Эффективность потребительского кредитования в российской банковской практике
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Определенная стабилизация экономического и политического положения в стране, постепенное повышение жизненного уровня населения и расширение его потребностей обусловливает увеличение спроса населения на такой банковский продукт как кредит, в частности потребительский кредит, на диверсификацию его видов и форм.
Ключевые слова: банки, банковский бизнес, потребительское кредитование, кредитование населения
Определенная стабилизация экономического и политического положения в стране, постепенное повышение жизненного уровня населения и расширение его потребностей обусловливает увеличение спроса населения на такой банковский продукт как кредит, в частности потребительский кредит, на диверсификацию его видов и форм.
По своей сути потребительский кредит представляет собой продажу торговыми предприятиями товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку товаров, а также на оплату разнообразных расходов личного характера [1].
Потребительское кредитование в нашей стране до последнего времени было явлением достаточно редким. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а население – копить деньги на дорогостоящую покупку. Сегодня развитие потребительского кредитования является одним из приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.
Таким образом, в условиях современного развития экономики России, ее перехода к рыночным отношениям, потребительское кредитование приобретает все большее значение и становится неотъемлемой и важной составляющей экономики и финансовой системы России, особенно в мегаполисах. Данный процесс переживает настоящий бум: за последние три года рынок вырос более чем в 6 раз [5].
За период 2004 – 2006 гг. объем потребительских кредитов увеличился в 6,2 раза и достиг 1,8 трлн. руб. А уже с начала 2006 года произошел рост на 60%. Доля кредитов физическим лицам в суммарных активах российских банков в анализируемом периоде повысилась с 4,2% до 12,7%, то есть в 3 раза.
Растет и значимость кредитов населения для экономики страны – их доля в активах банковской системы выросла в 3 раза, а соотношение розничных кредитов и ВВП – почти в 4 раза. С 1999 по 2004 гг. объем выданных кредитов населению увеличился с 0,5 до 2,3% ВВП, в 2005 г. произошел значительный скачок до 5,7%. В настоящее время данный показатель составляет 8,3%, а планируется, что к 2010 году данный показатель должен достичь 10% ВВП [3].
Несмотря на бурное развитие потребительского кредитования за последние годы, Россия, тем не менее, значительно отстает в этом плане от развитых и некоторых развивающихся зарубежных стран. В США аналогичный показатель составляет 74%, в странах Евросоюза в среднем ‑ 52% (в частности, в Венгрии ‑ 40%), что свидетельствует о том, что нашей стране есть к чему стремиться.
Такие значительные темпы роста объемов потребительского кредитования в России носят двойственный характер. С одной стороны, этот процесс очень позитивен, но с другой стороны, вызывает много вопросов. Показатель просроченной задолженности растет, что вызывает тревогу.
Объем просроченной задолженности на протяжении анализируемого периода растет приблизительно равными темпами, каждый год он увеличивается в среднем на 130%, а за 2006 год увеличился в 2,4 раза. Данный факт оценивается отрицательно, так как банки теряют свои ресурсы, а также потенциальные доходы по ним. Ситуация усугубляется тем, что темп роста просроченной задолженности быстрее, чем темп роста объемов потребительского кредитования, который увеличился в 1,6 раз. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитования на протяжении анализируемого периода вырос с 1,2% до 2,7%, причем в 2006 году произошло ее значительное увеличение на 0,9%.
Между тем, по мнению ведущих банкиров, российский рынок потребительского кредитования имеет очень большой потенциал, причем не только в крупных городах, но и в регионах. Более того, данный сегмент далек от насыщения, а конкурентная борьба в его рамках еще не достигла апогея, хотя только за последний год на рынок вышло значительное количество банков – как российских, так и зарубежных. Анализ концентрации рынка потребительского кредитования представим в таблице.
Таблица
Анализ концентрации рынка потребительского кредитования в банковской практике России
Показатели
|
2003
|
2004
|
Изменение 2004 – 2003 гг.
|
2005
|
Изменение 2005 – 2004 гг.
|
2006
|
Изменение 2006 – 2005 гг.
|
Объемы по потребит. кредит-ю, всего, млрд. р.
|
300
|
560
|
260
|
1100
|
540
|
1859
|
659
|
Объемы по потребит. кредит-ю трех крупнейших банков, млрд. р.
|
159,3
|
317,2
|
157,9
|
629,0
|
311,8
|
911,1
|
282,1
|
CR-3, %
|
53,1
|
56,6
|
3,5
|
57,2
|
0,6
|
51,8
|
-5,4
|
Современное состояние анализируемого сектора показывает, что около 1000 банков занимаются потребительским кредитованием, но 20 крупнейших из них занимают более 70% доли рынка. Крупные банки-лидеры потребительского кредитования размещают в этих операциях достаточно большое количество ресурсов. Бесспорным лидером здесь остается Сбербанк, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами, однако в последнее время его доля на рынке упала с 50% до 38,1%. Двумя его основными частными конкурентами остаются банк «Русский стандарт» (8,1%), и Росбанк (4,1%).
Конечный показатель любой операции – ее эффективность, под которой в данном случае следует понимать оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов. И хотя у ряда банков наблюдается тенденция снижения эффективности потребительского кредитования, что объясняется ростом просроченной задолженности по основному долгу, тем не менее, все большее количество банков дополняют свою деятельность операциями по потребительскому кредитованию. Этому, во многом, способствует ряд следующих факторов:
1) снижение кредитных ставок с 30% до 14 - 20%, в среднем;
2) в связи с относительно стабильной экономической ситуацией, положительно влияющей на благосостояние населения, кредитование в этой области имеет более широкие возможности для экстенсивного расширения;
3) конкуренция, на рынке потребительского кредитования, менее развита, и кредитовать население значительно доходнее, чем реальный сектор экономики.
Источники:
2. Козлов С.А. Реальная стоимость потребительского кредита. // Кредит ЕКСПО. ‑ 2005. ‑ №6.
3. www.abr.ru
4. www.cbr.ru
5. www.nacfin.ru
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:36:55