Специфика инновационной деятельности в сфере предпринимательства и ее государственная поддержка

Игнатова Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Игнатова Т.В. Специфика инновационной деятельности в сфере предпринимательства и ее государственная поддержка // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 52-55.

Аннотация:
Инновации появляются либо спонтанно, либо целенаправленно в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Инновациями были изобретение колеса (техническая инновация), введение двойной записи бухгалтерского учета (управленческая), создание профессионального союза (социальная). Даже формирование инновационного менеджмента можно рассматривать как инновацию в управленческой науке и практике.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационный менеджмент, инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка



Инновации появляются либо спонтанно, либо целенаправленно в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Инновациями были изобретение колеса (техническая инновация), введение двойной записи бухгалтерского учета (управленческая), создание профессионального союза (социальная). Даже формирование инновационного менеджмента можно рассматривать как инновацию в управленческой науке и практике.

В позднеиндустриальном и постиндустриальном обществе инновационная стратегия развития характерна для всех уровней экономики и управления. Существуют технологическая (с акцентом на роль НТП) и экономическая (с акцентом на необходимость снижения издержек и рост рентабельности) концепции инноваций в предпринимательстве. В последнее время развивается институциональная концепция, базирующаяся на анализе трансакционных издержек и сетевого взаимодействия субъектов предпринимательства.

Лавинообразным нарастанием технологических инноваций радикального типа характеризуются периоды электротехнической революции конца 19 века и научно-технического прогресса середины 20 века, перешедшего в информационную стадию в наши дни.

Инновации в сфере предпринимательства можно определить как продукты научно-технической и иной творческой деятельности, обладающие характеристиками новизны и возможностью коммерциализации с целью получения дохода. Соответственно, инновационная деятельность состоит в разработке, внедрении, производстве и коммерческой реализации инноваций, а также товаров и услуг, произведенных с их использованием.

Основными этапами инновационной деятельности являются:

1) исследования и разработки;

2) передача инноваций в сферу производства, управления, образования, культуры, искусства;

3) реализация инноваций, производство продукции на основе их использования и получение дохода.

Последний этап характеризуются вовлечением различных групп субъектов инновационной деятельности:

- разработчиков и владельцев инноваций;

- посредников (фонды венчурного капитала, информационные центры, консалтинговые фирмы, патентные поверенные, патентно-лицензионные службы);

- производителей инноваций (техноцентры, инновационные предприятия, находящиеся в особых экономических зонах, научные организации, технопарки);

- государства как регулятора инновационной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действует 150 технопарков и бизнес-инкубаторов, около 300 инновационно-технических центров и центров трансфера технологий, около 100 финансовых компаний и венчурных фондов в сфере инноваций и более 160 центров научно-технической информации.

Инновационная деятельность в сфере предпринимательства регулируется государством по следующим направлениям:

- прогнозирование и программирование инновационной деятельности в государственном и частном секторах в международном и национальном масштабе;

- регулирование государственного предпринимательства в сфере исследований и разработок, в том числе: государственно-частного партнерства в отраслях науки, образования, транспортной инфраструктуры; порядка участия государства в венчурном капитале;

- применение системы адресных налоговых льгот, стимулирующих рост инноваций; определение порядка включения затрат на исследования и разработки в себестоимость продукции, ускоренной амортизации научного оборудования;

- определение порядка льготного кредитования затрат на разработку и внедрение новшеств;

- защита прав интеллектуальной собственности обладателей инноваций.

Создание благоприятного климата для инновационной деятельности предполагает содействие не только разработчикам инноваций, но и лицам, использующим их в своей производственной, предпринимательской деятельности. По состоянию на начало 2007 г. общие налоговые и кредитные льготы для предпринимателей, использующих инновации, и венчурных инвесторов при финансировании инновационной деятельности для предприятий всех отраслей и во всех регионах, отсутствовали. Прямое, хотя и конкурсное, финансирование, а также льготы предоставлялись по отраслевому или территориальному признаку.

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 161-ФЗ «Об особых экономических зонах» и по результатам проведенного конкурса в конце 2005 г. были приняты правительственные решения о создании особых экономических зон:

- технико-внедренческого типа в Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске, Дубне;

- промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области.

Резиденты зон имеют льготы по уплате арендной платы за пользование земельными участками: ее размер устанавливается в 2% от кадастровой стоимости участка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р была одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», координация работ по которой возложена на Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

В «Основах политики Российской федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве инструмента политики еще в 2002 г. назывались стратегические национальные проекты, часто применяемые в зарубежной практике.

С 2006 г. в Российской Федерации началась реализация четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и качественное жилье». В их рамках предусматривается прямое государственное финансирование передачи ряда инновационных продуктов и технологий в сферу здравоохранения и образования. Предприятия и организации, получившие по итогам открытого конкурса право на заключение и исполнение государственного контракта на поставку оборудования, программного обеспечения, выполнения проектных работ, смогут коммерциализировать производимые ими инновации, а организации-реципиенты проектов - применить их в своей деятельности.

Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей-животноводов в рамках проекта «Развитие АПК» позволит произвести обновление и расширение основного стада на базе селекционных достижений, что также создает дополнительные стимулы к развитию владельцам прав на селекционные достижения.

Коммерциализации инноваций как продуктов научно-технической деятельности может способствовать внесение в 2007 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в целях формирования благоприятных налоговых условий для финансирования создания новой продукции или усовершенствования производимой продукции. Именно последние два года стали поворотными в активизации государственной поддержки инноваций.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:39:38