Трудный путь итальянца к успеху


Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трудный путь итальянца к успеху // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 8. – С. 82-87.

Аннотация:
Размышления владельца пармской компании “Фригомекканика”, президента производственно-экспортного консорциума по выпуску пищевого технологического оборудования “Парма технология” г-на Ренато о судьбе малого и среднего предпринимательства в Италии, о собственном опыте, о колбасе, ее выпуске и прочих “мелочах”, сопровождающих выпуск и экспорт оборудования для пищевой промышленности записала наш корреспондент в Италии М. Дыховичная-Торриери. Журнальный вариант интервью-размышления подготовил редактор “РП” Николай Куракин.

Ключевые слова: пищевая промышленность, Италия, Парма



Мысль открыть собственное дело пришла мне в голову не спонтанно. Начало 60-х характеризовалось в Италии своеобразным прорывом в сфере малого и среднего бизнеса. И я, как и многие мои сверстники решил рискнуть.

Работа техника на крупной компании по производству холодильных установок (ее персонал насчитывал 1200 человек) требовала от меня частых поездок в Парму для оказания помощи в наладке оборудования на предприятиях пищевой промышленности. Руководство одной из компаний по производству колбас предложило мне возглавить ее техническую службу. Деятельность на посту руководителя этой службы позволила мне получить необходимый опыт в области применения холодильного оборудования для производства и хранения мясомолочной продукции.

Надо заметить, что в 60-е годы ситуация на рынке пищевого оборудования, как впрочем, и на многих других, требовала насыщения. У людей накапливались денежные средства, необходимые для рыночного инвестирования. В это время я, по примеру многих моих сверстников, техников и рабочих специализированных линий, основавших свои предприятия в Парме и немало преуспевших на ниве малого бизнеса, решил начать собственное дело. Для этого, естественно, пришлось уволиться из компании.

Вместе с мужем моей сестры мы первоначально вложили в развитие нашего предприятия 720000 итальянских лир собственных сбережений (350$ по нынешнему курсу). Сегодня эта сумма выглядит смехотворно, но и в то время она была явно недостаточной. Попытка обратиться за финансовой поддержкой в банк закончилась неудачно из-за отказа последнего. Тогда хозяин компании, где я раньше работал, поручился за меня перед этим финансовым учреждением. “Я этих ребят знаю и готов поручиться за каждую выделенную им лиру”, ‑ сказал он. После этого вся необходимая сумма была предоставлена.

Сегодня сфера нашей деятельности определяется проектированием, а если точнее, то проектированием производств, связанных с состоянием внешней и внутренней среды. Основными задачами компании являются: поставка предприятиям пищевой промышленности компрессорного оборудования, предусматривающая возможность его монтажа и постпродажного обслуживания, а также обеспечение контрольно-кассовыми приборами и комплектующими к ним.

Наше оборудование позволяет поддерживать определенные параметры среды, а именно: влажности и прочих компонентов, служащих гарантией вкуса, аромата, цвета какого-либо продукта. Эти параметры определяются различными стандартами.

Микропроцессоры, вмонтированные в оборудование, зонды, при необходимости без труда проникающие в самое сердце изделия, обеспечивают контроль температуры, влажности, водородного показателя (рН), потери веса и других параметров, а также их своевременную корректировку. Это микропроцессоры, с помощью которых достигается высокое качество колбас и сыров Пармы, принесших ей всемирную славу.

Выбор рыночной ниши для предприятия нашей специализации, как впоследствии показала практика, оказался успешным. Постепенно наша компания с персоналом в 65 человек стала расширять свое производство. Это дало возможность дополнительно обеспечить работой еще 300 человек, которые производят по нашим проектам отдельные компоненты или детали оборудования.

Сначала наша продукция была востребована в полном объеме только на итальянском рынке. По мере его насыщения компания стала заниматься и экспортной деятельностью. Ныне она составляет от 15 до 40% всего объема производства в зависимости от временного отрезка. Основными импортерами являются все страны Западной Европы и, особенно, Франция, Австралия, государства Латинской Америки и США.

Выбор этих стран не случаен. Там есть спрос на хорошие, требующие особых технологий производства, ветчины и колбасы. Их потребителями традиционно являются наши бывшие соотечественники, а также значительное число жителей этих стран, оценивших непревзойденные вкусовые качества нашей мясной продукции.

Постпродажное обслуживание в нашей компании обеспечено высокой степенью информатизации процесса. Это значит, что клиенты по своему желанию могут установить постоянную компьютерную связь с фирмой. Таким образом компания может направлять к клиенту по его запросу, пришедшему по модему, своеобразного “виртуального” технолога.

Сейчас, благодаря вмонтированным кинокамерам, у нас появилась возможность “входить” в цех или в холодильную камеру, обнаруживать дефекты, “считывать” с продукта все данные (например, если установка не дает требуемого снижения влажности или на продукте появилась плесень, или окорок теряет вес).

