь актов купли-продажи предполагает постоянное восполнение проданных товаров новыми, систематическое обновление товарных запасов. Время, необходимое для полного обновления запасов, характеризуется скоростью обращения товаров.

В условиях деятельности торговой организации ускорение оборачиваемости товаров способствует уменьшению потребности в оборотных средствах, находящихся в товарных запасах, сокращению затрат на хранение товаров, так как чем больше завезенная партия товаров, тем в большем объеме требуются складские помещения для их хранения, возрастают затраты электроэнергии, увеличивается естественная убыль и т.п. Скорость обращения товаров лучше всего рассматривать через сопоставление объема продаж и средних товарных запасов.

Для лучшего управления товарными запасами необходимо сформировать их в три группы ценностей: с быстрой, средней, замедленной скоростью реализации или почти не реализуемые. Суть всего управления состоит в умении так пополнять запасы ценностей первой и второй групп, чтобы они всегда были в наличии. Всестороннее планирование товарно-материального снабжения во многом определяет успех предприятия. Иногда предприятие терпит крах из-за того, что выпускает из-под контроля товарный запас.

Чтобы наиболее полно управлять товарными запасами, необходимо решить ряд задач:

- изучение товарных запасов по месту нахождения, назначению, ассортименту;

- определение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов;

- исчисление и анализ скорости обращения товаров;

- определение влияния уровня товарных запасов на прибыль и т.д.

Только на путях решения этих и многих других задач можно добиться наиболее качественного управления товарными запасами, а значит, достичь финансового равновесия и роста деятельности организации.


Источники:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) // Гарант [Электронный ресурс]: СПС. – Электрон. дан. и прогр. – М.: 2006.
2. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01" (с изм. и доп.) // Гарант [Электронный ресурс]: СПС. – Электрон. дан. и прогр. – М.: 2006.
3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н с изм. и доп.) // Гарант [Электронный ресурс]: СПС. – Электрон. дан. и прогр. – М.: 2006.
4. Николаева, Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2001. – 356 с.
5. Управленческий учет. / Под ред. В. Палия и Р. Вандера-Вила. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 480 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:35:13