Развитие товарного ассортимента на основе новых технологий
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Система управления ассортиментом и качеством товаров является частью комплексной системы управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия – важным элементом стратегии развития компании. Она включает в себя три функциональные подсистемы: а) организацию; б) планирование (прогнозирование) и исполнение; в) контроль и координацию.
Ключевые слова: управление предприятием, товарный ассортимент, управление ассортиментом
Система управления ассортиментом и качеством товаров является частью комплексной системы управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия ‑ важным элементом стратегии развития компании. Она включает в себя три функциональные подсистемы: а) организацию; б) планирование (прогнозирование) и исполнение; в) контроль и координацию [1].
Подсистема организации системы управления ассортиментом и качеством (СУАК) включает организацию информационного обеспечения; организацию методической помощи оптовым и розничным торговым предприятиям и изучения потребительского спроса; организацию повышения квалификации работников; организацию изучения отечественного и зарубежного опыта в области ассортимента и качества выпускаемых товаров; участие в научно-практических конференциях.
Для реализации элементов подсистемы планирования СУАК существенную роль играет организация информационного обеспечения, которое осуществляется посредством создания информационных потоков первичных и вторичных данных в процессе проведения маркетинговых исследований. От качества, своевременности, достоверности, полноты и репрезентативности информации зависит обоснованность маркетинговых действий и решений [2].
Для реализации маркетинговых действий в области повышения качества товаров особое значение в настоящее время имеет внедрение новых технологий и повышение квалификации работников. На современном этапе развития российской экономики целесообразно вернуться к опыту организации кружков качества продукции, бригад бездефектного труда, методу сдачи продукции с первого предъявления и другим, которые наряду с советской системой планирования успешно переняли, например, японские предприниматели.
К функциям служб ассортимента и качества предприятий относятся изучение и прогнозирование потребностей покупателей в товарах своей номенклатуры; участие в разработке проектов производственных программ предприятий-поставщиков; согласование с производителями продукции образцов-эталонов, розничных цен; участие в аттестации продукции, контроль ее качества в процессе продвижения к потребителю.
Важным элементом подсистемы организации СУАК является организация пробных продаж, которая должна осуществляться совместными усилиями промышленности, оптовой и розничной торговли и стать неотъемлемой частью программы внедрения новой продукции на рынок. Анализ результатов пробной продажи позволяет разработать прогноз сбыта, издержек и доходов при внедрении нового товара на рынок, оценить характеристики новых изделий, определить направления их улучшения, выявить необходимость усовершенствования маркетинговых программ как новых, так и традиционных товаров.
Заключительным элементом организационного обеспечения СУАК является организация правовой и претензионной работы. В условиях расширения хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами значимость данного элемента возрастает, поскольку он, как и другие подсистемы организации, участвует в обеспечении эффективности СУАК.
Другим аспектом стратегии развития компании выступают выявление, оценка и учет основных факторов, влияющих на данный сегмент товарного рынка. Так, для автомобильной промышленности это продолжающееся укрепление рубля, повышение платежеспособности потребителей, таможенная политика и ужесточение экологических норм на фоне наблюдающегося снижения объемов отечественного производства в совокупности с ростом импорта. Стремительное расширение автокредитования в условиях организации сборки импортных автомобилей побуждает российских производителей либо существенно повышать качество продукции, либо перепрофилироваться на сборку иномарок. Сегодня количество автомобилей на дорогах России составляет порядка 24 млн., а к 2010 г., как предполагается, достигнет 35 млн. Ситуация на автомобильном рынке оказывает серьезное влияние на состояние рынка шин, непосредственно затрагивая и производство, и импорт, в том числе и подержанных авто [3].
В 2003 г. мировой рынок шин оценивался в 1121 млн. штук (почти 80 млрд. долл.) при ежегодном росте на 2-3% в натуральном выражении. Доля легкового и легкогрузового сегмента составляет 51% в стоимостном выражении и достигает 994 млн. единиц. Характерно, что мощностей российских шинных заводов недостаточно для того, чтобы удовлетворить расчетные потребности российского авторынка в 30 млн. шин. Так, например, в 2005 г. было выпущено только 26,4 млн. легковых и легкогрузовых шин. По итогам 2006 года ценовые сегменты российского рынка шин (в натуральном выражении) распределились следующим образом:
• премиум—сегмент — 16,4%;
• средний ценовой сегмент (VFM-сегмент) — 25,7%;
• эконом-сегмент — 57,9%.
