Экологическое воспитание в Канаде


Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Экологическое воспитание в Канаде // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 8. – С. 38-44.

Аннотация:
Проблема экологии – одна из важнейших проблем нашего времени. Лучшие умы человечества озабочены состоянием природы. Во всех странах мира принимаются законы, препятствующие дальнейшему загрязнению окружающей среды. В учебных заведениях введены специальные курсы по экологическому образованию, по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в экстремальных условиях. Необходимость знаний по экологии никогда не была столь очевидной, как в наши дни.

Ключевые слова: экология, Канада, экологическое воспитание



Проблема экологии – одна из важнейших проблем нашего времени. Лучшие умы человечества озабочены состоянием природы. Во всех странах мира принимаются законы, препятствующие дальнейшему загрязнению окружающей среды. В учебных заведениях введены специальные курсы по экологическому образованию, по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в экстремальных условиях. Необходимость знаний по экологии никогда не была столь очевидной, как в наши дни. Особенно нужны эти знания детям, так как из нынешних мальчиков и девочек вырастут люди, которые через 10-15 лет будут принимать решения, нести ответственность за состояние экологии на нашей планете. Таким образом, мы уже сейчас должны закладывать основы обеспечения жизни на Земле в будущем.

Общего мнения по поводу того, когда именно нужно начинать экологическое образование детей, нет. Однако теоретически можно сказать: чем раньше, тем лучше. Психологи и педагоги считают, что раннее воспитание ребенка позволяет ему легче адаптироваться к жизни, быстрее найти в ней свое место.

Заслуживает внимания программа по экологическому воспитанию в Канаде.

Сравнительно недавно экологическое воспитание в Канаде сводилось к одному занятию в неделю в специализированном биологическом классе, где оранжерея служила только для выращивания растений, а термин “кислотный дождь” ничего не говорил детям.

Министерство по защите окружающей среды, земель и парков совместно с Министерством образования Канады, с ведущими педагогами и психологами разработало специальную образовательную программу для детей и подростков в области экологии.

Эта программа предусматривает обучение как совсем маленьких детей (5-7 лет), так и старшеклассников. Для каждого возраста разработаны свои планы занятий, схемы обучения, свои задания и опыты. Для младших школьников уроки проводятся в виде интересных игр, для детей 10-14 лет – несложных опытов, для старшеклассников – ситуационных задач и более серьезных экспериментов. Количество и вид экологических игр и опытов каждый учитель подбирает непосредственно для своего класса. Цель экологических занятий состоит в том, чтобы научить детей даже самого младшего возраста бережно относиться к окружающей среде, объяснить им отличия в производстве, использовании и утилизации пластика и бумаги, дерева и металла, картона и пленки, быть осторожными с опасными веществами, используемыми в домашних условиях: средствами для чистки, растворителями, различными порошками и т.д.

Программа экологического обучения
Программа экологического обучения состоит из 12 занятий. Каждое из них различно по длительности: от получаса до нескольких часов. Длинные занятия можно легко разделить на 2 – 5 или более.

Занятия разработаны с таким расчетом, чтобы они подходили не только ученикам начальных классов, но также и более старшим школьникам. Каждый учитель сможет подобрать занятия именно для своих классов.

Темы занятий

Занятия не зависят друг от друга. Совсем не обязательно выполнять их все,

также как и соблюдать определенный порядок их выполнения. В то же время между ними есть и определенная связь. (рис.1).

Так, например, занятие «Экологичные продукты» логически связано с занятием «Экологичные очистители», занятие «Экологичные продукты» будет более эффективно, если ему будет предшествовать занятие «Реклама». Первое занятие, названное «Проверь его!», разработано для введения в любое из последующих. Последнее занятие «Взаимосвязи» разработано для систематизации всех полученных знаний любой из групп по выбору преподавателя. Оно обобщает основные концепции и делает выводы, касающиеся окружающей среды и ДОП.

Разработчиками предложено несколько различных курсов, однако по желанию преподавателей можно составить и другие программы обучения.

План проведения занятия "Семена редиса"

Возраст: 5-9 классы
Цель работы: обучение
Продолжительность: 1 занятие (30-45 мин); 15 мин. на 3-й и 5-й день; 1 заключительное занятие
Ход работы: постановка задачи; анализ данных; зарисовка результатов; формулировка выводов
Приобретенные знания: действие ДОП на живые организмы, сравнение результатов (в случае, если исследований несколько
Вид деятельности: эксперимент
Необходимые материалы.

Для каждого учащегося (или группы):

пластиковая емкость (500 мл);

5 емкостей по 200 мл; 1 бумажное полотенце;

мерная ложечка (15 мл);

мерный стакан (250 мл).

