Особенности создания предприятий
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Создание нового предприятия начинается с бизнес-идеи. Она может быть собственной, оригинальной или заимствованной: принципиально новой (персональный компьютер), новой (новая электронная игра), модифицированной старой (модификация модели автомобиля или телевизора) или старой на новом рынке (завоз подержанных автомобилей на российский рынок).
Ключевые слова: бизнес-идея, организация производства
Создание нового предприятия начинается с бизнес-идеи. Она может быть собственной, оригинальной или заимствованной: принципиально новой (персональный компьютер), новой (новая электронная игра), модифицированной старой (модификация модели автомобиля или телевизора) или старой на новом рынке (завоз подержанных автомобилей на российский рынок).
Все виды бизнес-идей могут быть основой для создания предприятия, но по мере развития рынка, как правило, увеличивается доля новых и уменьшается доля старых идей.
Источники новых бизнес-идей могут быть разные.
Отзывы потребителей.
Предприниматели должны уделять большое внимание обратным связям между предприятием и потребителем. При этом можно просто отслеживать интересные мысли, высказываемые друзьями, родственниками, коллегами, а можно организовывать специальные каналы обратной связи с потребителями (например опросы потребителей).
Продукция конкурентов.
Предприниматель должен внимательно относиться к товарам и услугам, предлагаемым другими фирмами. Подобный анализ нередко показывает, что тот или иной товар или услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового предприятия.
Мнения торговых работников.
Мнения работников торговой сети и сбытовых отделов предприятий также ценный источник новых бизнес-идей. Благодаря своему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой бизнес-идеи.
Публикации в широкой прессе и специализированных патентных изданиях.
В каждой стране существуют периодические издания, в которых публикуется информация по последним патентам, в США ‑ “Official Gazett”, в России издания ВИМИ (Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации).
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Наиболее эффективным источником новых бизнес-идей является собственная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность предпринимателя.
Каким бы путем ни возникла бизнес-идея, чтобы она превратилась в готовый продукт или услугу, ее необходимо развить и углубить. Если речь идет о создании нового промышленного продукта, то процесс доводки идеи до готового продукта, именуемый “жизненным циклом существования нового продукта”, в максимальном варианте включает в себя пять этапов:
1 этап. Рождение идеи.
2 этап. Концептуальная проработка идеи.
3 этап. Опытно-конструкторская разработка (ОКР).
4 этап. Пробный выход на рынок.
5 этап. Коммерциализация продукта.
На первом этапе производится первичная оценка предложений по выпуску новых продуктов и услуг с целью выбрать из них наиболее интересные, заслуживающие более внимательного изучения. Критерии отбора идей должны учитывать все сильные и слабые стороны предпринимателя и его финансовые возможности.
Второй этап ‑ этап концептуальной проработки, на котором они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии также составляется первый укрупненный вариант бизнес-плана, в котором описываются основные характеристики продукта и предполагаемая стратегия его сбыта. Желательно также узнать мнение потенциальных покупателей, дать им возможность высказать свое мнение о концепции нового продукта.
Если концепция одобрена, наступает третий этап ‑ этап опытно-конструкторских разработок, который завершается изготовлением опытного образца. На данной стадии решаются все технологические и экономические вопросы, связанные с выпуском нового изделия. Создание опытного образца необходимо, чтобы отладить весь процесс производства и провести стендовые испытания готового товара, показать его покупателям и узнать их мнение о конкурентоспособности этого товара.
Вся информация, необходимая для составления окончательного варианта маркетингового раздела бизнес-плана, должна быть собрана уже в конце этапа ОКР, но, чтобы повысить шансы успешной коммерциализации продукта, рекомендуется пройти четвертый этап ‑ пробный выход на рынок. Этот этап жизненного цикла существования нового продукта должен дать фактическую информацию по продажам первой партии товара, позволяющую судить о том, примет ли рынок новый товар. Заканчивается этап разработкой окончательного варианта бизнес-плана.
Последним и основным этапом данного жизненного цикла является пятый этап коммерциализации продукта ‑ вывода его на рынок. В дальнейшем продукт ожидает, как правило, рост спроса, насыщение рынка и стад спроса. На стадии спада спроса предпринимателю следует задуматься о выпуске нового продукта.
Параллельно с процессом создания нового продукта или услуги, а также с разработкой бизнес-плана осуществляется и создание предприятия. Обычно разработка регистрационных документов производится на втором этапе, а регистрация и начало его работы ‑ на четвертом.
Существенным вопросом при создании нового предприятия является его финансирование. В мировом бизнесе используются различные источники, такие как личные средства, средства родственников и друзей, кредиты, средства страховых компаний и пенсионных фондов, венчурный капитал и другие. При этом даже в США при хорошо развитом финансовом рынке доля личных средств, вкладываемых предпринимателями в финансирование нового бизнеса, составляет по оценкам экспертов около 50 %.
В российском бизнесе ситуация с финансированием новых предприятий заметно хуже. Согласно исследованиям, в которых участвовали 1628 российских малых предприятий, свыше 70% из них испытывали финансовые затруднения на этапе становления своего дела, но только половина смогла взять кредиты в банках. В Москве около одной пятой части всех малых предприятий привлекают частный небанковский кредит. Банковские кредиты используются примерно в два раза реже.
Приведем несколько примеров создания новых предприятий, на базе проработанных бизнес-идей.
