Перспективы расширения деятельности российских компаний на рынке Евросоюза

Галкин С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Саммит Россия – ЕС в Брюсселе в октябре 2001 г. определил важные принципы практической реализации стратегического партнерства, в том числе путем активизации энергетического диалога. Уже к началу 2003 г. диалог перешел в стадию сотрудничества, в результате чего были подготовлены проекты, представляющие серьезный взаимный интерес. Однако за прошедшее время ситуация несколько изменилась.

Ключевые слова: евросоюз, международное сотрудничество, внешняя экономическая политика



Саммит Россия - ЕС в Брюсселе в октябре 2001 г. определил важные принципы практической реализации стратегического партнерства, в том числе путем активизации энергетического диалога. Уже к началу 2003 г. диалог перешел в стадию сотрудничества, в результате чего были подготовлены проекты, представляющие серьезный взаимный интерес. Однако за прошедшее время ситуация несколько изменилась.

Постоянное увеличение потребления нефти и газа, а также рост цен на энергоресурсы заставили страны ЕС искать пути обеспечения стабильных поставок на долгий срок. Во-первых, Евросоюз начал наводить порядок на внутреннем рынке за счет экономии потребления. Так, в 2005 г. вышла директива, в которой говорится о возможности 20% энергосбережения в ЕС, что составляет 60 млрд. евро в год. Если сохранятся нынешние темпы роста потребления, то энергопотребление к 2020 г. вырастет на 20%. [1] Таким образом, увеличение потребления может быть отчасти компенсировано энергосбережением.

Во-вторых, страны ЕС начали искать новых поставщиков энергоресурсов. Позиции России несколько пошатнулись после отказа Украины и Белоруссии транспортировать энергоресурсы на прежних условиях, что вызвало перебои с поставкой. В этой связи, перед РФ возникла угроза потерять часть рынка сбыта энергоресурсов. Поэтому в отношениях ЕС и России важная роль отводится сотрудничеству со странами-транзитерами. Это также связано с заинтересованностью ЕС в создании системы коллективной энергетической безопасности, при этом планируется активное проведение политики энергосбережения и диверсификации в пользу экологически чистых источников энергии.

Вместе с тем, для ЕС Россия была и остается традиционным, надежным и важным поставщиком энергоносителей. В Евросоюз поступает 53% и 62% нефти и газа из России, что составляет 16% и 20% всего потребления в ЕС соответственно. [2] Поэтому необходимо предпринять все усилия, чтобы у Евросоюза осталась серьезная заинтересованность в сохранении и усилении роли и репутации России как верного и надежного поставщика энергоресурсов.

Кроме того, интересы РФ заключаются в привлечении инвестиций для расширения своего экспорта топлива, восстановления и развития инфраструктуры и передаче ноу-хау и технологий, способствующих ускорению экономического роста. Привлечение инвестиций будет способствовать росту качества, реализации стратегических реформ, реструктуризации естественных монополий, либерализации тарифов на энергию, доступу к энергосетям, защите инвестиций и т.д. Для этого, в соответствии с Энергетической стратегией России на 2001-2020 гг., необходимо инвестировать около 450-600 млрд. евро для обновления изношенных производственных мощностей и поддержания запланированных темпов ежегодного экономического роста в 4-5%. Около 150 млрд. евро из этой суммы требуются до 2010 г. (30% из них приходится на иностранные инвестиции). Для привлечения капитала из Европы России необходимо улучшить предсказуемость и прозрачность делового и инвестиционного климата, то есть снизить риски, обеспечив стабильность поставок энергоресурсов на рынок ЕС.

Для удовлетворения растущей потребности в энергии странам Евросоюза необходимо не только модернизировать существующую инфраструктуру, но также создать новую сеть, с использованием новых технологий, которая полностью бы отвечала всем экологическим требованиям. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед странами ЕС в этой области, следует считать формирование единого рынка, объединяющего Евросоюз, Россию, европейские страны, не входящие в ЕС, и страны Каспийского региона. Создав такую систему, еврозона обеспечила бы свои потребности в природном газе на многие годы.

