Прогноз развития потребительской кооперации Республика Саха (Якутия)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Все потребительские общества и союзы Республики Саха (Якутия) объединены в Союз потребительских обществ «Холбос», который, по состоянию на начало текущего года осуществляет свою деятельность в 19 улусах из 35. Причем, основная доля населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией – сельские (более 90%). По сути, кооперация в настоящее время, является центральным звеном социально-экономической жизни села.
Ключевые слова: Республика Саха, потребительская кооперация, Якутия
Все потребительские общества и союзы Республики Саха (Якутия) объединены в Союз потребительских обществ «Холбос», который, по состоянию на начало текущего года осуществляет свою деятельность в 19 улусах из 35. Причем, основная доля населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией – сельские (более 90%). По сути, кооперация в настоящее время, является центральным звеном социально-экономической жизни села.
Одной из основных целей функционирования потребительской кооперации является реализация социальной миссии, которая заключается в обеспечении занятости и доходности сельского населения (прежде всего, пайщиков); оказании различной экономической поддержки жителям.
Сложность успешного хозяйствования потребкооперации в условиях рынка состоит в том, что она, являясь социально-ориентированной системой, должна функционировать на принципах самофинансирования и самоокупаемости и быть конкурентоспособной организацией.
Приоритетными направлениями деятельности СПО «Холбос» являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки сельхозпродукции и сырья, производство, оказание платных услуг и другие [1].
Основным видом деятельности потребительской кооперации Якутии является розничная торговля, оборот которой в совокупном объеме занимает более 60%. Достаточно стабильно развивается производство, которое представлено выпуском хлеба, колбас, кондитерских изделий, молочной продукции. Перспективным и экономически выгодным видом деятельности является оказание платных услуг населению, в частности, парикмахерские услуги, ремонт и пошив одежды, фотоуслуги и т.д.
Закупочная деятельность СПО «Холбос» способствует решению проблемы занятости населения на основе самозанятости. В некоторых селах выручка от продажи излишков сельхозпродукции (прежде всего, молока, мяса, овощей) является основным источником доходов. СПО “Холбос” – основной заготовитель сельскохозяйственного сырья у сельского населения, несмотря на усилившуюся конкуренцию с частными предприятиями.
Совокупный объем деятельности СПО «Холбос» в 2006 г. составил 2,2 млрд. р. и снизился по сравнению с 2005 г. на 1,4%. Следует отметить, что до 2002 г. темпы роста выручки были выше 40%. Причем, такое увеличение наблюдалось по всем отраслям деятельности. А в последующие годы и до настоящего времени темпы роста значительно упали. Наибольшее снижение выручки наблюдается в закупочной деятельности СПО «Холбос». Если в 2002 г. по сравнению с 2001 объем закупок увеличился более чем в 2 раза, то уже в 2003 г. этот показатель сократился более чем на 30%.
В результате этого нарушилась интеграционная система, обеспечивающая полный цикл воспроизводства: закупки – производство – торговля. Следствием этого стало снижение совокупного объема деятельности потребкооперации республики.
Такое положение стало следствием воздействия целого ряда факторов внутреннего и внешнего характера, основными из которых являются:
‑ экономическое состояние и объем сельскохозяйственного производства;
‑ спрос потребителей на закупленную и переработанную продукцию на потребительских и оптовых рынках;
‑ финансовые источники и условия предоставления кредитов, механизм кредитования;
‑ конкурентоспособность закупленной продукции;
‑ доходы населения и бюджет республики и др.
Выявить факторы и учесть сложившиеся тенденции позволяет одна из форм научного предвидения – прогнозирование, которое позволяет определить будущие ожидания и предотвратить многие проблемы в перспективе. Особенно велика роль научного предвидения в условиях рыночной экономики, когда условия функционирования организаций меняются стихийно. Поэтому вероятность ошибки при принятии управленческих решений может быть велика.
Прогноз является вероятностным утверждением о будущем с некоторой степенью достоверности [2]. При прогнозировании совокупного объема деятельности СПО «Холбос» как основного показателя развития потребкооперации, были использованы следующие математические модели: модель линейного тренда, однофакторная и многофакторная регрессионные модели. Результаты прогнозирования представлены в таб. 1.
Таблица 1. Прогноз совокупного объема деятельности потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на 2007 год, млн. р.
Математические модели
|
Годы
|
2007 г.
в % к 2006 г. | |
2006 г.
(факт) |
2007 г.
(прогноз) | ||
Модель линейного тренда
|
2211,0
|
2616,9
|
118,4
|
Однофакторная регрессионная модель
(среднее значение) |
2211,0
|
2473,6
|
111,9
|
Многофакторная регрессионная модель
|
2211,0
|
2813,2
|
125,5
|
При построении модели линейного тренда использовалась зависимость результативного показателя от времени. Таким образом, с учетом изменения совокупного объема деятельности за 1999 – 2006 гг., прогноз на 2007 г. составил 2616,9 млн.р., что на 18,4% превышает показатель 2006 г.
По однофакторной регрессионной модели было рассчитано несколько прогнозов. В качестве факторов были учтены: оборот розничной и оптовой торговли, общественного питания, заготовки; выручка от реализации продукции, объем платных услуг населению.
Для повышения надежности прогнозирования рекомендуется усреднять значения прогнозов по нескольким однофакторным моделям. Полученные данные в результате такого прогноза чаще даже более надежные, чем по многофакторным моделям. Итоговое среднее значение совокупного объема деятельности на 11,9% превышает показатель 2006 г.
Прогноз, полученный при использовании многофакторной регрессионной модели (факторы: денежные доходы населения, численность пайщиков и обслуживаемого населения, заработная плата работников, индексы потребительских цен) на 25,5% превышает показатель 2006 г.
В качестве оптимальной выбрана однофакторная регрессионная модель, по которой значение совокупного объема деятельности составляет 2473,6 млн.р. (так как ошибка прогноза, составленного на 2006 г. по этой же модели, минимальна – 16,6%).
Рассчитанный прогноз можно взять за основу разработки бюджетов. Однако не следует забывать о необходимости систематической корректировки планов, поскольку их составление на длительный период не учитывает особенностей рыночной экономики. Так, план оборота розничной торговли 2006 г. (в соответствии с Программой развития СПО «Холбос» на 2002 – 2006 гг. [1]) почти в 2 раза ниже его фактического значения.
Для развития потребкооперации Якутии необходима целостность интегрированного комплекса, основным элементом которого является закупочная деятельность. Увеличивая объем закупок сельхозпродукции, СПО «Холбос» создает условия для:
‑ роста объема производства потребительских товаров и розничного товарооборота и, как следствие, увеличения совокупного объема деятельности;
‑ создания дополнительных рабочих мест, способствуя тем самым повышению доходов населения.
Выполняя эти условия, потребкооперация с одновременным ростом финансовых результатов, реализует социальную миссию.
Источники:
2. Новоселов Ю. А. Социально-экономическое прогнозирование. Ч. 1: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 132 с.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:14:50