Оптимизация показателей конкурентоспособности образовательных услуг вуза

Саяпина Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования является не следствием, а причиной экономических успехов страны. То есть образование и экономика – две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает образование. При этом каждая из них - мощный фактор, влияющий на развитие общества.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные услуги, образование, уровень образования, система образования



Базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования является не следствием, а причиной экономических успехов страны. То есть образование и экономика – две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает образование. При этом каждая из них ‑ мощный фактор, влияющий на развитие общества.

Применительно к высшему учебному заведению конкурентоспособность, на наш взгляд, означает способность вуза оказывать такие образовательные услуги, которые, в первую очередь, отвечают требованиям заказчика. Свойство вуза быть конкурентоспособным определяется двумя условиями: во-первых, качеством образовательных услуг, во-вторых, производственной эффективностью оказания этих услуг. Причем, при одинаковом качестве услуг конкурентоспособность выше у того вуза, где оно достигается и поддерживается с меньшими затратами.

Поскольку важны все составляющие качества высшего образования, они должны рассматриваться вместе. Однако, говоря о качестве предоставляемых услуг, чаще всего имеют в виду лишь результаты работы вуза. Все остальное рассматривается как необходимое условие для достижения этих результатов.

При этом в зависимости от конечного потребителя результатом можно считать предоставляемые образовательные услуги, получаемые:

а) отдельными гражданами (личностями), самостоятельно избравшими вуз;

б) специалистами, если потребителем является работодатель, государство или общество. Все перечисленные стороны заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные.

Таким образом, качество оказываемых образовательных услуг конкретным вузом, а значит и его конкурентоспособность, характеризуется степенью удовлетворенности потребителя по сравнению с тем, что могут предложить аналогичные образовательные учреждения. Если эффективность проявляется в процессе функционирования образовательного учреждения, то конкурентоспособность – это характеристика самого вуза, а качество – характеристика результата его деятельности.

Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг тесно взаимосвязаны. Они порождают причинно-следственные связи объектов (внутренняя цепь) и их характеристик (внешняя цепь) [1].

Качество, основанное на соответствии стандартам, для вуза является «внешним». Стандарты – не что иное, как нормативные документы с задаваемыми характеристиками качества.

Требования к выпускникам вузов и критерии их оценки содержатся в государственных образовательных стандартах (ГОС). Кроме того, каждое учебное заведение, основываясь на ГОС, в рамках своих академических свобод самостоятельно формирует критерии, оценочные средства и создает методику оценки по дисциплинам и по государственной итоговой аттестации.

Вуз обязан следовать ГОС, но для него недостаточно системы качества, основанной только на стандартах. Качества образования должно быть сформулировано и измерено вузом самостоятельно с учетом своего положения на региональном, российском и международном рынках. Совершенно очевидно, что внешняя и внутренняя системы оценки качества взаимосвязаны.

Число показателей, используемых при планировании и оценке деятельности вуза на различных уровнях его иерархии, очень велико. Для упрощения процесса восприятия и оценивания их надо соответствующим образом систематизировать. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных направлениях деятельности вуза были органически увязаны между собой в единую комплексную систему. Другими словами, каждый отдельный выбранный показатель эффективности должен представлять собой звено в цепи причинно-следственных связей, нацеленных на реализацию стратегической цели вуза [1].

Система сбалансированных показателей вуза определяет степень достижения его целей с позиций основных показателей, влияющих на формирование конкурентоспособности образовательного учреждения, которые определяют его миссию и стратегию и включают в себя показатели, характеризующие:

‑ финансы и экономику;

‑ потребителей и рынок;

‑ образовательный процесс;

‑ развитие потенциала вуза.

Рассмотрим каждую из четырех выделенных групп показателей.

1. Финансы и экономика.

Эта группа содержит индикаторы, отражающие процесс формирования экономической устойчивости вуза, поскольку они оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии вуза.

2. Потребители и рынок.

Комплекс показателей этой группы является отражением стратегии, ориентированной на целевой сегмент рынка.

3. Образовательный процесс.

Приоритетные показатели данной группы описывают качественный уровень образовательной деятельности вуза и условия, его обеспечивающие. Результаты деятельности этого процесса являются одним из основных параметров укрепления конкурентных преимуществ, что в свою очередь отражается на имидже образовательного учреждения и его финансовой устойчивости.

4. Показатели потенциала и развития.

Определяют инфраструктуру, которую вуз должен построить для обеспечения его постоянного долгосрочного роста, что непосредственно связано с повышением качества человеческого капитала.

Агрегирование показателей эффективности осуществляется в соответствии с их направленностью на решение задач определенной стратегической, тактической и оперативной цели вуза. Таким образом, в процессе формирования системы показателей по предлагаемой методике миссия и цели вуза преобразуются в систему задач и критериев достижения этих целей, с позиций ключевых показателей конкурентоспособности на всех уровнях управления.

Структура системы показателей имеет четыре базовых уровня агрегирования, соответствующих четырем выделенным уровням управления. Механизм преобразования частных показателей в комплексные агрегаты обеспечивает выполнение принципа управляемости. При разработке вузом собственной системы показателей число базовых уровней агрегирования может быть изменено в зависимости от особенностей вуза.

Таким образом, основная идея состоит в замене множества слабо систематизированных многопараметрических моделей оценки на четырехуровневую модель, которая до известной степени способна гармонизировать существующую систему критериев, показателей и характеристик и содействовать усилению направленности оценочной деятельности на обеспечение и улучшение качества.

Представленные группы образуют систему сбалансированных показателей с четко определенными связями, позволяющие оценить результаты деятельности и выявить резервы повышения эффективности и конкурентоспособности вуза по основным четырем направлениям.

Разработка данной системы в первую очередь позволяет решить задачу стратегического планирования и последующего мониторинга достижения стратегических целей вуза. С ее помощью можно не только проводить комплексную оценку деятельности вуза, основанную на постоянном контроле наиболее существенных ее аспектов, но и определять важнейшие факторы эффективности, концентрируя усилия всех подразделений на достижении успеха по выбранным направлениям. Кроме того, система обеспечивает доступ к детальным отчетам по любому аспекту деятельности в режиме реального времени, позволяет повысить обоснованность и оперативность принятия управленческих решений и, прежде всего, в области управления качеством образовательных услуг.


Источники:

1. Управление современным университетом: Колл. монография / Под общ. ред. проф. Г.И. Лазарева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 324 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:10