По прогнозам Европейской комиссии по энергии и транспорту, добыча природного газа в ЕС сократится к 2020 г. приблизительно на 50%. При этом потребление природного газа к 2020 г. увеличится до 573 млрд. куб. м. (в 2000 г. – 406 млрд. куб. м.), т.е. более чем на 41%. В результате этого зависимость от внешних поставок увеличится до 81,4%, против 49,6% в 2000 г. [3] Таким образом, у Евросоюза и России возникают встречные интересы, реализуя которые, возникнет прекрасный шанс увеличить поставки российского газа в ЕС, и для этого планируется реализовать следующие газовые проекты:

‑ газопровод Nord Stream;

‑ разработка Штокмановского месторождения;

‑ система газопровода Ямал-Европа через Беларусь и Польшу.

Еще одна энергетическая проблема Евросоюза – усиление зависимости от нефти и нефтепродуктов. По прогнозам, добыча нефти в странах ЕС до 2020 г. снизится более чем на 67% (с 164 млн. т. до 53 млн. т.). Таким образом, ожидается увеличение зависимости от импортируемых ресурсов с 76% до 92%. [4]

Для расширения поставок в Европу российской нефти особую значимость приобрела Балтийская трубопроводная система (БТС). БТС с 2007 г. должна обеспечить перекачку нефти вплоть до 70 млн. тонн в год.

В феврале 2006 г. В.В. Путин дал поручение «Транснефти» расширить мощность перевалочных терминалов в Приморске. Таким образом, Россия ищет прямой выход на рынки Западной Европы, в обход стран-транзитеров, что позволит предотвратить ряд факторов, зависящих от третьих стран. Данное распоряжение подразумевает строительство трубопровода под условным названием БТС-2 (Унеча – Великие Луки – Приморск) протяженностью 950 км. Его строительство запланировано в два этапа. Мощность первой очереди позволит поставлять нефть на уровне 50 млн. тонн, а второй – 75 млн. тонн.

Следующим перспективным регионом в области организации экспорта нефти можно считать северо-западную часть России. Строительство новой нефтепроводной системы с терминалом на побережье Баренцева моря позволит диверсифицировать экспортные маршруты поставки нефти.

Помимо развития трубопроводов, Россия также заинтересована в наращивании объемов экспорта нефти через морские терминалы, при этом увеличение интенсивности движения танкеров вызывает необходимость более широкого сотрудничества и в области защиты окружающей среды.

Среди ряда предложений, связанных с проливом Босфор, для России представляет особый интерес проект строительства нефтепровода по маршруту Бургас – Александруполис. Его протяженность – 285 км, пропускная способность – 35 млн. тонн с возможностью расширения до 50 млн. тонн в год. Со стороны России в проекте в равных долях примут участие «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть», при этом доля отечественных компаний составит 51%. Начало строительства запланировано на 2008 г., и должно завершиться в кратчайшие сроки.

Следующим перспективным направлением сотрудничества является разработка нефти в Арктическом регионе России. Для реализации данного проекта 29 ноября 2006 г. «Роснефть» и BP подписали меморандум о сотрудничестве в проведении поисковых работ на углеводородное топливо.

Все предпринятые действия российских компаний показывают, что в долгосрочной перспективе ЕС должен остаться основным рынком сбыта отечественных энергоносителей. Все возрастающая зависимость Европы от импортируемых товаров играет на руку нашим компаниям, и основная их задача – не упустить возможность увеличить свою долю на этом рынке.

Развитие энергодиалога Россия – ЕС позволит отечественному бизнесу решить проблему повышения конкурентоспособности за счет привлечения европейских инвестиций. РФ готова обеспечить Европу энергоресурсами при понимании того, что это будет сопровождаться притоком европейских капиталов и технологий. Сами поставки будут состоять не только из первичных энергоносителей, но и продукции их переработки. Это, в свою очередь, даст импульс развитию перерабатывающих отраслей.

[1] Шестая неделя нефти и газа. 30 октября – 2 ноября 2006 года./Энергодиалог Россия-ЕС/Заключительный отчет Тематической группы по энергосбережению.

[2] Шестая неделя нефти и газа. 30 октября – 2 ноября 2006 года./Энергодиалог Россия-ЕС/Заключительный отчет Тематической группы по энергосбережению.

[3] Шестая неделя нефти и газа. 30 октября – 2 ноября 2006 года./Энергодиалог Россия-ЕС/Заключительный отчет Тематической группы по энергосбережению.

[4] http://ec.europa.eu/energy/oil/index_en.htm


Страница обновлена: 23.09.2024 в 01:24:22