Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время спор о том, является ли менеджмент (как управление социально-экономическими объектами) наукой или нет, завершен. Теория менеджмента – это аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки. Теория менеджмента характеризуется как практически направленная, междисциплинарная отрасль знания, развиваемая в международном масштабе.
Ключевые слова: менеджмент, концепции менеджмента, теория менеджмента
В настоящее время спор о том, является ли менеджмент (как управление социально-экономическими объектами) наукой или нет, завершен. Теория менеджмента – это аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки. [1] Теория менеджмента характеризуется как практически направленная, междисциплинарная отрасль знания, развиваемая в международном масштабе.
Интенсивные академические исследования теории менеджмента начались только после второй мировой войны. В ее развитии участвовали психологи, социологи, антропологи, математики (прежде всего специалисты в области исследования операций или "науки управления"). Кроме того, на развитие теории менеджмента оказывает влияние философия, экономические, политические и технические науки, история, право, инфо-коммуникационные технологии и т. д.
С начала 60-х годов ХХ века общепринятым стал считаться факт, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Стал развиваться ситуационный подход к менеджменту. С начала 80-х годов ведущее положение занял интегральный подход к менеджменту. Все большую популярность приобретает мнение, что имеющаяся в настоящее время дифференциация видов менеджмента требует подготовки специалистов нового качества - интегральных менеджеров, чья обязанность состоит в обеспечении согласованности реализации отдельных направлений менеджмента.
Менеджмент приобретает интернациональный характер в связи с глобализацией экономики и развитием транснациональных компаний, что определяет универсализацию теории менеджмента. В то же время развивается взгляд о национально-культурных особенностях менеджмента, подтверждаемый очевидным фактом трудности использования управленческих парадигм одних стран в деятельности компаний других стран. Наличие этих двух концепций (универсального и разнопланового (национального)) менеджмента – черта сегодняшнего состояния развития теории менеджмента. Практика показывает, что необходима творческая адаптация опыта менеджмента других стран к отечественным условиям.
В настоящее время имеются следующие концепции содержания менеджмента:
‑ функциональная – с акцентом на процедуре и организационной структуре менеджмента;
‑ бихевиористическая, рассматривающая менеджмент как процесс взаимодействия людей;
‑ с позиции принятия решений как главного содержания менеджмента;
‑ концепция менеджмента, как процесса обмена информацией;
‑ концепция менеджмента с позиции исследования операций («науки управления») – менеджмент, как система математических формул и моделей.
Все концепции имеют свои преимущества и недостатки, рассматривая лишь отдельные стороны процесса управления. Все же, можно сказать, что функциональная концепция является классической базой развития современной теории менеджмента.
В дополнение к концепциям имеются различные подходы к реализации решений менеджмента:
‑ универсальный – предполагающий возможность наличия единственного и наилучшего способа решения конкретной проблемы;
‑ ситуационный – утверждающий, что вследствие уникальности ситуаций менеджеры во многом должны опираться на свою интуицию и минимально использовать разработанные инструкции;
‑ контингентный – предполагающий, что имеется возможность выявления принципов и методов управления, связанных с систематизированными условиями их применения;
‑ процессный, ориентированный на управление процессом, нацеленным на удовлетворение клиента компании,
‑ интегрированный, предполагающий целесообразность и необходимость объединения действий различных функционалов в единое целое.
Интегрированный и процессный подходы к менеджменту занимают в настоящее время ведущее положение, а формирование понятия «интегрированный менеджмент» снимает противоречие между иными выше упомянутыми концепциями и подходами.
На сегодняшний день содержание понятия «менеджмент» стандартизировано ГОСТ Р ИСО 9000–2001. В соответствии с ним менеджмент – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией; система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Следует согласиться с тем, что менеджмент в широком смысле слова как науку можно определить как непрерывный процесс целенаправленной и осознанной деятельности человека по реорганизации природы и общества для поиска наиболее устойчивых форм их взаимодействия. [2] Абсолютно верным, как представляется, является замечание о том, что важнейшей компонентой управления любым родом деятельности является методология. [3] Методологический подход к менеджменту как теории и практике управления позволяет вскрыть логику развития и реализации процессов управления организацией. Действительно, в методологии выделяется несколько уровней: [4]
‑ философский, на котором формируются общие принципы восприятия действительности;
‑ общенаучный, на котором формируется и разрабатывается теория;
‑ конкретной научной методологии, на котором обеспечивается разработка правил и условий проведения научного эксперимента, формируются требования к получаемым результатам;
‑ методических и технических исследований, на котором проводится регламентация научной деятельности четко выраженными нормативными характеристиками.
Все четыре уровня методологии могут использоваться при формировании теории и практики менеджмента. Наиболее актуальными остаются три последних уровня, определяющих прогресс теории и практики менеджмента как науки управления.
Таким образом, руководители, в соответствии с названными выше подходами, должны опираться на три составляющие своего знания: [5]
‑ теоретическую, описывающую сущностные характеристики;
‑ идентифицирующую, описывающую специфические характеристики объекта;
‑ ситуационную, описывающую характеристики, специфические для данного периода времени.
Зная арсенал концепций, парадигм и подходов к менеджменту, легче сориентироваться в разнообразии возможностей управления, которые предлагает менеджмент.
[1] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №5.
[2] Пудич В. С. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня . – 2003. - №2.
[3] Герасимов Б. Н. Методология развития функциональной структуры организаций на основе реинжиниринга.: Диссертация на соискание степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05. – Самара, 2000. – 286 с. – С. 37.
[4] Чудновская С. И. Интеграция и квантирование процессов менеджмента: Диссертация на соискание степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05. – М., 1999. – 447 с. – С. 133-135.
[5] Яхонтова Е. С. Эффективные технологии управления персоналом. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:28:05