Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента

Стерлигова А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стерлигова А.Н. Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 155-158.

Аннотация:
В настоящее время спор о том, является ли менеджмент (как управление социально-экономическими объектами) наукой или нет, завершен. Теория менеджмента – это аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки. Теория менеджмента характеризуется как практически направленная, междисциплинарная отрасль знания, развиваемая в международном масштабе.

Ключевые слова: менеджмент, концепции менеджмента, теория менеджмента



В настоящее время спор о том, является ли менеджмент (как управление социально-экономическими объектами) наукой или нет, завершен. Теория менеджмента – это аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки. [1] Теория менеджмента характеризуется как практически направленная, междисциплинарная отрасль знания, развиваемая в международном масштабе.

Интенсивные академические исследования теории менеджмента начались только после второй мировой войны. В ее развитии участвовали психологи, социологи, антропологи, математики (прежде всего специалисты в области исследования операций или "науки управления"). Кроме того, на развитие теории менеджмента оказывает влияние философия, экономические, политические и технические науки, история, право, инфо-коммуникационные технологии и т. д.

С начала 60-х годов ХХ века общепринятым стал считаться факт, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Стал развиваться ситуационный подход к менеджменту. С начала 80-х годов ведущее положение занял интегральный подход к менеджменту. Все большую популярность приобретает мнение, что имеющаяся в настоящее время дифференциация видов менеджмента требует подготовки специалистов нового качества - интегральных менеджеров, чья обязанность состоит в обеспечении согласованности реализации отдельных направлений менеджмента.

Менеджмент приобретает интернациональный характер в связи с глобализацией экономики и развитием транснациональных компаний, что определяет универсализацию теории менеджмента. В то же время развивается взгляд о национально-культурных особенностях менеджмента, подтверждаемый очевидным фактом трудности использования управленческих парадигм одних стран в деятельности компаний других стран. Наличие этих двух концепций (универсального и разнопланового (национального)) менеджмента – черта сегодняшнего состояния развития теории менеджмента. Практика показывает, что необходима творческая адаптация опыта менеджмента других стран к отечественным условиям.

В настоящее время имеются следующие концепции содержания менеджмента:

‑ функциональная – с акцентом на процедуре и организационной структуре менеджмента;

‑ бихевиористическая, рассматривающая менеджмент как процесс взаимодействия людей;

‑ с позиции принятия решений как главного содержания менеджмента;

‑ концепция менеджмента, как процесса обмена информацией;

‑ концепция менеджмента с позиции исследования операций («науки управления») – менеджмент, как система математических формул и моделей.

Все концепции имеют свои преимущества и недостатки, рассматривая лишь отдельные стороны процесса управления. Все же, можно сказать, что функциональная концепция является классической базой развития современной теории менеджмента.

В дополнение к концепциям имеются различные подходы к реализации решений менеджмента:

‑ универсальный – предполагающий возможность наличия единственного и наилучшего способа решения конкретной проблемы;

‑ ситуационный – утверждающий, что вследствие уникальности ситуаций менеджеры во многом должны опираться на свою интуицию и минимально использовать разработанные инструкции;

‑ контингентный – предполагающий, что имеется возможность выявления принципов и методов управления, связанных с систематизированными условиями их применения;

‑ процессный, ориентированный на управление процессом, нацеленным на удовлетворение клиента компании,

‑ интегрированный, предполагающий целесообразность и необходимость объединения действий различных функционалов в единое целое.

Интегрированный и процессный подходы к менеджменту занимают в настоящее время ведущее положение, а формирование понятия «интегрированный менеджмент» снимает противоречие между иными выше упомянутыми концепциями и подходами.

На сегодняшний день содержание понятия «менеджмент» стандартизировано ГОСТ Р ИСО 9000–2001. В соответствии с ним менеджмент – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией; система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Следует согласиться с тем, что менеджмент в широком смысле слова как науку можно определить как непрерывный процесс целенаправленной и осознанной деятельности человека по реорганизации природы и общества для поиска наиболее устойчивых форм их взаимодействия. [2] Абсолютно верным, как представляется, является замечание о том, что важнейшей компонентой управления любым родом деятельности является методология. [3] Методологический подход к менеджменту как теории и практике управления позволяет вскрыть логику развития и реализации процессов управления организацией. Действительно, в методологии выделяется несколько уровней: [4]

‑ философский, на котором формируются общие принципы восприятия действительности;

‑ общенаучный, на котором формируется и разрабатывается теория;

‑ конкретной научной методологии, на котором обеспечивается разработка правил и условий проведения научного эксперимента, формируются требования к получаемым результатам;

‑ методических и технических исследований, на котором проводится регламентация научной деятельности четко выраженными нормативными характеристиками.

Все четыре уровня методологии могут использоваться при формировании теории и практики менеджмента. Наиболее актуальными остаются три последних уровня, определяющих прогресс теории и практики менеджмента как науки управления.

Таким образом, руководители, в соответствии с названными выше подходами, должны опираться на три составляющие своего знания: [5]

‑ теоретическую, описывающую сущностные характеристики;

‑ идентифицирующую, описывающую специфические характеристики объекта;

‑ ситуационную, описывающую характеристики, специфические для данного периода времени.

Зная арсенал концепций, парадигм и подходов к менеджменту, легче сориентироваться в разнообразии возможностей управления, которые предлагает менеджмент.

[1] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №5.

[2] Пудич В. С. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня . – 2003. - №2.

[3] Герасимов Б. Н. Методология развития функциональной структуры организаций на основе реинжиниринга.: Диссертация на соискание степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05. – Самара, 2000. – 286 с. – С. 37.

[4] Чудновская С. И. Интеграция и квантирование процессов менеджмента: Диссертация на соискание степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05. – М., 1999. – 447 с. – С. 133-135.

[5] Яхонтова Е. С. Эффективные технологии управления персоналом. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:28:05