Инвестиционный фактор развития предпринимательства в промышленности

Семенов Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Недостаточное инвестирование в реальный сектор экономики за годы реформ привело к ухудшению технического состояния основных производственных фондов многих предприятий. Производственная база целого ряда организаций сегодня является физически и морально устаревшей. Во многом это определяется как дефицитом инвестиционных ресурсов, так и недостаточно эффективным управлением их использованием.

Ключевые слова: промышленные предприятия, развитие предпринимательства, реальный сектор экономики, дефицит инвестиционных ресурсов, инвестиционный фактор



Недостаточное инвестирование в реальный сектор экономики за годы реформ привело к ухудшению технического состояния основных производственных фондов многих предприятий. Производственная база целого ряда организаций сегодня является физически и морально устаревшей. Во многом это определяется как дефицитом инвестиционных ресурсов, так и недостаточно эффективным управлением их использованием.

Практически все отечественные предприятия нуждаются в инвестициях. При этом управленческий аспект инвестиционный деятельности предприятий заключается не только в умении своевременно найти в достаточном объеме финансовые ресурсы, но и грамотно, результативно их использовать. Такой подход требует согласованной работы всех участников инвестиционных процессов.

Механизм управления инвестициями на уровне предприятия (микроуровне) можно определить как комплексную систему финансовых, правовых и организационно-экономических мер, учитывающих взаимосвязь государственных (региональных, отраслевых) интересов, а также интересов бизнес-партнеров и направленных на достижение долгосрочных целей инвестиционной деятельности в сфере экономического и социального развития предприятия с учетом повышения предпринимательской активности.

В переходной экономике положение предприятий и организаций коренным образом меняется. Становясь полноправным субъектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, хозяйственная структура должна сформировать у себя систему менеджмента, которая обеспечила бы ей высокую эффективность работы с инвестициями, предпринимательскую активность, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Управление предприятиями и их ресурсами в условиях перехода к рынку сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой предпринимательской адаптации к изменениям во внешней среде. В том числе в инвестиционной, которую можно охарактеризовать как совокупность переменных, находящихся за пределами предприятия и не являющихся сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента.

Это, прежде всего, те хозяйствующие субъекты, а также физические лица, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им задач:

‑ финансовые и инвестиционные структуры,

‑ лизинговые компании;

‑ поставщики;

‑ органы государственного управления;

‑ потребители;

‑ конкуренты.

Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды. Это факторы, которые, не оказывая прямого воздействия на хозяйственную, в том числе инвестиционную, деятельность предприятия, предопределяют стратегически важные предпринимательские решения, принимаемые его менеджментом. Ключевая роль здесь принадлежит финансово-экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим и физико-географическим факторам.

Значение факторов внешней среды сегодня резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, финансово-экономических, политических), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее состояние в настоящее время диктует стратегию и тактику менеджмента на предприятиях. С учетом высокой степени неопределенности внешней среды необходимым является использование ситуационного подхода к управлению, включая управление инвестициями.

Согласно данному подходу, внутренняя среда предприятия должна адекватно реагировать на различные внешние воздействия. Центральным звеном здесь является диагностика ситуации, т.е. четкое определение конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу предприятия и его предпринимательские возможности в данный период времени. Поэтому ключевой задачей менеджмента становится использование такого управляющего воздействия, которое обеспечит адаптацию хозяйствующего субъекта к внешним реалиям. От этого в значительной степени зависит эффективность инвестиционных процессов и предпринимательских усилий на микроуровне.

Внутренняя среда предприятий формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на условия хозяйствования. Это организационная структура предприятия, функции, выполняемые его звеньями, формы и методы, с помощью которых эти функции реализуются, а также ресурсный потенциал, позволяющий осуществлять инвестиционно-предпринимательскую деятельность.

Сегодня в инвестиционной сфере возникают такие цели и задачи, которые раньше хозяйственные структуры самостоятельно не решали и даже не ставили. Переход предприятий к рынку связан с тем, что они попадают в зону очень высокой хозяйственной неопределенности и предпринимательского риска. Получив расширенные права на самостоятельное проведение операций на внутреннем и внешнем рынке, большинство предприятий впервые всерьез столкнулось с проблемой оптимизации инвестиционных потоков, стратегического планирования, управления имущественным комплексом, финансового менеджмента. Одни организации сегодня прекращают существование, другие только формируются. С учетом результатов приватизации меняются формы собственности, устанавливаются новые хозяйственные связи и развиваются рыночные механизмы управления.

В результате проводимого реформирования радикально меняются действовавшие методы микро- и макроэкономического регулирования экономики. Происходит формирование новых отношений как между хозяйствующими субъектами, так и внутри отдельных структур. В полной мере это относится и к инвестиционным отношениям.

Каждое предприятие, являясь юридически самостоятельным субъектом хозяйствования, имеет свои цели и задачи социально-экономического развития. В рамках этих целей на основе самостоятельного выбора рациональной инвестиционной политики предприятие проводит предпринимательскую деятельность. Инвестиционная политика предприятия, ориентируясь на долгосрочные цели, реализуется в процессе текущей хозяйственно-финансовой деятельности.

При формировании инвестиционной политики предприятия должен быть определен период ее действия, сопряженный по целям и этапам с общей финансовой политикой предприятия. В последующем должны быть разработаны наиболее эффективные пути реализации стратегических целей инвестиционной деятельности. При оценке рациональности инвестиционной политики необходимо учитывать не только ее финансово-экономические результаты, но и совокупность социальных эффектов.

Стабилизация и последующее устойчивое развитие отечественной экономики, включая ее инвестиционную сферу, возможны на основе постоянного совершенствования основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования хозяйственных отношений, а именно:

‑ блока макроэкономического управления;

‑ блока внутрихозяйственного управления;

‑ блока управления межфирменным предпринимательским взаимодействием (организации и развития рациональных хозяйственных связей).

Разумеется, абсолютно самостоятельная инвестиционная политика предприятия просто невозможна. Она существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с государственной (отраслевой, региональной) политикой и политиками многих других хозяйствующих субъектов. Вся совокупность участников инвестиционных процессов находится в системной зависимости друг от друга.

Любое предприятие при формировании своей инвестиционной политики, решении предпринимательских задач и управлении инвестициями должно учитывать целую систему правовых, экономических, финансовых и организационных мер, проводимых как государством в лице своих органов управления (включая региональные и отраслевые), так и хозяйственными партнерами и конкурентами.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:28:34