Совершенствование внутреннего контроля – фактор оптимизации управленческих решений хозяйствующего субъекта
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Важнейшей задачей любого предприятия является обеспечение собственной стабильности. Инструментом, способным не только выявить и предотвратить нарушения, но и оптимизировать производственный и управленческий процессы, является контроль. Одним из важнейших его видов является внутренний контроль, однако в экономической литературе он освещен достаточно слабо. Необходимым условием построения действенной системы контроля является правильное понимание его значения и сущности как экономической категории.
Ключевые слова: управление предприятием, внутренний контроль
Важнейшей задачей любого предприятия является обеспечение собственной стабильности. Инструментом, способным не только выявить и предотвратить нарушения, но и оптимизировать производственный и управленческий процессы, является контроль. Одним из важнейших его видов является внутренний контроль, однако в экономической литературе он освещен достаточно слабо. Необходимым условием построения действенной системы контроля является правильное понимание его значения и сущности как экономической категории.
Многообразие трактовок контроля в литературе свидетельствует о неоднозначности понимания его значения, роли, места и функций в системе финансов и системе управления. В большинстве определений подчеркивается самостоятельность и обособленность этого вида деятельности.
По мнению Е.Д. Просветкина, В.Д. Чекина и М.В. Васильевой, «…контроль представляет собой систему экономических и правовых отношений по наблюдению за производством и распределением общественного продукта, за мерой труда и мерой потребления» [5]. У Н.Т. Белухи «контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений» [1].
Возражение вызывает то, что в определениях, характеризующих контроль как системную деятельность, теряется его специфика как важнейшего вида управленческой деятельности. В ряде других дефиниций сфера контроля сужается до уровня, осуществляемого органами государственной власти и управления или специально созданными учреждениями.
Двойственную сущность и множественность форм контроля отражает следующее определение: контроль – практическая деятельность уполномоченных органов, структурных подразделений, должностных лиц по надзору за соблюдением действующего законодательства, оценке эффективности и обоснованности совершаемых и планируемых хозяйственных операций, правильности их документирования, отражения в учете и отчетности с целью выявления негативных факторов и тенденций, своевременного их устранения, принятия управленческих решений.
Действенность контроля зависит от его взаимодействия со всеми управленческими функциями, поэтому он должен быть развит по каждому аспекту деятельности: планирование и прогнозирование, производственный процесс, учет и отчетность. Залогом успешного функционирования системы контроля является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля. Причем предварительной и текущей формам должна быть отведена ведущая роль.
Поскольку контроль является и финансовой категорией, и видом управленческой деятельности, в основу построения системы контроля должны быть положены как присущие контролю, так и общие для всех систем управления принципы.
Так, принципы систематизирования информационных потоков, определения участников контрольной деятельности и регламентации взаимоотношений между ними реализуются посредством инвентаризации всех документируемых информационных потоков, определения сроков исполнения, участников обработки документов, степени их участия и ответственности на каждом этапе обработки.
В итоге по каждому документу определяются участники всех стадий его прохождения: инициаторы, ответственные исполнители, согласанты, а также очередность согласования документов в соответствии с должностными обязанностями сотрудников. Результатом является возможность осуществления в процессе согласования документов предварительного и оперативного контроля как на горизонтальном уровне управления – различными структурными подразделениями, так и по вертикали - посредством контроля на каждом последующем уровне власти.
С перечисленными тесно связаны следующие принципы:
- непрерывности, обусловленный тем, что, поскольку обмен информацией непрерывен, контроль также осуществляется непрерывно;
- единства, подразумевающий, что контроль носит системный характер, охватывает все виды деятельности и функции;
- участия, предусматривающий, что каждый участник системы принимает участие в контрольной деятельности посредством согласования документов.
Принцип эффективности подразумевает, что контроль не должен стоить больше, чем способен сэкономить. Реализация данного принципа тесно связана с реализацией всех перечисленных выше принципов посредством внутриструктурного распределения функций последующего контроля, осуществляемого специализированным структурным подразделением, и предварительного и оперативного контроля, осуществляемого множеством подразделений и должностных лиц, что сокращает расходы на обеспечение контроля, повышает его оперативность и эффективность.
Таким образом, все системообразующие принципы являются взаимозависимыми, дополняющими друг друга. Реализация этих принципов позволяет не только организовать контрольную деятельность, но и обеспечивает фундамент для совершенствования осуществляемых функций и оптимизации управленческого процесса.
Каждая система контроля уникальна, поскольку основана на присущих только ей целях, задачах, информационных потоках. Вместе с тем, каждый факт позитивного опыта должен быть доведен до деловой общественности. Опыт, накопленный в этой области Системой управления государственных заимствований г. Москвы (далее – Система) имеет практическую ценность.
Система представляет собой структуру, образованную из Комитета государственных заимствований г. Москвы как органа исполнительной власти субъекта РФ, СГУП «Мосфинагентство» как финансовой организации и ЗАО «Гарант-М» как профессионального участника рынка ценных бумаг.
Целью функционирования Системы является осуществление государственных заимствований, обслуживание и погашение долговых обязательств, управление долгом г. Москвы. Эта базовая цель предопределила и цель контрольной деятельности - обеспечение стабильности и бесперебойного функционирования Системы, и ее задачи – обеспечение эффективной реализации выполняемых Системой функций.
Успешное управление связано с реализацией функции внутреннего контроля, который является важнейшим средством определения и поддержания курса, ведущего к достижению основных целей организации, оптимизации управленческих решений. По-настоящему эффективным контроль становится тогда, когда он является неотъемлемой частью ежедневной деятельности структурных подразделений и организации в целом. Контроль должен охватывать все уровни управления, оптимально сочетать предварительный, текущий и последующий этапы, органично вписываться в систему менеджмента организации.
Источники:
2. Ирвин Д. Финансовый контроль: Пер. с англ./Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Климович М.В. Инвестиционно-заемные системы: базовые концепции формирования и управления. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1999.
4. Пахомов С.Б. Люди долга, профессиональное управление долгом регионов и муниципалитетов. – М.: Современная экономика и право, 2004.
5. Просветкин Е.Д., Чекин В.Д., Васильева М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ, 1989.
6. Тумасянц С. М. Организационно-экономические основы инвестиционно-заемной системы. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1999.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:48:39