Методика нормирования переходящих запасов
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В прошлом номере журнала мы обещали подробнее рассказать об использовании методики нормирования переходящих товарных запасов, основанной на использовании систем долговременных нормативов, отражающих сложившееся в районах потребления качество транспортного обслуживания и сезонные колебания потребительского спроса. Рассмотрим эту методику.
Ключевые слова: управление запасами, материально-производственные запасы
Итак, основным направлением совершенствования методов корпоративного планирования нефтепродуктообеспечения предлагается использование методики нормирования переходящих товарных запасов, использующей систему долговременных нормативов качественного транспортного обслуживания и сезонных колебаний потребительского спроса. Таким нормативом предлагается считать значения показателя запасоемкости продаж нефтепродуктов.
Уровень значений этого показателя является индикатором качества корпоративного управления в целом. Чем эффективнее протекают процессы производства, транспортировки и хранения нефтепродуктов, тем меньше переходящих товарных запасов нужно иметь на распределительных нефтебазах для надежного обеспечения потребителей.
На долю товарных запасов в районах потребления более 60% времени обращения приходится на такие нефтепродукты как автобензин и дизельное топливо. Поэтому уменьшение переходящих товарных запасов до минимально необходимого уровня способствует ускорению оборачиваемости нефтепродуктов и снижению потребности в заемных оборотных средствах, обслуживание которых порождает излишние торгово-управленческие расходы.
Важность процессов обращения, протекающих в районах потребления, определяет необходимость разработки механизма территориального балансирования спроса и предложения на основе поддержания заданного уровня товарных запасов на распределительных нефтебазах.
Управление запасами должно иметь обратную связь, оперативно реагирующую на реально возникающую потребность в нефтепродуктах. Поэтому одним из основных показателей региональных процессов обращения является прогноз потребительского спроса, или предстоящий объем продаж нефтепродуктов.
Рассмотрим технологию реализации предлагаемой методики нормирования, которая основана на имитационном моделировании региональных процессов обращения нефтепродуктов и использования адресных информационных технологий решения аналитических маркетинговых задач, позволяющих анализировать конъюнктуру региональных рынков нефтепродуктов.
В общем виде структурная схема региональных процессов обращения нефтепродуктов представлена балансовой моделью:
Оki + Dki = Qki + O(k+1)i (1)
где k – месяцы года;
i – распределительные нефтебазы (области);
Оki – объемы товарных запасов на начало k-го месяца;
Dki – объемы завоза на i-ую нефтебазу в k-ом месяце;
Qki – объемы продаж нефтепродуктов в k-ом месяце с объектов i-ой нефтебазы.
Конъюнктуру рынка характеризует показатель запасоемкости продаж Bki:
Oki
Bki = --------------------- (2)
Qki
С использованием средств информационных технологий предусматривается решение таких задач, как
а) прогнозирование сезонных колебаний потребительского спроса;
б) отслеживание отклонений фактических запасов от нормативных уровней, рассчитанных с использованием системы долговоременных нормативов запасоемкости продаж.
На рис. 1 приведена логико-информационная схема расчета и использования при планировании нефтепродуктообеспечения системы долговременных нормативов запасоемкости продаж нефтепродуктов.
Анализ эффективности транспортно-экономических связей по обеспечению нефтепродуктами как в прямых, так и в смешанных сообщениях показал, что уровень запасоемкости продаж зависит от качества транспортного обслуживания. Поэтому при выборе инвестиционных проектов развития транспорта и объектов нефтебазового хозяйства необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что нефтепродуктопроводы, тесно организационно и технологически связанные с нефтеперерабатывающими заводами и объектами нефтебазового хозяйства, обеспечивают по сравнению с другими видами транспорта более высокую надежность поставок. И, следовательно, требуют более низкого уровня запасоемкости продаж нефтепродуктов на распределительных нефтебазах, входящих в зону нефтепродуктопроводов.
Сравнение уровней запасоемкости продаж при использовании различных видов транспорта позволяет экономически обоснованно выбирать варианты развития объектов нефтебазового хозяйства и нефтепроводного транспорта, ориентируясь на необходимость снижения перспективной потребности в оборотных средствах.
Систематизированные данные о динамике показателей региональных процессов обращения представляют собой уникальную исходную информацию, необходимую для исследования рыночной конъюнктуры в зоне конкурентного преимущества нефтяной компании.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:12