Братья Ричард и Морис Макдоналды отличались высокой изобретательностью. Послевоенный бум рождаемости в США, появление многодетных молодых семей, бурное расширение сети автомобильных дорог, рост покупательной способности создавали новые ниши на потребительском рынке.
Первое кафе самообслуживания они открыли еще в 1940 году в городке Сан-Бернардино в штате Калифорния, куда можно было подъезжать на автомашине. Меню привлекало своими ценами: гамбургер стоил 15 центов, чизбургер ‑ 19 центов. Новшество привлекло массу посетителей. В 1955 году братья передали право на создание и управление ресторанами “Макдональдс” на территории США предпринимателю Рею Кроку, которому шесть лет спустя перешли и все права собственности на быстро развивающуюся “империю гамбургеров”. Сегодня в эту систему входят 23 тысячи ресторанов fast food (быстрого питания) в 111 странах мира.
В 1995 году мэрия Москвы начала программу “Русское бистро”, развернув на середину 1998 года в Москве и Зеленограде 29 кафе. Мэрии Москвы принадлежит 55,6 % акций сети. Большинство кафе действует на основе франчайзинга ‑ владельцы платят 7 % оборота за использование торговой марки и рекламную поддержку, обучение персонала и советы по управлению предприятием
Одним из интересных примеров массированного создания новых предприятий в России является процесс формирования товарного рынка офисных и школьных канцелярских товаров. Этот сегмент рынка возник в 1991 году в связи с принятием закона о либерализации внешней торговли.
В 1995 году канцтоваров было продано почти на миллиард долларов, и в 1996 на 50-70 % больше. При этом и в оптовой и в розничной торговле в 1996-1997 гг. сохранялась очень высокая по сравнению с другими секторами норма прибыли (оптовая наценка составляла 20-50 %, а розничная доходила до 100%), и спрос в сезон стабильно превышал предложение. Серьезная конкуренция в отрасли была незначительной. Создалась ситуация, при которой любой предприниматель, обладающий элементарными знаниями в области канцелярских товаров, мог основать фирму, и у него была реальная возможность овладеть значительной частью рынка. В 1998 г. только в Московском регионе работали более 220 фирм по продаже канцелярских товаров. Канцтовары оказались перспективным делом для небольших фирм ‑ новичков на рынке. Оптовая партия степлеров или карандашей во много раз дешевле такой же партии телевизоров, в результате чего импортные поставки можно было начинать имея небольшой капитал. Таким образом, для этого рынка характерны как низкие барьеры входа, так и невысокая степень конкуренции.
Распространенным вариантом создания предприятия является его выделение из уже существующего предприятия или создание совместного предприятия несколькими, уже существующими. Наличие уже существующей организационной, финансовой и производственной структуры (или возможность создания этой структуры с нуля при помощи материнского предприятия) существенно облегчает начало бизнеса.
В соответствии с принятой в международном менеджменте классификацией организационных структур вновь созданные предприятии чаще всего выбирают одну из следующих структур.
1. Простая структура. Характеризуется слабым развитием в ней техноструктуры, небольшим числом людей, выполняющих вспомогательные функции, минимальной дифференциацией подразделений, неразвитой иерархией менеджмента. Эта структура органична. Координация внутри нее осуществляется путем прямого руководства: руководитель контролирует все решения.
Главным достоинством подобной структуры является ее простота и “прозрачность”, что позволяет минимизировать издержки в мало изменяющейся среде, главным недостатком - плохая адаптируемость в меняющихся условиях.
Простая структура характерна для большинства вновь создаваемых малых предприятий.
2. Adhoc-кратия. Это структура организации с низкой степенью формализации поведения, высокой степенью горизонтальной специализации деятельности. В таких структурах специалисты объединяются в небольшие группы, ориентированные на какой-либо функциональный проект. Атмосфера изобретательства предполагает ломку старых стереотипов, поэтому adhoc-кратическая структура должна избегать любых форм стандартизации.
Достоинства и недостатки подобной структуры зеркальны достоинствам и недостаткам простой структуры: хорошая адаптируемость в условиях меняющегося рынка, но высокие текущие издержки в условиях рынка постоянного.
Adhoc-кратия характерна для инновационных, а также аудиторских и консалтинговых предприятий.
3. Оболочечная (сетевая) фирма (hollow firms) ‑ это организации, в которых часть бизнес-функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. Оболочечная фирма берет на себя издержки производителя по определению того, какой товар надо производить, как и кому его реализовывать (трансакционные издержки).
Основные достоинства оболочечной фирмы ‑ высокий потенциал изменчивости и приспособляемости в условиях быстро меняющегося рынка, позволяющий значительно уменьшить трансакционные издержки. Недостатки ‑ риск конкуренции со своими производственными подрядчиками; легковесность; отсутствие надлежащего контроля за качеством продукции.
Присутствие оболочечных фирм заметнее всего на рынках с быстро меняющимся спросом, зависящим от моды: производство игрушек, одежды, обуви, спортивных товаров.
Источники:
2. Ефремов Д. К нашим предпринимателям более участливы западные кредиторы // Финансовые известия, 9 апреля 1998.
3. Карпов К., Медовников Д., Хазбиев А. Пустяк в миллиард долларов // Эксперт, 1996, № 48.
4. Михеев В. Умер отец-основатель сети ресторанов “Макдональдс” // Известия, 16 июня 1998.
5. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. В 5 книгах. - М.: Прогресс-Универс, 1991-1992.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:31