Экономические механизмы стимулирования развития производственных инвестиций банков

Карпова С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карпова С.Б. Экономические механизмы стимулирования развития производственных инвестиций банков // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 83-87.

Аннотация:
Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковскую систему, ее реструктурирование с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. В отечественной практике, по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков.

Ключевые слова: банковская система, инвестиции, банковское кредитование, производственные инвестиции



Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковскую систему, ее реструктурирование с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. В отечественной практике, по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков.

При несформированности экономических условий, позволяющих привлечь к участию в инвестиционном процессе основную массу банков, лишь некоторые из них осуществляют производственные инвестиции. Однако их совокупные объемы не сопоставимы не только с потребностями экономики, но и с наличным инвестиционным потенциалом банковской системы.

Реализации мер по стимулированию долгосрочного кредитования расширенного воспроизводства основных производственных фондов должна предшествовать разработка целостной концепции инвестиционного процесса с целью использования громадных внутренних ресурсов национальной экономики.

В связи с этим важно усовершенствовать систему льгот по налогообложению реинвестируемой прибыли и обеспечить ее целевое использование. Одновременно с освобождением реинвестируемой прибыли от налогов целесообразно использовать метод резервирования этих средств на специальных счетах банков, обеспечивая предприятиям возможность накапливать средства на инвестиционные цели, а банкам – вовлекать дополнительные ресурсы для кредитования инвестиций.

В соответствии с предлагаемой схемой банки будут кредитовать предприятия в рамках конкретных инвестиционных программ на протяжении всего периода их осуществления по мере накопления средств. Одновременно они смогут осуществлять контроль за целевым использованием средств с этих счетов. Такой порядок достаточно привлекателен для банков. Ввиду того, что предприятия не могут финансировать проект за счет реинвестируемой прибыли, полученной по итогам одного года, они будут вынуждены накапливать ее в течение ряда лет. Таким образом, до начала осуществления проекта эти средства будут находиться в обороте банков, обеспечивая им дополнительный доход и расширяя их инвестиционные возможности.

Если банки уже осуществляют долгосрочное кредитование, то им целесообразно дать право выбора одного из вариантов предоставления льгот:

1) дифференциацию экономических нормативов в зависимости от доли их инвестиций в реальный сектор экономики;

2) льготное налогообложение.

Дифференциацию нормативов в зависимости от доли инвестиций в реальный сектор экономики целесообразно производить путем снижения пропорционально размерам авансированных средств резервных требований. В настоящее время экономические нормативы деятельности банков и доля их инвестиций в реальный сектор не увязаны между собой. Между тем, в интересах экономики следовало установить механизм, который, дифференцируя величину нормативов в зависимости от направления использования активов банка, стимулировал бы использование средств для производственного инвестирования.

Льготное налогообложение можно осуществлять уменьшением налогооблагаемой прибыли на ту ее часть, которая получена в результате долгосрочного кредитного инвестирования в реальный сектор экономики, либо взиманием налогов с подобных доходов по пониженным ставкам. Оптимальный подход к решению данной проблемы предполагает, с одной стороны, невысокие потери для бюджета, с другой стороны - стимулирование банков к направлению ресурсов в производственный сектор по доступным процентным ставкам.

В зависимости от степени приоритетности отраслей, кредитуемых банками на долгосрочной основе, диапазон варьирования размеров предоставляемых льгот может быть достаточно широким, но должен устанавливаться до начала осуществления проекта и не меняться в процессе его реализации. В том случае, если банк свыше 50% своих активов направляет на долгосрочные кредиты и подобная деятельность является для него преобладающей, вся его прибыль на средний период их обращения может полностью освобождаться от налогов.

Большое значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.

Инвестиционная поддержка отраслей и предприятий из бюджета пока практически не стимулирует долгосрочную кредитную деятельность банков. Изменению сложившейся ситуации могло бы способствовать упорядочение системы долевого финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств и средств независимых инвесторов, включая банки.

Не менее важное условие в банковской практике кредитования предприятий реального сектора – залоговое обеспечение. В российских условиях залоги и иные формы обеспечения не дают банкам гарантий полного возврата средств при неудаче инвестиционных проектов заемщиков. Даже выигранный арбитражный процесс не означает возврата долга. Это связано с проблемой отсутствия системы защиты прав кредиторов: банки по-прежнему одни из последних в очереди на удовлетворение требований.

Возможности повышения инвестиционной активности коммерческих банков во многом обусловлены состоянием их ресурсной базы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков (в I полугодии 2006 г. средства населения в банках выросли на 13,6% до 3200,3 млрд. рублей [1]) и внедрение системы, обеспечивающей предоставление гарантий от возможных рисков, остается нерешенной проблема «фактического отсутствия срочности срочных вкладов».

Не решаясь подвергать собственную надежность испытанию непрогнозируемыми рисками, банки вынуждены считать все вклады физических лиц вкладами до востребования, суммами которых не могут пополняться кредитные ресурсы. Это заставляет их размещать привлеченные от граждан средства в наиболее ликвидной форме и, значит, в наименее доходных активах, что не позволяет выплачивать вкладчикам проценты, достаточные для защиты сбережений от инфляционного обесценения. В результате несут материальные потери сами граждане и реальная экономика.

Таким образом, для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и банков требуется решение большого количества проблем, среди которых следует выделить:

‑ поиск новых форм взаимодействия между коммерческими банками и предприятиями;

‑ решение вопросов платежной дисциплины;

‑ предоставление определенных льгот коммерческим банкам, инвестирующим средства в реальный сектор экономики.

Решение поставленных проблем будет способствовать нормализации финансового положения предприятий, развитию их инвестиционной деятельности и росту общественного производства.

[1] Вкладчик поверил банкам.//Российская бизнес-газета. 26.09.2006.


Источники:

1. Гусева К.Н. Долгосрочное кредитование как метод интеграции банковского и промышленного капиталов.//Деньги и кредит. - 2000. - № 7. - С. 21-22.
2. Игонина Л.Л. Новые тенденции в финансировании инвестиционной активности.//Финансы. - 2001. - № 9. - С. 64-65.
3. Черепанов А. Правовая провокация.//Ведомости. - 30.11.2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:39:27