Разработка показателей оценки управленческих решений
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современной экономической литературе понятие эффективности управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью совпадает с понятием эффективности производственной деятельности предприятия. Однако нельзя игнорировать тот факт, что управление производством имеет свои специфические характеристики эффективности, которые выражаются определенным набором показателей, имеющих количественное выражение. При этом нельзя отрицать, что эффективность управления проявляется в эффективности производства и является его частью.
Ключевые слова: управленческие решения, показатели эффективности
В современной экономической литературе понятие эффективности управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью совпадает с понятием эффективности производственной деятельности предприятия. Однако нельзя игнорировать тот факт, что управление производством имеет свои специфические характеристики эффективности, которые выражаются определенным набором показателей, имеющих количественное выражение. При этом нельзя отрицать, что эффективность управления проявляется в эффективности производства и является его частью.
Рассматривая процесс принятия управленческих решений как последовательность двух взаимосвязанных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим и две модификации решения:
1. теоретически найденного (обоснованного);
2. практически реализованного.
С методической точки зрения важно подчеркнуть, что по отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму – «эффективность».
В качестве исходного принципа отстаивается положение о том, что качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии принятия, не ожидая получения конечного результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Таким образом, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей, и обеспечивающая возможность эффективной реализации. Среди таких характеристик выделяют:
‑ научную обоснованность;
‑ своевременность;
‑ непротиворечивость;
‑ адаптивность;
‑ реальность.
Управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем, речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.
Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат компонентов управления.
Оценить эффективность управленческого решения, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль менеджмента в достижении конечного результата. Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Понятие «эффективность решений» следует определить как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.
В этих условиях повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия. Именно в разработке, организации и контроле выполнения решений заключается деятельность как отдельных руководителей, так и менеджмента в целом. Вместе с тем, задача оценки эффективности управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому окончательно не решена.
Как правило, эффективность администрирования определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они, в свою очередь, – по степени достижения поставленной цели.
В этих условиях развивается положение о том, что при оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что менеджмент может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение.
Эффективность управленческих решений определяется действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях. Следовательно, при построении модели оптимизации принятия управленческих решений следует учитывать факторы, влияющие на его эффективность:
‑ компетентность и опыт работы лица, принимающего решения;
‑ степень информированности лица, принимающего решения;
‑ уровень коллегиальности в процессе разработки решения;
‑ удельный вес контролируемых решений;
‑ степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших и реализующих решение;
‑ мотивация исполнителей;
‑ характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.
Анализ представленных факторов позволяет сделать вывод о том, что поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его реализацию. При этом важно помнить, что принятие многих важных решений (например, выбор наиболее перспективных инновационных проектов, объекта инвестирования или основных направлений НИОКР) требует не одно-, а многокритериальной оценки. Это связано с тем, что в большинстве случаев эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем.
В целях определения ключевых направлений оптимизации принятия управленческих решений следует выделить следующую систему показателей их эффективности:
1. показатели эффективности управленческого труда;
2. показатели, характеризующие производственные возможности предприятия;
3. показатели экологической безопасности производства;
4. показатели, характеризующие степень риска при реализации проекта.
В конечном итоге, почти все они приводят к увеличению прибыли предприятия. Количественные изменения, полученные в результате реализации управленческого решения, следует называть их эффективностью. В этом случае в качестве базы принимаются запланированные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности на действующем предприятии или аналогичных предприятий для вновь создаваемых фирм.
Экономическая оценка эффективности управленческого решения не может рассматриваться в отрыве от оценки эффективности производства. Но его прямое использование может оказаться нечувствительным к изменениям в менеджменте, поэтому необходимо искать более конкретные, узкие показатели эффективности самого управления, среди которых следует рассматривать стоимость предприятия.
Следует сделать вывод, что оценку эффективности принятия управленческих решений, с учетом изложенного, в целом, можно рассматривать с позиций управления стоимостью компании, что объясняется:
‑ во-первых, тем, что в современной экономике управление стоимостью компании представляет собой метод, внедрение которого позволяет высшему руководству предприятия принимать только те решения, которые укрепляют позиции предприятия на рынке. При этом экономится время высших руководителей за счет того, что они концентрируются на решении исключительно стратегических проблем, определяющих устойчивое развитие предприятия;
‑ во-вторых, тем, что все остальные оперативные вопросы делегируются линейному уровню менеджмента, от которого непосредственно зависит их решение. Причем, высшее руководство легко контролирует результаты работы нижестоящего уровня по минимальному набору показателей.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:29:29