Творческая энергия и обменные процессы в рыночной экономике
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Творческая энергия, как средство материального и духовного общения между людьми, играет чрезвычайно важную, если не сказать решающую, роль в становлении рыночных отношений. Очевидно, что природа распорядилась так, что любое общение человека с окружающим миром приводит к тому, что одновременно происходит как аккумулирование, так и генерирование творческой энергии. Превалирование того или другого процесса зависит от конкретной ситуации.
Ключевые слова: творческая энергия
Творческая энергия, как средство материального и духовного общения между людьми, играет чрезвычайно важную, если не сказать решающую, роль в становлении рыночных отношений. Очевидно, что природа распорядилась так, что любое общение человека с окружающим миром приводит к тому, что одновременно происходит как аккумулирование, так и генерирование творческой энергии. Превалирование того или другого процесса зависит от конкретной ситуации.
Так, например, если человек проходит курс обучения, то естественно он больше аккумулирует, чем расходует творческую энергию, в то время, как преподаватель больше ее тратит, нежели приобретает. Если человек, придя в магазин, все-таки, решает приобрести какую-либо вещь, тем самым он надеется повысить свою творческую энергию за счет творческой энергии автора товара.
Но ответ на вопрос о нуждах и потребностях будет неполным, если подробнее не остановиться на “духовной пище” человека, или, как ее называют в экономической теории, продукции нематериального производства. Недаром говорят: “Не хлебом единым жив человек”. И здесь возникает еще более тесная связь творческой энергии человека с его духовной жизнью, которая, как мы выяснили, и является той питательной средой, позволяющей человеку накапливать творческую энергию, чтобы затем ее более полно использовать для удовлетворения его нужд и потребностей. Это относится, прежде всего, к потребности человека получать и совершенствовать свои профессиональные и общечеловеческие знания. Труд, искусство, образование и культура, национальные и религиозные традиции, генная память и так далее являются тем основным источником повышения творческой энергии человека, без которой невозможно ни развитие предпринимательской деятельности, ни улучшение жизненного уровня людей.
Счастливая идея может осенить творческого человека в любое время и в любом месте. Так главного конструктора автомобилей европейского отделения компании Ford Фрица Мейю такая идея осенила в уютном лондонском ресторане Canteen, куда он зашел пообедать со своей супругой. Когда официант располагал на столе напитки, внимание Мейю неожиданно привлекла бутылка с минеральной водой, верхняя часть которой была выполнена в виде уходящих ввысь узких, как лезвие бритвы, складок гор. Именно в этот момент в его памяти возникла предложенная конструкторским бюро Ford в Германии новая модель малолитражного автомобиля для Европы. Ее широкие плоскости, формировавшие кузов машины, также преломлялись острыми ребрами. Мейю захватил оригинальную бутылку с собой и показал ее коллегам. С тех пор (а это случилось в самом начале 1994 года) идея “остроребристого” дизайна буквально захватила разработчиков и стала доминирующим стилистическим решением при создании модели Ford Ka.
О чем говорит этот пример? Ясно одно, творческая энергия, вложенная в дизайн бутылки, передалась не только Фрицу Мейю, а всему коллективу разработчиков нового автомобиля, а затем, через творческую энергию всех его создателей, “зарядила” новую модель автомобиля, которая стала одной из популярных моделей компании Ford в конце ХХ века и по результатам ежегодного конкурса лучших творений инженерной мысли, проводимого Обществом промышленных дизайнеров Америки (IDEA), в 1997 году получила золотую медаль.
Наиболее ярким примером передачи творческой энергии можно считать обмен этой энергией между актером (или актерами) и зрителями. Общеизвестно, что энергетически любой спектакль или концерт строится по восходящей зависимости передаваемой творческой энергии во времени.
В начале идет как бы “настройка” зрителей на волну актеров. Когда творческая энергия зрителей становится адекватной энергии актеров, наступает момент, требующий увеличения отдачи творческой энергии артистов. Зрители начинают интенсивно поглощать творческую энергию актеров. В противном случае спектакль или концерт оставит у зрителей чувство неудовлетворения.
