Маркетинговая ориентация корпоративных предприятий нефтепродуктообеспечения

Ахриев Ю.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахриев Ю.К. Маркетинговая ориентация корпоративных предприятий нефтепродуктообеспечения // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 6. – С. 96-98.

Аннотация:
Складывающаяся система экономических отношений между потребителями нефтепродуктов, вертикально интегрированными нефтяными компаниями и администрациями субъектов Российской Федерации не соответствует уровню, который необходим в государстве для нормального функционирования предприятий-производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Непрерывно снижаются объемы платежеспособного спроса.

Ключевые слова: нефтяные компании, нефтепродукты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Складывающаяся система экономических отношений между потребителями нефтепродуктов, вертикально интегрированными нефтяными компаниями и администрациями субъектов Российской Федерации не соответствует уровню, который необходим в государстве для нормального функционирования предприятий-производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Непрерывно снижаются объемы платежеспособного спроса. Денежными средствами сегодня оплачивается не более одной трети товарооборота нефтепродуктов. Сокращаются доходы нефтяных компаний на внутреннем рынке. Потребители несут все большие расходы, связанные с нефтепродуктообеспечением. Из-за нерациональных перевозок, огромного количества коммерческих посредников между производителем и потребителем нефтепродуктов, а также из-за отсутствия контроля за текущим состоянием товарных и производственных запасов растут непроизводственные расходы в сфере обращения этих важнейших видов энергоносителей.

В условиях общеэкономического кризиса и фактического самоустранения государства от регулирования внутреннего товарного рынка нефтепродуктов возникает необходимость передачи этой функции отечественным нефтяным компаниям и региональным органам власти. Администрации субъектов Российской Федерации, ответственные за социально-экономическое развитие регионов, должны быть заинтересованы в создании действенных рычагов управления энергетической безопасностью предприятий и населения, располагающихся на их территориях.

Разработка таких рычагов согласования интересов нефтяных компаний и потребителей нефтепродуктов в рамках отдельно взятых субъектов Федерации, а также экономических механизмов, способствующих практическому использованию этих рычагов, представляет собой сложную и трудоемкую задачу, решений которой требует новых научных подходов и методов анализа и прогнозирования конъюнктуры региональных товарных рынков нефтепродуктов.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, маркетинговая ориентация предприятий нефтяного бизнеса зависит от развития и территориального размещения производительных сил, а также от восприимчивости корпоративного планирования к новшествам, которые за счет экономии ресурсов в сфере обращения, их раскрытия и использования обеспечивают экономическую безопасность регионов.

Одним из направлений использования отечественного потенциала является ориентация корпоративных методов планирования деятельности предприятий нефтяного комплекса на рационализацию региональных процессов товарообращения нефтепродуктов, таких, как, например, автобензин т дизельное топливо. В соответствии с методическими разработками ИСЭУ УНЦ РАН региональные процессы товарообращения охватывают продвижение продукции с момента поступления на распределительную нефтебазу до ее расходования конкретным потребителем.

Основные элементы этих процессов характеризуются объемными значениями таких показателей как:

‑ поступление нефтепродуктов на распределительную нефтебазу;

‑ товарные запасы;

‑ продажа нефтепродуктов на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства;

‑ производственные запасы и расход нефтепродуктов у наиболее крупных потребителей.

Текущие значения этих показателей адекватно отображают конъюнктуру региональных товарных рынков нефтепродуктов. Изучение региональных особенностей и закономерностей поведение каждого из указанных элементов и их взаимозависимостей позволяет анализировать и прогнозировать конъюнктуру товарного рынка в зоне деятельности каждой распределительной нефтебазы. Использование этих знаний позволит своевременно принимать меры по регулированию рынка с целью повышения качества нефтепродуктообеспечения, т.е. снижения корпоративных издержек обращения, влияющих на уровень потребительских цен нефтепродуктов и повышения надежности обеспечения потребителей данной продукции.

Практическое использование комплекса научных разработок, связанных с изучением закономерностей формирования региональных рынков нефтепродуктов в зоне конкурентного преимущества НК “Лукойл”, позволило выявить значительные резервы экономии издержек обращения и разработать предложения по совершенствованию методов корпоративного планирования и управления, позволяющие реализовать эти резервы в ходе текущего и годового планирования поставок и перевозок нефтепродуктов.

Подробнее об использовании методики нормирования переходящих товарных запасов, основанной на использовании систем долговременных нормативов, отражающих сложившееся в районах потребления качества транспортного обслуживания и сезонные колебания потребительского спроса мы рассмотрим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:35