Информационные технологии бизнес-структур

Макеев Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Макеев Д.В. Информационные технологии бизнес-структур // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 146-149.

Аннотация:
Предприниматель не может эффективно работать на рынке без статистической информации об общей социально-экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и в зарубежных странах. Это касается тенденций развития и экономики, и потребительских предпочтений, и специальной информации о перспективах развития науки и техники, и правовых условий хозяйственной деятельности и т.д.

Ключевые слова: предпринимательство, информационные технологии, информация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Предприниматель не может эффективно работать на рынке без статистической информации об общей социально-экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и в зарубежных странах. Это касается тенденций развития и экономики, и потребительских предпочтений, и специальной информации о перспективах развития науки и техники, и правовых условий хозяйственной деятельности и т.д.

Возникновение «дикого» товарного рынка в конце 80-х ‑ начале 90-х годов, «бартеризация экономики», появление множества экономических агентов без деловой истории, стоящей за ними, привели к тому, что решающим стал сектор коммерческой информации.

1987 год принято считать началом формирования российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы.

С 1987 по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникали новые потребности в результате активизации предпринимательской деятельности, были относительно высокий платежный спрос и дешевое информационное «сырье», созданное в рамках государственных структур, происходило насыщение компьютерной и оргтехникой). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность (например, недвижимость), которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами.

Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных продуктов, «вымыванию» дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.

Как и в других сферах деятельности, шел процесс накопления первоначального капитала, который характеризовался в данной сфере тем, что потребителю предлагался информационный продукт, достоверность и полнота сведений в котором часто не соответствовали запрашиваемой цене.

Превращение России в страну, где в начале 90-х годов число бирж превышало не только все разумные пределы, но и чуть ли не общее их количество в мире, подтолкнуло формирование рынка биржевой информации и развитие систем электронных сделок с товарами и ценными бумагами. Период процветания товарных и фондовых бирж был недолгим, однако, потребность в биржевой информации была осознана, и данный сектор превратился и в последующие годы продолжал быть одним из наиболее динамично развивающихся секторов российского информационного рынка.

Вплоть до середины 1992 выпуск и распространение коммерческой информации в виде баз данных на дискетах и печатных справочниках были высокоприбыльными. В этот период наблюдался скачкообразный рост числа компаний и фирм, работающих в этой области. Однако, в связи со значительным снижением рентабельности информационных проектов к середине 1994 множество известных фирм прекратили свою деятельность. В числе таких фирм можно назвать «Лигу», выпускавшую целый набор баз данных, пользующихся популярностью у клиентов. С рынка ушли компании и фирмы, которые не смогли наладить собственную систему сбора и обновления коммерческой информации, набрать необходимую критическую массу потребителей и наладить устойчивые каналы сбыта.

С другой стороны, отсутствие и неразвитость правовых институтов для развития бизнеса в России и постоянно меняющееся хозяйственное, налоговое и таможенное законодательство дало в это время толчок развитию сектора правовой информации. Понятно, что для развития таких институтов и формирования устойчивой системы деловых правил, норм и обычаев потребуются годы, поэтому будущее данного сектора информационного рынка, по крайней мере, на ближайшие годы ‑ безоблачно.

В период с 1997 г. по настоящее время не произошло улучшения макроэкономических условий для развития информационного бизнеса. Стагнация экономики в целом продолжается. Финансовый кризис продолжает сказываться на платежеспособности большинства средних и малых предприятий. Массовый потребитель в лице предприятий и сегодня часто не способен заплатить за нужный информационный продукт. Более того, у него, как правило, отсутствует мотивация для покупки информации.

В этих условиях информационная потребность предприятия ограничивается сведениями о возможностях сбыта продукции, не затрагивая информационное обеспечение процессов развития производства и технологий.

Лишь в отдельных секторах информационный рынок способен саморазвиваться за счет платежеспособных потребителей. Не случайно, например, зарубежные производители активно поддерживают рынок финансовой информации. Успешными, как правило, оказываются информационные проекты, связанные с рекламой (например, газеты «Экстра-М», «Центр-Плюс», бюллетень «Мобиле», различные справочные издания типа «Адрес Москва» фирмы «Евро-Адрес» или «Навигатор» фирмы «Телемедиа»).

Информационно-рекламные проекты могут конкурировать между собой, предлагая для потребителя все более удобные формы обслуживания. Например, фирма «Датум Экспресс», по сути, развила лучшие черты проекта «Мобиле» и продвинулась дальше нее, обеспечив помимо печатного издания «Прайс Лайн», в котором заинтересованы рекламодатели, сетевую базу данных ценовой информации для широкой аудитории Интернет (www.datum.ru).

Важнейшая проблема российского информационного рынка ‑ правовая легитимность передачи государственных информационных ресурсов в отрытый доступ. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие структуры, бесплатно пользующиеся централизованно собранными ресурсами и по достаточно высокой цене распространяющие соответствующие продукты. Московская регистрационная палата, не имея технической возможности самостоятельно поддерживать регистр предприятий, также передала эти функции коммерческой структуре, которая бесплатно обслуживает только бюджетные организации.

Поддерживаемый таким образом монополизм препятствует развитию свободной конкуренции в информационной сфере, приводит к тому, что потребители либо продолжают покупать многотиражные (часто оказывающиеся недостоверными) информационные продукты на «черном» рынке, либо оплачивают дорогостоящие услуги элитных структур.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 20:07:02