Это является причиной того, что после спектакля или концерта можно увидеть насколько “вымотаны” актеры. Это не только физическая, но и эмоциональная усталость, так как их работа и заключается в том, чтобы отдавать свою творческую энергию зрителю. Со временем у большинства актеров это превращается, как у наркоманов, в настоящую зависимость, или “болезнь”, которую они называют “преданностью профессии”, “фанатизмом” и т.д. То есть, если человек постоянно развивает свои творческие способности, его организм требует это делать все больше и больше.
А разве не то же самое происходит с изобретателями, учеными или инженерами, которые работают над конструкцией или технологией нового изделия? Разница только в том, что они свою творческую энергию передают не духовному, а материальному объекту, который затем передаст ее потребителю.
Так появляются “трудоголики”. Это и ученые, и инженеры, и артисты, и бизнесмены и т.д., которые физически не могут обойтись без такого развития. Но накопленный творческий потенциал должен найти свой предмет “разрядки”. Таким предметом и становятся создаваемые людьми материальные и духовные ценности.
Очевидно, что, чем выше интеллектуальные возможности человека, тем большей творческой энергией он обладает. Это подтверждают опыты, проведенные сотрудниками Пенсильванского университета, которые предложили большой группе испытуемых решить задачи из высшей математики. При этом использовали облученную изотопами глюкозу, которую мозг направлял к участкам, занятым решением задачи. Оказалось, что наибольшее количество изотопов поступало в мозг наиболее интеллектуально развитых мужчин, т.е. эти люди поглощали большую долю биохимической энергии своего организма, которая по закону сохранения энергии должна превратиться в другой вид энергии. Такой энергией и является творческая энергия. Люди с высоким интеллектом способны генерировать и большую творческую энергию.
Многие артисты давно заметили животворное влияние сцены на их самочувствие. Мы знаем, как часто они говорят об особой атмосфере в помещении театра, особенно на сцене. Для них подмостки сцены не просто строительная конструкция, а нечто “живое”, помогающее переживать взлеты и падения эмоциональных чувств.
Так, в одной из телевизионных передач, на которую были приглашены артисты МХАТ отец Вячеслав Михайлович и сын Вячеслав Вячеславович Невинные, младший из них рассказал о том, что, когда артист выходит на сцену заболевшим, то после спектакля он практически выздоравливает. Это подтверждает тот факт, что ослабленная болезнью биоэнергетика артиста восстанавливается за счет того, что в процессе спектакля у артистов происходит интенсивный обмен творческой энергией как между собой, так и зрительным залом. Аккумулирование этой энергии и способствует восстановительному процессу, т.е. происходит интенсивный биоэнергетический обмен, в результате которого имеет место профилактический эффект воздействия вырабатываемой творческой энергии на ослабленные болезнью органы актеров.
Еще интересный пример. Однажды в передаче “Аншлаг” известный актер А. Филозов, отвечая на один из вопросов ведущей, рассказал о том, что перед спектаклем на его творческий потенциал весьма отрицательно влияет не поглаженный или, не дай бог, “неотстиранный” реквизит, в которым он должен выходить на сцену. Как отметил актер, этим самым даже может быть сорвано его выступление. Это еще один пример того, что творческая энергия передается не только духовно, но и материально, через окружающие нас предметы. Если этот пример перенести на решение предпринимательской задачи, то становится очевидным, что эффективность выполнения любого бизнес-проекта может снижена или принять отрицательное значение, если духовный (общение, реклама и т.п.) или материальный объекты, используемые для его реализации, будут нести отрицательный заряд творческой энергии исполнителей.
Творческая энергия, являясь продуктом биологической энергии человека, в социально-экономическом плане является средством обмена. Однако известно, что обмен есть основа рынка. Но главной причиной совершения обменных операций является объективная необходимость осуществления обмена творческими энергиями между людьми через материальные или духовные носители этой энергии, что приносит удовлетворение их материальных и духовных потребностей, направленных на обеспечение жизнеспособности людей, как биологических объектов природы.
Это еще раз подтверждает то, что объективно земная цивилизация обеспечивает свою жизнеспособность только за счет обмена творческой энергией между людьми. Только за счет ее мощных потоков, которые пронизывают весь наш духовный и предметный мир, поддерживается энергетический баланс цивилизации. Недаром сегодня наблюдается бум информационных технологий, которые реализуют процесс обмена творческими энергиями во всех областях человеческой деятельности. Можно сказать, что компьютерная сеть, охватывающая весь земной шар, все страны и народы становится мощным средством коммуникации творческой энергии земной цивилизации.
