Прогноз развития потребительской кооперации Республика Саха (Якутия)

Богданчикова Е.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Все потребительские общества и союзы Республики Саха (Якутия) объединены в Союз потребительских обществ «Холбос», который, по состоянию на начало текущего года осуществляет свою деятельность в 19 улусах из 35. Причем, основная доля населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией – сельские (более 90%). По сути, кооперация в настоящее время, является центральным звеном социально-экономической жизни села.

Ключевые слова: Республика Саха, потребительская кооперация, Якутия



Все потребительские общества и союзы Республики Саха (Якутия) объединены в Союз потребительских обществ «Холбос», который, по состоянию на начало текущего года осуществляет свою деятельность в 19 улусах из 35. Причем, основная доля населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией – сельские (более 90%). По сути, кооперация в настоящее время, является центральным звеном социально-экономической жизни села.

Одной из основных целей функционирования потребительской кооперации является реализация социальной миссии, которая заключается в обеспечении занятости и доходности сельского населения (прежде всего, пайщиков); оказании различной экономической поддержки жителям.

Сложность успешного хозяйствования потребкооперации в условиях рынка состоит в том, что она, являясь социально-ориентированной системой, должна функционировать на принципах самофинансирования и самоокупаемости и быть конкурентоспособной организацией.

Приоритетными направлениями деятельности СПО «Холбос» являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки сельхозпродукции и сырья, производство, оказание платных услуг и другие [1].

Основным видом деятельности потребительской кооперации Якутии является розничная торговля, оборот которой в совокупном объеме занимает более 60%. Достаточно стабильно развивается производство, которое представлено выпуском хлеба, колбас, кондитерских изделий, молочной продукции. Перспективным и экономически выгодным видом деятельности является оказание платных услуг населению, в частности, парикмахерские услуги, ремонт и пошив одежды, фотоуслуги и т.д.

Закупочная деятельность СПО «Холбос» способствует решению проблемы занятости населения на основе самозанятости. В некоторых селах выручка от продажи излишков сельхозпродукции (прежде всего, молока, мяса, овощей) является основным источником доходов. СПО “Холбос” – основной заготовитель сельскохозяйственного сырья у сельского населения, несмотря на усилившуюся конкуренцию с частными предприятиями.

Совокупный объем деятельности СПО «Холбос» в 2006 г. составил 2,2 млрд. р. и снизился по сравнению с 2005 г. на 1,4%. Следует отметить, что до 2002 г. темпы роста выручки были выше 40%. Причем, такое увеличение наблюдалось по всем отраслям деятельности. А в последующие годы и до настоящего времени темпы роста значительно упали. Наибольшее снижение выручки наблюдается в закупочной деятельности СПО «Холбос». Если в 2002 г. по сравнению с 2001 объем закупок увеличился более чем в 2 раза, то уже в 2003 г. этот показатель сократился более чем на 30%.

В результате этого нарушилась интеграционная система, обеспечивающая полный цикл воспроизводства: закупки – производство – торговля. Следствием этого стало снижение совокупного объема деятельности потребкооперации республики.

Такое положение стало следствием воздействия целого ряда факторов внутреннего и внешнего характера, основными из которых являются:

‑ экономическое состояние и объем сельскохозяйственного производства;

‑ спрос потребителей на закупленную и переработанную продукцию на потребительских и оптовых рынках;

‑ финансовые источники и условия предоставления кредитов, механизм кредитования;

‑ конкурентоспособность закупленной продукции;

‑ доходы населения и бюджет республики и др.

Выявить факторы и учесть сложившиеся тенденции позволяет одна из форм научного предвидения – прогнозирование, которое позволяет определить будущие ожидания и предотвратить многие проблемы в перспективе. Особенно велика роль научного предвидения в условиях рыночной экономики, когда условия функционирования организаций меняются стихийно. Поэтому вероятность ошибки при принятии управленческих решений может быть велика.

Прогноз является вероятностным утверждением о будущем с некоторой степенью достоверности [2]. При прогнозировании совокупного объема деятельности СПО «Холбос» как основного показателя развития потребкооперации, были использованы следующие математические модели: модель линейного тренда, однофакторная и многофакторная регрессионные модели. Результаты прогнозирования представлены в таб. 1.

Таблица 1. Прогноз совокупного объема деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на 2007 год, млн. р.

Математические модели
Годы
2007 г.
в %
к 2006 г.
2006 г.
(факт)
2007 г.
(прогноз)
Модель линейного тренда
2211,0
2616,9
118,4
Однофакторная регрессионная модель
(среднее значение)
2211,0
2473,6
111,9
Многофакторная регрессионная модель
2211,0
2813,2
125,5

При построении модели линейного тренда использовалась зависимость результативного показателя от времени. Таким образом, с учетом изменения совокупного объема деятельности за 1999 – 2006 гг., прогноз на 2007 г. составил 2616,9 млн.р., что на 18,4% превышает показатель 2006 г.

По однофакторной регрессионной модели было рассчитано несколько прогнозов. В качестве факторов были учтены: оборот розничной и оптовой торговли, общественного питания, заготовки; выручка от реализации продукции, объем платных услуг населению.

Для повышения надежности прогнозирования рекомендуется усреднять значения прогнозов по нескольким однофакторным моделям. Полученные данные в результате такого прогноза чаще даже более надежные, чем по многофакторным моделям. Итоговое среднее значение совокупного объема деятельности на 11,9% превышает показатель 2006 г.

Прогноз, полученный при использовании многофакторной регрессионной модели (факторы: денежные доходы населения, численность пайщиков и обслуживаемого населения, заработная плата работников, индексы потребительских цен) на 25,5% превышает показатель 2006 г.

В качестве оптимальной выбрана однофакторная регрессионная модель, по которой значение совокупного объема деятельности составляет 2473,6 млн.р. (так как ошибка прогноза, составленного на 2006 г. по этой же модели, минимальна – 16,6%).

Рассчитанный прогноз можно взять за основу разработки бюджетов. Однако не следует забывать о необходимости систематической корректировки планов, поскольку их составление на длительный период не учитывает особенностей рыночной экономики. Так, план оборота розничной торговли 2006 г. (в соответствии с Программой развития СПО «Холбос» на 2002 – 2006 гг. [1]) почти в 2 раза ниже его фактического значения.

Для развития потребкооперации Якутии необходима целостность интегрированного комплекса, основным элементом которого является закупочная деятельность. Увеличивая объем закупок сельхозпродукции, СПО «Холбос» создает условия для:

‑ роста объема производства потребительских товаров и розничного товарооборота и, как следствие, увеличения совокупного объема деятельности;

‑ создания дополнительных рабочих мест, способствуя тем самым повышению доходов населения.

Выполняя эти условия, потребкооперация с одновременным ростом финансовых результатов, реализует социальную миссию.


Источники:

1. Борисов В. Д. Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия). Опыт, проблемы, перспективы. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. – 230 с.
2. Новоселов Ю. А. Социально-экономическое прогнозирование. Ч. 1: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 132 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:14:50