Экологический туризм: проблемы развития в России
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Еще в 1985 году в древнем русском городе Суздале состоялось международное совещание, темой которого была проблема экологического подхода к проектированию городов. Было отмечено, что мегаполисы продолжают неуправляемо расти. С околоземных орбит они уже видятся не разбросанными в ночи отдельными созвездиями, а срастающимися космическими туманностями. Эта проблема остается актуальной уже на протяжении десятков лет, порождая все новые вопросы и задачи в области охраны окружающей среды, защиты природы и сохранения здоровой экологии.
Ключевые слова: экология, туризм, защита окружающей среды, экологический туризм
Еще в 1985 году в древнем русском городе Суздале состоялось международное совещание, темой которого была проблема экологического подхода к проектированию городов. Было отмечено, что мегаполисы продолжают неуправляемо расти. С околоземных орбит они уже видятся не разбросанными в ночи отдельными созвездиями, а срастающимися космическими туманностями. Эта проблема остается актуальной уже на протяжении десятков лет, порождая все новые вопросы и задачи в области охраны окружающей среды, защиты природы и сохранения здоровой экологии.
Международный туризм, развитие которого идет семимильными шагами, как одна из преуспевающих отраслей, имеет прямое отношение к этому вопросу. Россия является активным членом мирового сообщества и, находясь на стадии формирования рыночной экономики, уделяет большое внимание развитию тех отраслей народного хозяйства, которые приносят большую прибыль стране, и туризм здесь не исключение.
Одним из наиболее приоритетных направлений современного международного туризма является экологический туризм. Это не случайно, поскольку основная причина дальнейшего развития сферы гостеприимства коренится в неотрегулированности отношений в системе «туризм – экология». Отсюда, очевидно, и происхождение понятий «мягкий туризм», или «зеленый туризм». Именно ориентацией на экологическую составляющую в целях привлечения туристов можно объяснить повышенное внимание в последние годы к посещению мест с незагрязненной природой.
На появление экологического туризма оказали значительное влияние процессы индустриализации и урбанизации. Несомненно, что индустриализация усиливает экономическую мощь страны, создает материальные предпосылки для ее дальнейшего развития. Но вместе с тем, она суживает жизненное пространство людей, ограничивая их подвижность, подчиняет их «железному молоху», навязывая человеку диктуемый им ритм и темп жизни.
Процесс урбанизации необратим, и ставить его под сомнение – все равно, что бороться с ветряными мельницами. По прогнозу Организации объединенных наций, в промышленно развитых странах доля городского населения к 2025 году превысит 90%, а сто крупнейших городов планеты будут насчитывать более 5 млрд. человек. Этим объясняется растущий интерес к экологическому туризму.
Многочисленные социологические исследования показывают, что среди ведущих мотивов путешествий на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с природой. Так, в одном из опросов туристы, предпочитающие освежающий отдых в горах, отвечали, что хотят дышать свежим воздухом, видеть чистые ручьи, спокойные горы и лужайки, на которых пасутся коровы, а не располагаются супермаркеты.
Экологический туризм ‑ это такой вид туризма, который выражается в активном времяпрепровождении человека в природной среде не только с использованием ее рекреационных, познавательных и иных возможностей, но и с учетом их сохранения и приумножения, как на сознательном, так и на практическом уровне.
Основная идея экологического туризма – это, прежде всего, забота об окружающей природной среде, которую используют в туристских целях. Именно такое использование богатств природы в сочетании с воспитанием любви к ней, утверждением важности ее защиты и является отличительной чертой экологического туризма. Идея получает конкретное воплощение в том, что экологический туризм призван:
‑ постоянно, систематически и целенаправленно культивировать критерий равновесия окружающей нас природной среды;
‑ гармонизировать отношения между экологией, обществом и экономикой;
‑ ориентировать турорганизации на сохранение и приумножение потребительной стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение связанных с этим задач;
‑ подчинять кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколений, а также для дальнейшего развития туризма;
‑ формировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и ее будущее, утверждая в их сознании принадлежность к ней в качестве ее органической части.
Российская действительность к началу двадцать первого века также предоставляет достаточное количество убедительных фактов, свидетельствующих о том, что экологический туризм начинает привлекать интерес и обретает почву под ногами в нашей стране.
Развитие экологического туризма в России, при наличии мощной экологической туристской базы, сдерживается, в основном, экономическими и организационными причинами. К числу экономических причин относятся:
‑ отсутствие необходимого первоначального капитала для финансирования работ по созданию экологических центров, которые приступили бы к проработке всего комплекса вопросов, относящихся к формированию целевых программ экологических путешествий;
‑ незначительность инвестиций в инфраструктуру экологического туризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов;
‑ отсутствие средств на проведение рекламной кампании в целях привлечения внимания потенциальных туристов к посещению хотя бы тех территорий, которые располагают какой-либо инфраструктурой для приема, размещения и обслуживания гостей.
К организационным причинам можно отнести:
‑ ограниченность туристических маршрутов в местах экологического туризма и их слабая обустроенность;
‑ отсутствие специализированных турорганизаций в сфере экологического туризма;
‑ бюрократические запреты и ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;
‑ скромный набор рекреационных услуг для туристов;
‑ отсутствие рекламы экотуризма;
‑ ограниченное число квалифицированных специалистов в области экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров;
‑ отсутствие необходимой законодательной базы экотуризма.
К этому следует добавить и фактор психологической неподготовленности к участию в организации и проведении экотуров как администрации особо охраняемых природных территорий, так и проживающего на этих территориях местного населения. В этом направлении предстоит проделать большую работу. Ее результатом стало бы признание экологического туризма в качестве полноправного участника природоохранной деятельности, возложенной законом на особо охраняемые природные территории, что, собственно, он и предполагает, но в достаточно корректной форме.
В России использование потенциала туризма как фактора развития отдельных районов происходит в рамках принятия целевых комплексных программ. Практически все области, имеющие перспективные туристические ресурсы, разрабатывают подобные проекты. В рамках программ развития выделяются перспективные виды туризма, а также определяется перечень конкретных мероприятий для их реализации.
В территориальной структуре хозяйства страны можно найти много таких мест, для которых туристическая деятельность послужит дополнительным толчком к развитию, и правительству страны стоит об этом позаботиться. Через ограничение загрязняющих природу отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, формирование совокупной прибыли регионов туризм выступает аккумулятором экономической политики государства. Нет сомнений в том, что именно экологический туризм, экологические ограничения производства сформируют экономику будущего как в России, так и за рубежом.
Источники:
2. Klancnik R. International Tourism up by 5,5% to 808 million Arrivals in 2005 // News Releases, WTO Press and Communications Department. Madrid. 24 January 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:43