Особенности управления сетевыми предприятиями
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Формы организации сетевого бизнеса очень разнообразны. Однако, несмотря на значительные отличительные особенности каждой сети, в управлении ими существует ряд общих целей, например, в области разработки стратегии, проведения единой кредитной, инвестиционной и инновационной политики.
Ключевые слова: сетевые организации, инвестиционная политика, инновационная политика, кредитная политика, сетевой бизнес
Формы организации сетевого бизнеса очень разнообразны. Однако, несмотря на значительные отличительные особенности каждой сети, в управлении ими существует ряд общих целей, например, в области разработки стратегии, проведения единой кредитной, инвестиционной и инновационной политики.
Общие цели управления сетевым бизнесом предполагают:
- оптимальное комбинирование факторов производства в сети посредством моделирования технологических цепочек;
- определение принципов распределения совокупной добавленной стоимости, созданной в сети;
- проведение единой закупочной, сбытовой, ассортиментной и рекламной политики.
Также можно выделить и функции по управлению предпринимательской сетью, к числу которых относятся следующие:
- функции по взаимодействию агентов сети;
- функции по координации деятельности агентов сети;
- функции по обеспечению конкурентоспособности агентов сети и всей сети;
- функции по поддержанию устойчивых и долговременных отношений в сети.
Степень интеграции в управлении предпринимательской сетью можно оценить на основе следующих характеристик:
- распространенности – удельного веса продукции, произведенной в сети в общем объеме данной произведенной продукции;
- инновационности – доли продукции, производимой в сети с использованием инновационных технологий;
- конкурентоспособности – удельного веса продукции, произведенной в сети в общем объеме реализованной аналогичной продукции на соответствующем рынке;
- инвестициемкости – суммы инвестиций, реализуемых в сети по «цепочке» предложений.
В то же время, стратегия развития сети предприятий в платном секторе сферы услуг предполагает возможность выбора в рамках трех путей развития.
Первый путь — развитие корпоративной сети. В этом случае компания продолжает в полной мере владеть всеми предприятиями: подбирает места для открытия новых филиалов, проводит рекламную и маркетинговую политику, управляет сетью и т.п. Как правило, компания развивается на собственные средства, хотя возможно и соинвестирование. Соинвестор получает часть дохода пропорционально своей доле, но при этом собственником может не являться.
Пока филиалов немного, их можно развивать корпоративным путем. Но когда их число и территориальная удаленность друг от друга растут, можно выбрать другой вариант.
Второй путь развития - это выбор партнерских (или клиентских) отношений. Данный подход подразумевает, что компания может открывать новые предприятия, как под своим именем, так и под именем партнера. Управление, как и рекламная деятельность, осуществляются совместно. Партнеры могут консультировать друг друга относительно ведения бизнеса или технического оснащения, заниматься репертуарным управлением (в кинотеатрах).
«Старшая» в тандеме (или группе партнеров) компания может проводить финансовую и маркетинговую оценку проектов, обеспечивать юридическое и бухгалтерское сопровождение, осуществлять контракт-менеджмент (т.е. передавать партнеру свою технологию ведения бизнеса) и многое другое. Все решается индивидуально в каждом конкретном случае - при партнерских отношениях не может быть каких-либо жестких правил. Таким образом, участники получают некоторую свободу ведения бизнеса, большую сферу влияния на рынок, но они вынуждены делить ее между собой. Одним из видов партнерских отношений является стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для достижения конкурентных преимуществ, доступа к новым рынкам, повышения рыночной эффективности, снижения рисков (путем их диверсификации) и т.д.
Третий путь развития сети — франчайзинг, который идеально подходит для расширения присутствия сети в регионах. Местные операторы знают специфику своего рынка, нередко обладают опытом ведения подобного бизнеса, что позволяет франчайзеру создавать адаптированную, жизнеспособную систему для каждого региона. Франчайзинг, как форма управления предпринимательской деятельностью, получила широкое распространение в таких секторах платной сферы услуг, как торговля, общественное питание, туризм и т.д.
К числу важнейших характеристик франчайзинга как формы управления сетевым бизнесом относятся, в первую очередь, оказание всевозможных форм управленческого консультирования (консалтинг). Франчайзи, особенно на этапе становления, нуждается, помимо всего прочего, в поддержке формирования менеджмента, организации труда и производства, и здесь ему особенно требуются консультации более опытных специалистов. Кроме того, франчайзер может оказать дочерней компании помощь в проведение обучения (тренинги). Для ведения бизнеса в едином ключе требуется обучить как самого франчайзи, так и его сотрудников, работе в единой системе бизнеса. Этим обязательно должен заниматься организатор сети. Образовательные услуги франчайзера могут быть как обязательными (в этом случае они входят в систему обязательных платежей), а могут оказываться дополнительно.
Особое место во взаимоотношениях в системе франчайзинга занимает предоставление франчайзером своим партнерам различных маркетинговых услуг, в том числе:
- постоянное проведение разнообразных маркетинговых исследований, позволяющих получить максимально полное представление о рынке;
- осуществление комплекса мероприятий по продвижению товара на рынке;
- реализацию единой рекламной политики и различного рода рекламных компаний, результатами которых пользуются все франчайзи.
Кроме того, франчайзер может поставлять оператору материальные ресурсы для обеспечения производственного процесса, повышая тем самым качество конечного продукта и снижая издержки производства.
Еще одним важным фактором, определяющим порядок формирования предприятий, входящих во франчайзинговую систему, является то, что франчайзер автоматически получает целый ряд финансовых льгот. В банке его рассматривают как часть большой системы, следовательно, упрощается возможность получения кредитов. Франчайзер может предоставить ряд финансовых консультаций, а в отдельных случаях даже гарантии при осуществлении финансовых и товарных операций. Франчайзи может принимать участие в зачетных, клиринговых и других финансовых операциях франчайзера.
Другой важной характеристикой франчайзинга как формы управления сетевым бизнесом является осуществление контроля и, в определенных границах, регулирование деятельности франчайзи в целях сохранения репутации всей системы. Право контроля и регулирования используется таким образом, чтобы ни в коем случае не нарушить юридическую и экономическую самостоятельность франчайзи.
В то же время, необходимо отметить, что данные экспертных оценок свидетельствуют о том, что входящие в сеть предприятия имеют на 60% больше средний доход и на 8% больше загрузку, чем самостоятельные предприятия. При этом стоимость бизнеса в целом при наличии сетевого бренда повышается в среднем на 30%.
Сетевой бизнес в платном секторе сферы услуг необходимо рассматривать как наиболее эффективный способ ведения хозяйства. И его главные преимущества – снижение издержек за счет общего управления на основе единых стандартов качества, снабжения, маркетинга, централизованного обучения персонала и, как следствие всего этого, повышение производительности и качества труда.
Источники:
2. Травницкий А. Как открыть и раскрутить свой ресторан. – М., 2005.
3. Кучер Л., Шкуратова Л., Ефимов С., Голубева Т. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. – М.: РКонсульт, 2002.
Страница обновлена: 18.11.2024 в 14:45:04