Практика развития предпринимательства в Российской Федерации как синтез «центристской» экономической политики государства и либеральных взглядов

Мусина Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Развитие предпринимательства является индикатором эффективности проводимой экономической политики государства и степени внедрения либеральных взглядов ряда ведущих экономистов страны в общественное сознание. Относительно короткая история бизнеса в новой России характеризуется нестабильностью развития, но в то же время, стремительностью изменений, отсутствием регламентации основных механизмов развития. Возродившиеся на рубеже 80–90-х гг. частные предприятия сегодня уже играют серьезную роль в экономике нашей страны и решении социальных проблем.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, экономическая политика



Развитие предпринимательства является индикатором эффективности проводимой экономической политики государства и степени внедрения либеральных взглядов ряда ведущих экономистов страны в общественное сознание. Относительно короткая история бизнеса в новой России характеризуется нестабильностью развития, но в то же время, стремительностью изменений, отсутствием регламентации основных механизмов развития. Возродившиеся на рубеже 80-90-х гг. частные предприятия сегодня уже играют серьезную роль в экономике нашей страны и решении социальных проблем.

Постепенно сущность экономических взглядов в области предпринимательской деятельности, сводящихся к меркантильному стремлению заработать деньги, уходят в прошлое. Их оттесняет рациональный процесс получения прибыли, соизмеримой с рисковостью проекта. Кроме того, банальный коммерческий ажиотаж эволюционирует в моральное удовлетворение от занятия бизнесом.

Моральный фактор на сегодняшний день занимает немаловажное место. Однако государственная политика основана на регламентации процесса предпринимательской деятельности в отрыве от рассмотрения морального аспекта. Предприниматель с точки зрения «центристских» подходов – это своеобразный механизм, разработанный для получения прибыли. С неолиберальной же позиции бизнесменом является личностью с самостоятельным экономическим пониманием деятельности, видением результата и дохода, осознанием риска и соизмерением морального удовлетворения от собственного дела.

Интересна приоритетность в выборе сферы предпринимательской деятельности. Наиболее привлекательными отраслями организации собственного бизнеса из года в год являются общественное питание, торговля и строительство. В то же время, общество постепенно приходит к осознанию значимости промышленного производства, а не только торговли как сферы получения максимально возможного дохода при минимальных затратах и в кратчайшие сроки. Строительство – это сектор, где малые формы хозяйствования заняли самое весомое место. Несмотря на достаточно высокую эффективность функционирования в этой отрасли в целом, динамика основных показателей деятельности малых предприятий здесь имеет отрицательную тенденцию.

Качественно новым уровнем развития экономических воззрений в предпринимательском секторе стало освоение сферы услуг за последнее десятилетие. Впрочем, государственная экономическая политика фактически пока не осознает значимости инфраструктуры услуг, постоянного вклада данной сферы деятельности в развитие рыночной экономики.

Из года в год государственная экономическая политика делает попытки преодоления рыночных барьеров, но процесс регламентации и собственные интересы государства всегда были превыше всего. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, зачастую связаны с недостаточным государственным регулированием тех или иных вопросов (например, таких как недобросовестная конкуренция), а иной раз, наоборот, с чрезмерной регламентацией экономической свободы (непосильное налоговое бремя).

Важным экономическим показателем правильности выбранной экономической политики государства является величина налогового вклада. По экспертным оценкам, доля поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса в целом не превышает 8-10%. Это говорит о том, что необоснованно завышенные налоговые ставки не способствуют открытой практике получения доходов от предпринимательской деятельности. А скрытый доход – это ни что иное как убыток государственного бюджета.

Экономическая ситуация в области предпринимательской деятельности формируется на недобросовестном отношении к доходу государства, социальной политике, которая напрямую зависит от налоговых поступлений. Как следствие, политика, рассчитанная на идеального законопослушного бизнесмена, может зайти в тупик.

Нельзя объяснять нежелание предпринимателя отдавать практически всю свою прибыль в бюджет только жаждой наживы, ведь экономически доказано, что развитие той или иной сферы требует дополнительных вложений. В этом общественное сознание более прогрессивно, чем государственный подход к решению вопроса - оно сознательно идет на лавирование между собственными экономическими интересами и интересами страны. Скрывая те или иные доходы, предприниматели расширяют сферы деятельности, увеличивают объемы производства и продаж, тем самым способствуя росту благосостояния общества и государства в целом. Таким образом, не оправдывая поступки бизнес-прослойки, хотелось бы отметить несостоятельность экономической мысли в вопросе государственного регулирования предпринимательства.

Статистика свидетельствует, что в I квартале 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 32% (до 10 млрд. рублей) увеличились поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. В то же время, статистика не соизмеряет налоговый вклад в государственную казну с реально полученными доходами от предпринимательской деятельности.

Сектор индивидуальных предпринимателей является наиболее мобильной частью бизнеса. В 2003 г. в России функционировало 5951,5 тыс. малых хозяйствующих субъектов, причем большинство из них - индивидуальные предприниматели - 80,6% (или 4796,7 тыс.). На долю малых предприятий - юридических лиц приходилось 15,5% (890,4 тыс.), остальные 4,4% - крестьянские (фермерские) хозяйства.

В 2005-2006 гг. отмечалось увеличение количества зарегистрированных малых предприятий. Это сопровождалось ростом объемов производства и повышением уровня занятости.

Общественная практика развития предпринимательства, вопреки проводимой политике монополизации (и одновременно провозглашаемой либерализации), идет в направлении стабильного роста основных показателей. На 1 апреля 2006 г. было зарегистрировано 1033 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства и 2600 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом число малых предприятий за I квартал текущего года увеличилось на 4,5%.

Таким образом, статистические данные развития предпринимательского сектора экономики позволяют констатировать положительный прирост по всем основным показателям. Это свидетельствует о том, что взятый курс верен и способствует раскрытию предпринимательского потенциала российского общества.

Общее количество потенциальных предпринимателей оценивается экспертами в 7 миллионов человек, т.е. сейчас только один из трех жителей страны, желающих открыть собственное дело, действительно начинает его. Российское предпринимательство имеет большое будущее, и хорошо, что государственная экономическая политика постепенно осознает значимость консолидированных действий в направлении развития данного потенциала.


Источники:

1. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: Аналитический сборник. - М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2005. - 160с.
2. Тезисы к выступлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа на III съезде общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Москва, 20 сентября 2006 г.
3. Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России// Общество и экономика. - 2004. - №7. - С. 14-16.
4. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 312с.
5. Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат. - 2005. - 824с.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:07:06