Интеграция как способ развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России

Божевольная З.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Божевольная З.А. Интеграция как способ развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 138-142.

Аннотация:
Сегодня мировой алмазно-бриллиантовый рынок испытывает серьезные изменения. Это требует поиска новых путей развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России (АОПР). Современные мировые тенденции показывают, что стремление большого числа развивающихся стран к изменению положения в международном разделении труда приводит к обострению конкуренции. Это способствует олигополистической интеграции фирм, которые, осуществляя сотрудничество на внутреннем и международном уровнях, сознательно регулируют мировые рынки собственной продукции и движение товаров на них. В подобных условиях становится очевидным, что разрозненная работа предприятий АОПР может не иметь дальнейшей перспективы.

Ключевые слова: интеграция, международная конкуренция, рынок драгоценных камней, алмазно-бриллиантовый рынок, алмазообрабатывающая промышленность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня мировой алмазно-бриллиантовый рынок испытывает серьезные изменения. Это требует поиска новых путей развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России (АОПР). Современные мировые тенденции показывают, что стремление большого числа развивающихся стран к изменению положения в международном разделении труда приводит к обострению конкуренции. Это способствует олигополистической интеграции фирм, которые, осуществляя сотрудничество на внутреннем и международном уровнях, сознательно регулируют мировые рынки собственной продукции и движение товаров на них. В подобных условиях становится очевидным, что разрозненная работа предприятий АОПР может не иметь дальнейшей перспективы.

Как показывает мировой опыт, укрепление позиций на рынке бриллиантовой продукции возможно только при активной маркетинговой деятельности, поскольку бриллиант не является предметом первой необходимости, и спрос на него создают сами производители камней. Сегодня отдельные предприятия АОПР не способны нести высокие расходы на маркетинговые исследования, соответствующие уровню мировых конкурентов (например, ТНК «Де Бирс» расходует на эти цели около 180-200 млн. долл. США в год). Следовательно, в условиях, когда бриллиант превращается в продукт «идеи», а на рынке растет доля синтетических камней, их продукция может оказаться невостребованной.

Следовательно, предприятиям АОПР требуется создание крупной компании, способной противостоять мировым конкурентам, для чего их целесообразно интегрировать в монопрофильную финансово-промышленную группу (ФПГ) горизонтального типа, сформированную по принципу взаимоучастия. Кроме того, объединение подобного рода позволит участникам решить большую часть экономических проблем, основными из которых являются проблемы алмазного сырья (нехватка требуемого ассортимента, перебои в поставках) и сбыта, дефицит собственных оборотных средств и стабильных кредитных линий.

Структуру ФПГ и основные характеристики ее ключевых участников можно представить следующим образом.

1. Органы управления.

Высший орган – Совет управляющих, решения которого будут реализовываться Центральной (холдинговой) компанией, учрежденной всеми участниками ФПГ путем объединения своих материальных и нематериальных активов.

2. Банк (условное название).

В его состав войдут кредитно-финансовые учреждения, в первую очередь, имеющие опыт работы с предприятиями АОПР. Деятельность Банка будет направлена на решение инвестиционных проблем участников ФПГ.

Кредитные средства Банка будут состоять из кредитов на закупку алмазов, на приобретение или обновление основных средств либо на прочие нужды с целью снижения затрат. Предлагается, чтобы Банк не только получал проценты за кредит, но и дивиденды, что повысит его заинтересованность в сокращении издержек Производителя с целью получения максимальной прибыли от сбыта бриллиантов.

3. ОРАСБ (условное название) – организация, занимающаяся распределением алмазов и сбытом бриллиантов. В ее состав войдут контролирующий орган и сбытовые фирмы.

Работа контролирующего органа (уполномоченного государством на деятельность в ФПГ) будет направлена на решение проблемы алмазного сырья фирм Производителя. Это предполагает правовую поддержку, а также контроль продажи алмазов со стороны государства.

Предлагается в договоре о создании ФПГ оговорить, что отбор, закупка и распределение алмазов между фирмами Производителя будут осуществляться централизованно контролирующим органом, что сможет способствовать развитию ФПГ, поскольку это:

‑ упорядочит отношения в группе путем исключения между фирмами разногласий в вопросах поставок сырья;

‑ исключит из группы «недобросовестных» и «неэффективных» участников;

‑ позволит рассчитывать на поддержку властей.

Отбор алмазов будет осуществляться совместно контролирующим органом ОРАСБа и коллегиальным советом Производителя согласно потребностям предприятий и конъюнктуре рынка. Маркетинговые исследования могут проводить сбытовые фирмы. Централизованные закупки алмазов будут осуществляться за счет средств фирм Производителя (собственных или предоставляемых им Банком). Предоставление алмазов будет происходить на основании заявок и с учетом производственных мощностей фирм Производителя.

Поддержка органов власти, по опыту ЮАР, сможет выражаться в законодательном установлении того, что приоритетное право при закупке алмазов имеют фирмы со 100-процентным государственным участием, затем совместные предприятия, далее ‑ все остальные.

Деятельность сбытовых фирм ОРАСБа должна быть направлена на решение маркетинговых проблем производителей бриллиантов. Сбытовые фирмы будут реализовывать бриллианты Производителя в розницу, что потребует значительных финансовых вложений. В этой связи, предлагается для создания и развития сбытовых фирм, помимо кредитов Банка, привлечь иностранных инвесторов, а также активы Производителя.

Целесообразно основные точки сбыта разместить в США, странах Европы, Азии и России (для сбыта мелких бриллиантов). Предлагается сбывать бриллианты под единой торговой маркой, которая будет собственностью ОРАСБа и которую она сможет использовать только для сбыта бриллиантов, произведенных в ФПГ.

4. Производитель (условное название).

В его состав войдут следующие фирмы:

‑ занимающиеся обработкой алмазов;

‑ единая снабженческая организация, поставляющая оборудование, материалы, комплектующие;

‑ занимающиеся изготовлением и ремонтом станков, оснастки и вспомогательного оборудования;

‑ инновационные и научные предприятия.

Капитал предприятий вспомогательных производств, инновационных и научных фирм предлагается формировать из взносов участников группы, рисковых вложений ФПГ, кредитов инвестиционных банков.

Оптимальные параметры ФПГ могут быть найдены с помощью алгоритма имитационного моделирования группы, представленного на рисунке. Моделирование деятельности ФПГ выполняется методом линейного программирования, динамика процессов на каждом этапе описывается с помощью разностных уравнений. Фирмам, которые будут объединяться в ФПГ, целесообразно иметь три варианта расчета их совместной деятельности, учитывающих возможную конъюнктуру мирового рынка: неблагоприятную, оптимальную, благоприятную.

Объединение в ФПГ даст возможность предприятиям АОПР решить большую часть текущих проблем, укрепить их позиции на мировом рынке, получить дополнительную добавленную стоимость. Успешное развитие группы будет зависеть от поддержки государства и действий самих участников.


Источники:

1. Божевольная З.А. Проблемы развития алмазообрабатывающей промышленности России // ЭКО. - 2007. - № 1. - С.141-148.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:29