Для всего класса:

2 пакета семян редиса;

1 или более ДОП (растворитель для краски, олифа, нашатырь, средство для мытья посуды и др.);

водопроводная вода.

Кроме того: инструкции для приготовления растворов; бланки для результатов теста.

Первый урок
Вводные сведения

Беседа о влиянии токсичных веществ, в т.ч. и ДОП на окружающую среду (на примерах).

Объяснение понятия раствора и его концентрации; сколько нужно взять токсичных веществ, чтобы приготовить раствор определенной концентрации? Вычерчивание квадрата, поделенного на 10 маленьких квадратиков; если один из них закрашен, то концентрация раствора составит 10%. Для объяснения концентраций растворов 1% и 0,01% - вычерчивание аналогичных схем (1 закрашенный квадрат из 100 и 1 – из 1000).

Обмен мнениями по вопросу: “Если мы приготовим растворы опасного вещества различной концентрации и обработаем ими семена редиса, что с ними произойдет?”

Постановка эксперимента

Рассказ об аналогичных экспериментах, сделанных учеными. Описание веществ и материалов, используемых школьном эксперименте.

Объяснение сущности контрольного образца. Зачем ученые в своих экспериментах используют контрольные образцы? В этом эксперименте контрольные семена будут обработаны водой. Если семена редиса не взойдут в контрольном контейнере, значит эксперимент не удался и нужно начинать все заново.

Описание процесса приготовления растворов. Необходимо начинать с приготовления раствора высокой концентрации. Для этого нужно рассчитать, сколько воды нужно добавить на одну столовую ложку для получения раствора определенной концентрации. По этим расчетам можно построить график.

Объяснение учащимся, почему все контейнеры нужно поместить в одинаковые условия (температура, влажность и т.д.). Для эксперимента нужно время – около 1 недели.

Деление учащихся на группы

Идеальный размер группы – 3-4 человека. В каждом классе получится, таким образом, до 7 групп. Каждой группе необходимо 5 пластиковых контейнеров с табличками, бумажное полотенце, столовая ложка, мерный стакан объемом 250 мл и 50 семян редиса.

Надпись на табличках

Каждая емкость должна содержать табличку, на которой отмечают номер группы или фамилию ученика, дату, вид ДОП, концентрацию раствора.

Бумажное полотенце разрывают на 16 квадратиков. В каждый контейнер помещают по три квадратика, один квадратик откладывают в сторону.

Приготовление растворов

Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при обращении с ДОП.

Все вещества, используемые в эксперименте должны быть разрешенными для применения в домашних условиях без особых ограничений. Учащиеся должны обращаться с ними бережно и вымыть руки после приготовления растворов.

После повторения всех инструкций, можно приступить к приготовлению растворов.

Начало эксперимента

Смочить квадратики бумажного полотенца в каждом контейнере растворами соответствующих концентраций. В каждый контейнер положить по 10 семян редиса. После этого все контейнеры помещаются в определенное место.

Выращивание семян
Полив семян

Каждый день нужно поливать семена раствором соответствующей концентрации. При этом необходимо следить, чтобы семена лежали на влажных салфетках, но не были полностью залиты раствором. Во избежание ошибок в концентрации растворов, вся процедура должна выполняться в определенном порядке.

Измерения

Наиболее наглядным и простым измерением является количество взошедших семян в каждом контейнере.

Если в каждом контейнере взошло примерно одинаковое количество семян, можно измерить длину ростков с помощью линейки.

Обработка результатов

Каждая группа учащихся представляет свои результаты. Вычерчивается график зависимости длины ростков от концентрации раствора ДОП. Этот график может быть предметом дискуссии среди учащихся.

Вопросы для обсуждения

  • Как влияет ДОП на растения?
  • Почему опасные продукты приостанавливают рост семян редиса?
  • Как опасный раствор попадает внутрь семян редиса?
  • Куда деваются ДОП после использования?
  • Какая концентрация ДОП полностью убивает растения?
  • Как можно обезвредить ДОП, прежде, чем они попадут в окружающую среду?
  • Может ли так случиться, что в комнатные растения попадет раствор ДОП?
  • Как можно снизить действие ДОП на растения?
  • По такому же принципу построены уроки по другим темам, указанным выше. Исходя из того, что каждый преподаватель или воспитатель может на свое усмотрение разработать план по проведению урока по той или иной теме, в той или иной последовательности, здесь не приводятся планы по другим темам. Но мы считали бы необходимым учесть опыт Канады в деле экологического воспитания учащихся России, исходя из возможностей каждой школы или другого учебного заведения.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:34