Обеспечение технологической и технической помощи клиенту осуществляется в режиме реального времени. Клиент от этого только выигрывает, т.к. появляется реальная гарантия качества, способствующая уменьшению брака. Это также экономия денег компании: средства, выделяемые специалисту на авиа- и ж/д- билеты, на проживание в гостинице и прочие расходы. Раньше клиентам приходилось останавливать производство на 1-2 недели, только потому, что наш сотрудник не мог найти место в самолете.

Такая модель позволяет компании “Фригомекканика” работать с клиентами, имеющими компьютерную связь по системе ISDM. Переход специалистов компании на мобильную связь дает возможность с помощью портативных компьютеров проводить видеоконференций. При этом из любой точки мира можно связаться как с техническим бюро фирмы в Парме, так и с любым из клиентов.

Проект такой мобильной информационной системы потребовал больших капиталовложений. “Фригомекканика” вложила 50% этой суммы, остальные 50% были выделены Европейским экономическим сообществом. В итоге у компании появилось программное обеспечение “Проджес”. С его помощью удалось связать микропроцессорные системы главного компьютера с холодильными камерами клиентов, что позволяет своевременно получать от них данные и посылать им необходимые рекомендации непосредственно на дисплей. Эта программа позволяет осуществлять диагностику неисправностей, оптимизировать расходы электроэнергии и получать необходимую отчетность.

Теперь мне хотелось бы рассказать о консорциуме “Парма технология”, который я возглавляю вместе с компанией “Фригомекканика”. Консорциум объединяет 32 компании, производящие оборудование и технические линии по переработке мяса, рыбы, молока, и призван обеспечить доступ продукции ассоциированных фирм на международные рынки.

Мы объединили усилия для совместных действий на тех рынках, где наши предприятия не имеют возможности самостоятельно осуществлять свою деятельность вследствие больших издержек, связанных с продвижением товара, рекламой, отдаленностью мест реализации товара друг от друга. Координирование заключается в направлении коллективных делегаций для участия в семинарах и выставках, выработке стратегии поведения на рынке и т.д. В разного рода деловых переговорах каждая фирма участвует самостоятельно. Члены консорциума могут одновременно быть и конкурентами, и союзниками в освоении новых рынков.

Финансирование консорциума в настоящее время осуществляется областными администрациями и торгово-промышленными палатами, а раньше этим занималось Министерство внешней торговли Италии. Финансовая помощь носит ограниченный характер и по решению совета консорциума направляется на различные полезные мероприятия: обмен делегациями, участие в выставках и т.д. В настоящее время все средства направлены на создание эффективной информационной сети, которая связывала бы ассоциированные предприятия друг с другом.

Приведу конкретный пример такой связи. Недавно наша делегация вернулась из поездки по Аргентине и Бразилии, где она проводила встречи с официальными лицами и частными предпринимателями этих стран. После этих встреч пошли первые запросы. Нашей фирме попала заявка на оборудование для бойни. Но поскольку мы такого оборудования не делаем, я тут же связался с фирмой, которая его производит и которая сразу же подала заявку на тендер. Сегодня так поступила “Фригомекканика”, а завтра так же поступит другой член консорциума по отношению к ней. Своего рода практическое воплощение в жизнь принципа “ты – мне, я – тебе”.

Эти размышления хотелось бы завершить мыслью о перспективах малого и среднего бизнеса, ибо эта деятельность, как, впрочем, и любая другая, имеет свои большие проблемы. Предприятия малого бизнеса не могут выходить на рынок с продукцией, аналогичной продукции крупных фирм. Они просто не выдержат конкуренции. Малый бизнес – это прежде всего творчество, постоянный поиск новых идей и решений. Как нет одного лекарства от всех болезней, так нет и одного рецепта успеха. Но без сомнения, есть механизмы, с помощью которых предприятия малого и среднего бизнеса могли бы вместе успешно решать многие проблемы.

Наш консорциум “приблизил” географически отдаленные рынки сбыта и вывел продукцию многих входящих в него мелких и средних фирм за рубеж. Если бы его не существовало, то этого достичь бы не удалось или удалось ценой больших затрат. Результат этой работы ‑ налицо.

Если же говорить об организации бизнеса по-пармски, то здесь можно найти массу примеров деятельности консорциумов как положительных, так и отрицательных. Тем не менее, любой опыт ценен по-своему, и все нюансы, связанные с организацией предприятий малого и среднего бизнеса было бы полезно освещать в вашем журнале.

Приложение

Под картинкой из каталога можно написать: “На этом оборудовании делают всемирно известные мясо-молочные продукты из Пармы”.

Подписи под иллюстрациями:

- холодильные, фреоновые или аммиачные камеры как прямого, так и косвенного охлаждения;

- камеры охлаждения насыщенным воздухом;

- камеры соления, сушки, выдерживания ветчины и сырокопченостей;

- печи варки сухим и насыщенным паром мортадел и ветчины;

- камеры вызревания сыров;

- кондиционирование колбасных цехов;

- камеры с контролируемым содержанием кислорода для контроля потери веса и образования плесени, циркуляции воздуха снизу и сверху;

- программное обеспечение и автоматизация процессов.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:20