Можно констатировать, что только творческая энергия объективно является той первоосновой, на которой построены все рыночные отношения. Это утверждение относится как к потребителю, так и ко всем участникам бизнес-процесса от создания изделия, его продвижения на рынок, непосредственной продажи и всех последующих этапов существования изделия до его утилизации.
При осуществлении обменных операций между производителем и потребителем фактически происходит обмен их творческими энергиями на конкурсной основе. В этом и заключается творческо-энергетическая суть конкурентоспособности выпускаемых изделий. Поэтому, если производитель не уделяет достаточного внимания изучению своего потребителя, он никогда не сможет установить энергетический баланс между своим товаром или услугой и потребителем.
“Пока вы не знаете, чего стоит каждый клиент, вы никак не сможете определить, сколько денег вы можете позволить себе потратить на приобретение новых клиентов”
Джей Абрахам
выдающийся маркетолог, США
“Если речь идет о чем-то, во что трудно поверить,
людей надо убеждать”
Марк Стоддард
Президент Инстиута Джефферсона, США
В результате социально активного обмена творческими энергиями с другими людьми, человек может прогнозировать перспективные потребности и разрабатывать “упреждающие” продукты, призванные удовлетворять будущие потребности. Это в настоящее время является главным в развитии современного рынка индустриально развитых стран, когда они вынуждены использовать передовые информационные технологии для формирования, а подчас навязывания будущих потребностей своим потенциальным потребителям, прогнозируя их потребности на основании сложных информационных, маркетинговых, дизайнерских, рекламных и других видов исследований.
Как было показано ранее, чем выше потенциал творческой энергии автора, тем больший заряд переходит в создаваемое им произведение (материальное или духовное), а через него - потребителю, но в индустриально развитом обществе автор практически никогда не вступает в прямой контакт с потребителем. Это было характерным для натурального хозяйства, когда автор был и производителем и продавцом одновременно.
Переход к обществу массового производства и массового потребления объективно вызвало необходимость развития массовых коммуникаций, которые образуют значительную сеть посредников между автором - источником творческой энергии ‑ и потребителем, испытывающим недостаток своего творческого потенциала, необходимого ему для реализации задачи удовлетворения той или иной потребности людей.
Слишком близорукая нацеленность на прибыль в действительности мешает росту этой прибыли. Неоднократно проводившиеся исследования показывают, что фирмы-победители обращают внимание на своих сотрудников, на свои товары и услуги. Считается, что если с этим все в порядке, прибыли не заставят себя ждать.
Все вышесказанное говорит о необходимости использования творческой энергии в самых различных аспектах бизнеса и маркетинговой деятельности. Не безоглядная гонка за получением прибыли без учета творческого потенциала фирмы и потребителей, которые являются основным капиталом фирмы, а спокойная оценка пути развития творческой энергетики потребителей и рынка и после этого творческого применения рыночных механизмов. Получение прибыли является функцией максимального использования творческой энергии всех участников рынка
За счет своей биологически заданной творческой энергетики человек способен глубже познавать или “чувствовать” происходящие в его организме биохимические и биофизические процессы, определяющие его собственные нужды. В результате социально активного обмена творческими энергиями с другими людьми, человек может прогнозировать перспективные нужды и потребности и разрабатывать “упреждающие” продукты, призванные удовлетворять будущие потребности. Это в настоящее время является главным в развитии современного рынка индустриально развитых стран, когда они вынуждены использовать передовые информационные технологии для формирования, если хотите, навязывания будущих, может быть достаточно дальних потребностей своим потенциальным потребителям, прогнозируя развитие их потребностей на основании сложных информационных, маркетинговых, дизайнерских, рекламных и других видов исследований.
Если знать уровень и направление развития творческой энергетики потребителей и управлять творческой энергией товара, то можно себе представить насколько повысится эффективность прогнозирования процессов, происходящих в системе рыночных отношений в целом и размеров получаемой прибыли.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:31:30