Динамика рынка также неоднородна:
Сегмент А — автомобили иностранного производства и представительского класса — ежегодно растет на 20-25%;
Сегмент В — отечественные автомобили, подержанные иномарки, иномарки российского производства — на 10-13%;
Сегмент С — отечественные автомобили непрестижных марок — сокращается на 1,5-3% в год.
Производственные мощности российских заводов сегодня составляют 50,3 млн. шин всех категорий в год, а к 2010 г. достигнут 56,3 млн. штук.
Одним из ведущих шинных предприятий России является шинный комплекс ООО «Амтел-Черноземье», входящий в международную компанию Amtel-Vredestein.
Между группой Amtel-Vredestein и администрацией Воронежской области было заключено соглашение о развитии производственного потенциала воронежского шинного комплекса «Амтел-Черноземье». Проект предусматривает внедрение нового оборудования, которое позволит производить до 2,5 млн. шин в год с возможностью последующего увеличения этого показателя до 4,1 млн. В рамках соглашения планируется создание новых рабочих мест, а также строительство современных очистных сооружений и нового склада готовой продукции емкостью 1 млн. шин [5].
Комплекс переориентирован на сегмент шин премиум-класса. Только на приобретение ультрасовременного оборудования было затрачено €30 млн., инвестиции в строительно-монтажные работы за последние пять лет составили свыше $200 млн. Сегодня здесь выпускается 20 типоразмеров и моделей шин радиальной конструкции в бескамерном исполнении на высокоточном оборудовании с высокой степенью автоматизации в объеме 2,2 млн. штук в год. Шины предназначены для широкого класса легковых и легкогрузовых автомобилей, включая зарубежные модификации.
Одновременно идет создание нового уникального комплекса по производству шин премиум-класса «Воронеж-II» мощностью 4,1 млн. штук шин в год на базе оборудования ведущих машиностроительных фирм Krupp, VMI, Berstdorff, Herbert, Pirelli и др. Стоимость оборудования первой очереди составит €80 млн. Уже с сентября 2006 г. начался его монтаж и проведение пусконаладочных работ. На данном участке будет выпускаться 136 типоразмеров и моделей брендовых шин, 90% из которых будут реализовываться на зарубежном рынке. То есть производство шин ориентировано в основном на зарубежные рынки, что является не только принципиально новым для российских предприятий, но и весьма перспективны делом. Общие инвестиции по этому проекту составят €124 млн.
Большая роль отводится технической базе предприятия. Не секрет, что материальные и энергетические ресурсы дорожают, а цены на готовую продукцию уменьшаются. В этой связи поставлена задача резко снизить потребление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, сохраняя высокое качество продукции.
Таким образом, «Воронеж II» войдет в число самых технологически передовых шинных предприятий в Европе. Первоначально мощность производства составит 2,5 миллиона шин для легковых и легкогрузовых автомобилей в год, с возможностью увеличения до 4,1 миллиона шин в год при дополнительном финансировании. За счет этого, совокупный годовой объем производства на заводе «Амтел-Черноземье» может превысить 7 млн. шин.
Источники:
2. Соловьев Б.А. Управление маркетингом [Текст] / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с. - 6000 экз. - ISBN 5-16-000287-1.
3. Воронин В.П. Стратегическое управление конкурентоспособностью организации: теория, методология, практика [Текст] / В.П. Воронин, В.М. Самойлов, Э.П. Лесникова; под науч. ред. проф. В.П. Воронина; Мин-во образования РФ, Воронеж. гос. технол. акад. – Воронеж: ВГТА, 2004. – 188 с. – 500 экз. – ISBN 5-89448-303-4.
4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйства / Редкол. тома.- М.: Экономическая литература», 2003. - 480 с.
5. http://vredestein.colesa.ru/
6. http://www.ishp.ru/content/files/ELEKTRONNAY_GAZETA.doc
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:51