Оптимизация показателей конкурентоспособности образовательных услуг вуза
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования является не следствием, а причиной экономических успехов страны. То есть образование и экономика – две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает образование. При этом каждая из них - мощный фактор, влияющий на развитие общества.
Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные услуги, образование, уровень образования, система образования
Базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования является не следствием, а причиной экономических успехов страны. То есть образование и экономика – две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает образование. При этом каждая из них ‑ мощный фактор, влияющий на развитие общества.
Применительно к высшему учебному заведению конкурентоспособность, на наш взгляд, означает способность вуза оказывать такие образовательные услуги, которые, в первую очередь, отвечают требованиям заказчика. Свойство вуза быть конкурентоспособным определяется двумя условиями: во-первых, качеством образовательных услуг, во-вторых, производственной эффективностью оказания этих услуг. Причем, при одинаковом качестве услуг конкурентоспособность выше у того вуза, где оно достигается и поддерживается с меньшими затратами.
Поскольку важны все составляющие качества высшего образования, они должны рассматриваться вместе. Однако, говоря о качестве предоставляемых услуг, чаще всего имеют в виду лишь результаты работы вуза. Все остальное рассматривается как необходимое условие для достижения этих результатов.
При этом в зависимости от конечного потребителя результатом можно считать предоставляемые образовательные услуги, получаемые:
а) отдельными гражданами (личностями), самостоятельно избравшими вуз;
б) специалистами, если потребителем является работодатель, государство или общество. Все перечисленные стороны заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные.
Таким образом, качество оказываемых образовательных услуг конкретным вузом, а значит и его конкурентоспособность, характеризуется степенью удовлетворенности потребителя по сравнению с тем, что могут предложить аналогичные образовательные учреждения. Если эффективность проявляется в процессе функционирования образовательного учреждения, то конкурентоспособность – это характеристика самого вуза, а качество – характеристика результата его деятельности.
Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг тесно взаимосвязаны. Они порождают причинно-следственные связи объектов (внутренняя цепь) и их характеристик (внешняя цепь) [1].
Качество, основанное на соответствии стандартам, для вуза является «внешним». Стандарты – не что иное, как нормативные документы с задаваемыми характеристиками качества.
Требования к выпускникам вузов и критерии их оценки содержатся в государственных образовательных стандартах (ГОС). Кроме того, каждое учебное заведение, основываясь на ГОС, в рамках своих академических свобод самостоятельно формирует критерии, оценочные средства и создает методику оценки по дисциплинам и по государственной итоговой аттестации.
Вуз обязан следовать ГОС, но для него недостаточно системы качества, основанной только на стандартах. Качества образования должно быть сформулировано и измерено вузом самостоятельно с учетом своего положения на региональном, российском и международном рынках. Совершенно очевидно, что внешняя и внутренняя системы оценки качества взаимосвязаны.
Число показателей, используемых при планировании и оценке деятельности вуза на различных уровнях его иерархии, очень велико. Для упрощения процесса восприятия и оценивания их надо соответствующим образом систематизировать. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных направлениях деятельности вуза были органически увязаны между собой в единую комплексную систему. Другими словами, каждый отдельный выбранный показатель эффективности должен представлять собой звено в цепи причинно-следственных связей, нацеленных на реализацию стратегической цели вуза [1].
Система сбалансированных показателей вуза определяет степень достижения его целей с позиций основных показателей, влияющих на формирование конкурентоспособности образовательного учреждения, которые определяют его миссию и стратегию и включают в себя показатели, характеризующие:
‑ финансы и экономику;
‑ потребителей и рынок;
‑ образовательный процесс;
‑ развитие потенциала вуза.
Рассмотрим каждую из четырех выделенных групп показателей.
1. Финансы и экономика.
Эта группа содержит индикаторы, отражающие процесс формирования экономической устойчивости вуза, поскольку они оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии вуза.
2. Потребители и рынок.
Комплекс показателей этой группы является отражением стратегии, ориентированной на целевой сегмент рынка.
3. Образовательный процесс.
Приоритетные показатели данной группы описывают качественный уровень образовательной деятельности вуза и условия, его обеспечивающие. Результаты деятельности этого процесса являются одним из основных параметров укрепления конкурентных преимуществ, что в свою очередь отражается на имидже образовательного учреждения и его финансовой устойчивости.
4. Показатели потенциала и развития.
Определяют инфраструктуру, которую вуз должен построить для обеспечения его постоянного долгосрочного роста, что непосредственно связано с повышением качества человеческого капитала.
Агрегирование показателей эффективности осуществляется в соответствии с их направленностью на решение задач определенной стратегической, тактической и оперативной цели вуза. Таким образом, в процессе формирования системы показателей по предлагаемой методике миссия и цели вуза преобразуются в систему задач и критериев достижения этих целей, с позиций ключевых показателей конкурентоспособности на всех уровнях управления.
Структура системы показателей имеет четыре базовых уровня агрегирования, соответствующих четырем выделенным уровням управления. Механизм преобразования частных показателей в комплексные агрегаты обеспечивает выполнение принципа управляемости. При разработке вузом собственной системы показателей число базовых уровней агрегирования может быть изменено в зависимости от особенностей вуза.
Таким образом, основная идея состоит в замене множества слабо систематизированных многопараметрических моделей оценки на четырехуровневую модель, которая до известной степени способна гармонизировать существующую систему критериев, показателей и характеристик и содействовать усилению направленности оценочной деятельности на обеспечение и улучшение качества.
Представленные группы образуют систему сбалансированных показателей с четко определенными связями, позволяющие оценить результаты деятельности и выявить резервы повышения эффективности и конкурентоспособности вуза по основным четырем направлениям.
Разработка данной системы в первую очередь позволяет решить задачу стратегического планирования и последующего мониторинга достижения стратегических целей вуза. С ее помощью можно не только проводить комплексную оценку деятельности вуза, основанную на постоянном контроле наиболее существенных ее аспектов, но и определять важнейшие факторы эффективности, концентрируя усилия всех подразделений на достижении успеха по выбранным направлениям. Кроме того, система обеспечивает доступ к детальным отчетам по любому аспекту деятельности в режиме реального времени, позволяет повысить обоснованность и оперативность принятия управленческих решений и, прежде всего, в области управления качеством образовательных услуг.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:10