Роль государства в развитии внешнеэкономической деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Государственная поддержка участников внешнеэкономической деятельности осуществляется сегодня практически во всех развитых странах. Например, в США она проявляется в сборе полной, точной и свежей информации по таким вопросам, как экспорт, импорт, иностранные инвестиции и туризм. Наиболее благоприятные возможности для этого имеют федеральные органы управления, которые и должны нести главную ответственность, хотя с субъектов федерации вовсе не снимается ответственность за полноту и точность таких данных на региональном уровне. Такая информация должна быть доступна как для государственных, так и для частных субъектов хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственная поддержка
Государственная поддержка участников внешнеэкономической деятельности осуществляется сегодня практически во всех развитых странах. Например, в США она проявляется в сборе полной, точной и свежей информации по таким вопросам, как экспорт, импорт, иностранные инвестиции и туризм. Наиболее благоприятные возможности для этого имеют федеральные органы управления, которые и должны нести главную ответственность, хотя с субъектов федерации вовсе не снимается ответственность за полноту и точность таких данных на региональном уровне. Такая информация должна быть доступна как для государственных, так и для частных субъектов хозяйственной деятельности.
Рассмотрим систему государственной поддержки развития внешнеэкономической деятельности в Самарской области.
В области действует Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Согласно Положению [1] о министерстве, его задачей является развитие внешнеэкономических связей (ВЭС) региона, а в предмет полномочий входит их координация. Кроме того, на территории Самарской области действует Представительство МИД России [2], основная функция которого – помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами и ведение информационно-справочной работы. В Самаре также действует Управление уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Поволжскому району [3], оказывающее поддержку предприятиям региона в осуществлении внешнеэкономических связей.
Именно от работы данных государственных органов власти зависит развитие ВЭС области. Охарактеризуем особенности внешнеэкономических связей Самарской области.
По данным Приволжского таможенного управления, внешнеторговый оборот в Самарской области в 2006 г. составил 4909,6 млн. долл. США (по сравнению с 2005 г. увеличился на 21,8%), в том числе экспорт - 3900,9 млн. долл. (+ 27,9%), импорт – 1008,7 млн. долл. (+ 2,9%) [4]. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 2892,2 млн. долл. (в 2005 г. - положительное, в размере 2017,3 млн. долл.).
Самарская область по экономическому потенциалу занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации. Секторы экономики региона представлены практически всеми ключевыми отраслями: добыча природных ресурсов, выработка электроэнергии, химия и нефтехимия, металлургия, машиностроение, легкая и пищевая промышленность и др.
Самарская область также является поставщиком сырьевых ресурсов, но топливно-энергетические товары составляют только порядка 60%. Остальные 40% представлены продукцией химической промышленности, машинами и оборудованием, металлами и изделиями из них, продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
В последние пять лет рост объемов экспорта товаров во многом обеспечивался за счет повышения цен, прежде всего, на нефть и нефтепродукты, а также на другую продукцию, производимую в области. Кроме того, увеличились и физические объемы поставок изделий из металлов, продовольственных товаров, минеральных продуктов, продукции химической промышленности.
Повышению стоимости самарского экспорта способствовала политика федеральных властей по обеспечению стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, расширению сотрудничества с международными организациями.
Развитие экспортного потенциала, повышение инвестиционной привлекательности региона сегодня особенно важно в ключе присоединения России к ВТО. Необходимо правильно оценить, готов ли регион к открытию национального рынка, насколько он конкурентоспособен. Поэтому сегодня нужно выработать стратегию развития внешнеэкономических связей, отчего будет зависеть будущее социально-экономическое положение региона.
Анализ экономического роста в региональном аспекте показывает, что усиливается «растягивание» по уровню развития, нарастают территориальные диспропорции. Экономическое поведение любого субъекта Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов всех форм собственности должно быть сфокусировано сегодня на повышении региональной конкурентоспособности путем сохранения и использования имеющихся, а также создания (формирования) и реализации новых конкурентных преимуществ.
Экономические последствия присоединения России к ВТО для регионов зависят от двух факторов: изменения объема импорта по определенным товарным группам и возможностей импортозамещения собственным производством.
Для оценки изменения объемов импорта по тем товарным группам, где предполагается существенное изменение тарифов, определяется зависимость между величиной тарифов и размерами импорта и объемами производства. Исходя из полученных коэффициентов и намечаемой величины тарифа, анализируются ожидаемые изменения объемов производства импортозамещающей продукции. При этом должны учитываться как потребности региона, так и возможности предприятий.
Самарская область в большей степени, чем другие регионы, ощущает давление со стороны иностранных производителей. Ярким примером может служить АвтоВАЗ. В этой связи очень важно по-новому посмотреть на имеющийся экономический и промышленный потенциал области и задуматься над тем, как сохранить свои лидирующие позиции. К сожалению, не все конкурентные преимущества долговечны.
Ряд предприятий, загружая любыми путями существующие мощности, улучшают свое финансовое положение, однако эта оптимизация носит кратковременный характер, поскольку предприятие таким образом борется не с проблемой, а с ее следствием. Значительная часть продукции, которую многие годы выпускали российские компании, сегодня не востребована на внешнем, да и на внутреннем рынках.
Инфраструктура многих предприятий избыточна, производительность труда в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах. С учетом этого, весьма позитивны начинания по стимулированию создания инновационных производств со стороны администрации области, но поскольку благодаря современным технологиям новые знания и умения довольно быстро распространяются среди конкурентов, нельзя стоять на месте.
Актуальность коррекции бизнеса высока для многих российских организаций, так как конкурентная среда не только интенсивно обновляется, но и ужесточается (стоимость энергоресурсов приближается к мировому уровню, а дешевизна рабочей силы в условиях острой нехватки квалифицированных рабочих заметно изживается).
Реструктуризация хозяйствующих субъектов становится одним из магистральных направлений их адаптации к меняющейся бизнес-среде. Сегодня со стороны администрации субъекта Федерации требуется активное содействие экспортно-ориентированным предприятиям области и разработка рациональной внешнеэкономической стратегии. При соблюдении этих условий регион будет способен сохранить свои лидерские позиции.
Источники:
2. http://www.old.adm.samara.ru/federal/mid_sam.asp
3. http://www.adm.samara.ru/content/4/119/665
4. http://www.samarastat.ru/
Страница обновлена: 22.09.2024 в 08:43:03